Найти тему

Жалуемся на бездействующего пристава: порядок действий

Оглавление

Согласно ст. 36 закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ, у судебного пристава есть 2 месяца, чтобы хоть как-то поспособствовать возврату долгов в пользу взыскателя. За это время судебный пристав должен попытаться отыскать банковские счета должника, запросить сведения из Росреестра, ГИБДД, ФНС, ПФР, чтобы узнать, какое у него есть имущество и официальные доходы. Если они обнаружатся, то на соответствующие активы должен быть наложен арест, чтобы впоследствии их передать взыскателю (если это деньги) или сначала продать, а вырученные средства направить кредитору. Но, если за 2 месяца не произошло вообще ничего, на судебного пристава надо жаловаться. Расскажем, как это сделать максимально эффективно.

Сначала вежливость

Судебные приставы сильно перегружены работой, и одному человеку приходится заниматься сотнями, если не тысячами исполнительных производств. Поэтому для начала стоит войти в положение сотрудника ФССП и попытаться переговорить с ним мирно. Для этого достаточно записаться на приём к государственному служащему. На встрече сообщите судебному приставу номер исполнительного производства, узнайте, какие действия по нему предпринимались. Выясните у сотрудника ФССП, какие действия он намерен предпринять в дальнейшем. Если судебный пристав пойдёт на контакт, есть смысл дать ему «второй шанс» и посмотреть, поможет ли он конкретно вам взыскать долг. Если же мирные переговоры ни к чему не привели, то стоит писать жалобы.

Жалобы начальству

Особенности подачи жалоб на судебных приставов регулируются главой 18 закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ. Однако подавать жалобу нужно в максимально короткие сроки. Как только взыскателю стало известно, что сотрудник ФССП бездействует (например, он окончил исполнительное производство, так ничего и не предприняв), то у него есть всего 10 дней, чтобы пожаловаться.

Кому именно жаловаться?

  1. Если некий акт вынес «рядовой» судебный пристав, и он никак не утверждался начальством, то жалоба подаётся старшему судебному приставу.
  2. Если акт был вынесен старшим судебным приставом (или он утвердил документ «рядового» сотрудника ФССП), то жалоба подаётся главному судебному приставу региона.
  3. Если акт вынес главный судебный пристав региона или заместитель главного судебного пристава РФ, то жалоба направляется главному судебному приставу РФ.

Конечно, это не значит, что если, например, вам не угодил старший судебный пристав, работающий в провинциальном городке, надо непременно ехать в областную столицу, чтобы передать жалобу на него главному судебному приставу региона лично. Жалобу можно оставить и самому старшему судебному приставу, который по закону в течение 3 дней обязан направить её вышестоящему начальству.

В жалобе нужно обязательно прописать должность и Ф.И.О. конкретного судебного пристава, чьё бездействие не устраивает взыскателя. Также нужно указать Ф.И.О. заявителя и адрес его места жительства, если жалобу подаёт гражданин, или наименование и адрес регистрации, если взыскатель — фирма. В жалобе также указываются основания, по которым обжалуется бездействие судебного пристава, а также излагаются требования (например, если исполнительное производство было окончено раньше срока — требование о его восстановлении).

Если вдруг взыскатель и судебный пристав «помирились»,то жалобу можно в любой момент отозвать.

Жалоба в суд

Если руководство судебных приставов не способствовало решению проблемы, нужно обратиться с жалобой в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. По общему правилу граждане обращаются в суды общей юрисдикции, но есть исключения. Например:

  • арбитражный суд изначально выдал исполнительный документ;
  • требования в исполнительных документах относятся к ИП или к организации;
  • судебный пристав вынес постановление против должника-ИП или компании, если долги образовались из-за ведения ими предпринимательской деятельности.

В перечисленных в списке случаях иск подаётся в арбитражный суд. Если бездействие судебного пристава привело к убыткам взыскателя, то суд поможет получить компенсацию с государства. Ч. 3 ст. 219 КАС РФ обязывает направлять иск в суд также в течение 10 дней после принятия судебным приставом акта, который взыскатель считает незаконным.

Важно! Взыскатель сам вправе выбрать, куда обратиться. Можно сначала пожаловаться начальству судебного пристава, а потом пойти в суд. А можно сразу подать иск в суд, минуя жалобы руководству ФССП.

Закон позволяет оспорить бездействие судебных приставов, но делать это нужно как можно скорее. Жаловаться начальству можно всего в течение 10 дней после обнаружения факта бездействия. В противном случае судебный пристав автоматически будет считаться правым.

С уважением, Европейская Юридическая Служба.

#пристав #долги #суд #еюс #юрист24 #взыскание #фссп