Найти в Дзене
Кинолог на дом

"Границы навыка" и почему их важно соблюдать при дрессировке собак.

На успех обучения собаки влияет способность дрессировщика правильно объяснить своему питомцу изучаемую команду. От того, насколько точно собака поймёт всю последовательность действий, будет зависеть успешное освоение изучаемого навыка.

У начинающих дрессировщиков встречается ошибка, связанная с неясностью требований предъявляемых к собаке. Зачастую, объясняя собаке навык, дрессировщик сам имеет размытое представление о нём. С одной стороны он знает, что вначале должна быть голосовая команда, потом выполнение, а потом? А потом, обычно, всё начинается по новой: команда и выполнение. И вроде бы в этой схеме всё понятно, кроме одного: когда и где для собаки закончилась команда?

Вот типичный пример, как неопытный дрессировщик отрабатывает навык: даёт команду, собака выполняет, дрессировщик поощряет выполнение (хвалит, даёт лакомство, выбрасывает мяч и т.д.), собака самостоятельно заканчивает выполнение команды, начинает радоваться , бегать, прыгать и т.д. Далее снова подается команда, происходит выполнение, поощрение и т.д.
Где тут было завершение навыка? Его нет. Более того, получается, что своим поощрением дрессировщик сорвал собаку с выполнения команды! Разврешив ей самостоятельно принять решение закончить выполнения команды.

Этой ошибкой грешат как молодые, так и опытные дрессировщики. Про отменяющую команду мало кто помнит. А это очень важно!

Почему? Давайте разбираться.

Любой навык, который изучает собака можно представить в виде некоторой последовательности действий. Эта последовательность всегда имеет начало, процесс выполнения и конец. Всё вместе это называется "границы навыка". Для успешного обучения собаки, дрессировщик должен уметь правильно их формировать.

Почему это важно? Размытое понимание собакой требований дрессировщика сильно тормозит процесс обучения. Если собака не понимает, что именно вы от неё хотите, то каким образом она должна раз от раза стремиться к одному и тому же действию?

При объяснении любого навыка собаке важно сформировать в своей голове последовательность действий, которые приводят к получению положительного подкрепления от дрессировщика. Это способствует закреплению, обобщению и автоматизации навыка.

Чтобы сформировать у собаки понимание границ формируемого навыка следует соблюдать следующие условия:

  1. Определение границ формирования навыка.
    Дрессировщик должен иметь четкое представление о том, что он подкрепляет, а собака – не менее четкое представление о том, какое ее поведение желательно для дрессировщика. Собака должна знать – ее правильные действия подкрепляются положительными воздействиями, неправильные – не подкрепляются вообще или подкрепляются отрицательными воздействиями, то есть усвоить границы между ошибочным и правильным поведением.
  2. Введение санкционирующей команды, разрешающей выполнение навыка.
    Для того чтобы запустить выполнение навыка, используются санкционирующие команды: «Сидеть», «Стоять», «Ко мне» «Рядом», «Апорт» и т.д. Санкционирующая разрешающая команда всегда подается перед выполнением навыка. По мере автоматизации навыка, санкционирующая разрешающая команда приобретает значение стимула, запускающего поведение.
  3. Введение санкционирующей команды, отменяющей выполняемый навык.
    На всех этапах дрессировки выполнение навыка должно всегда отменяться дрессировщиком командой «Гуляй», «Всё», «Свободна» и т.п. После этой команды собака просто отдыхает на поводке или без поводка. Так же санкционирующей отменяющей командой может служить следующая санкционирующая разрешающая команда.
    К примеру команду «Сидеть» можно отменить либо командой «Гуляй», либо командами: «Стоять», «Лежать», «Рядом», и т.д. Самостоятельного «ухода» собаки с выполнения навыка без команды дрессировщика допускать нельзя!

Вывод:

Правильное соблюдение "границ навыка" позволяет быстро договориться дрессировщику и собаке, привести к общему знаменателю понимание требований конкретного навыка и добиться эффективного результата. Позволяет сформировать у собаки точное понимание требований дрессировщика. Что помогает ускорить процесс обучения и позволяет быстрее автоматизировать изучаемый навык.

Кстати, проверьте себя, других владельцев собак, инструкторов на дрессировочных площадках. Как часто они используют отменяющую команду ? Результат будет очень интересным.

Удачи в дрессировке!

#дрессировка собак #дрессировка щенка #воспитание щенка #кинолог_на_дом #собаки #воспитание собак #кинология #зоопсихолог #дрессировка