Найти тему

Была ли у Красной Армии стратегическая авиация во Второй Мировой войне

Поводом для написания этой статьи послужили комментарии, которые появились под моим материалом о бомбардировках Дрездена во Второй Мировой войне. Там я упоминал, что в англо-американских стратегических бомбардировках была заинтересована и советская сторона, так как в СССР своей стратегической авиации не было.

Некоторые читатели сразу заподозрили меня в незнании азбучных истин, и стали утверждать, что в СССР была мощнейшая стратегическая авиация, приводя в качестве доводов количество бомбардировщиков Ил-4 и налёт советской авиации на Берлин в 1941 году. Понятно, что данные комментаторы не очень хорошо понимают, что такое стратегическая авиация.

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Стратегическая авиация определяется не наличием дальних и тяжёлых бомбардировщиков, а способностью этой части военно-воздушных сил решать стратегические задачи. Всё, что происходит в зоне боевых действий, на сотню и даже тысячу километров вглубь — это работа тактической авиации. Но самое главное — масштаб. Тактическая авиация в основном решает задачи поддержки сухопутных войск или флота. Задачи стратегической авиации — изменение обстановки в более глобальном плане. Если брать период Второй Мировой войны, то в первую очередь речь про большой экономический ущерб. Стратегическая авиация должна была иметь возможность уничтожать крупные объекты экономики противника в его глубоком тылу. Не стоит, наверное, объяснять, что гораздо выгоднее лишить противника возможности производить танки или самолёты, чем уничтожать их на фронте по одному, да ещё неся при этом собственные потери.

Сейчас задачи стратегической авиации могут быть решены за счёт применения ядерного оружия. Всего один стратегический бомбардировщик способен уничтожить крупный населённый пункт (и не один), со всем его заводами, складами и транспортными узлами.

В период Второй Мировой войны ядерного оружия не было (слава богу) и поэтому решать задачу приходилось по-другому. Тем более, что и высокоточного оружия тоже ещё не имелось, а потому единственный способ уничтожения крупных промышленных объектов — массированная бомбардировка сотнями тяжелых бомбардировщиков, способных нести бомбы большого калибра. При этом объект бомбёжки превращается в руины, где выжить нет шансов даже у тараканов. Мало отличаясь от Хиросимы после того, как американцы сбросили на неё атомную бомбу. Что и не удивительно, поскольку суммарная мощность сбрасываемых бомб при некоторых массированных бомбардировках англо-американской авиации была близка к тротиловому эквиваленту того, что сброшено на Хиросиму и Нагасаки.

Надо сказать, что первой страной, которая попробовала создать стратегическую авиацию был именно Советский Союз. В СССР был не только разработан и запущен в производство тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, но создавался он в огромных (по тем временам) количествах. Создавались воздушные армии особого назначения, по полторы сотни тяжёлых бомбардировщиков в каждой.

Но до Второй Мировой войны эти армии не дожили. Самолёты ТБ-3 быстро устарели и хотя в 1941 году их числилось ещё 364 штуки, но все были сильно изношены и в воздушной войне уже роли не играли. Чаще использовались как транспортные для переброски тяжёлого вооружения. Наличие к началу войны более двух тысяч дальних бомбардировщиков ДБ-3, конечно, позволяло бы производить массированные бомбардировки в немецком тылу… Но значительная часть этих самолётов была потеряна в начале войны, да и реальные боевые возможности бомбардировщика были невелики. Настоящих самолётов, способных решать стратегические задачи — ТБ-7, он же Пе-8, было к началу войны лишь 9, а всего построено 93 машины.

В ходе войны советская авиация не производила ни одной операции, которую можно было бы отнести к стратегическим бомбардировкам. Упоминаемые же налёты на Берлин в 41-м носили скорее психологический характер. Никакого реального урона Третьему Рейху несколько самолётов нанести не могли.

А потому, если говорить о существовании стратегической авиации, то надо учитывать не только наличие тяжёлых дальних бомбардировщиков, но и их количество.

Рекомендую также вышеупомянутую мою статью:

Бомбардировка Дрездена: знало ли о ней советское руководство?

Для тех, кто ещё почему-то не приобрёл мои книги «Мифы и факты Великой Отечественной войны» и «Освобождение-2»., очень рекомендую это сделать.