Найти тему
Архивариус Кот

С клеймом убийцы

Я уже писала, что сами названия пушкинских «маленьких» трагедий стали почти нарицательными и употребляются подчас как фразеологизмы: «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь»… Особняком стоит «Моцарт и Сальери». Но и тут практически всегда память услужливо подсказывает параллель: талант и зависть (кстати, в черновиках трагедия так и называлась - «Зависть»), гений и злодейство, жертва и убийца. Когда-то много лет назад я даже прочитала о «посмертной каре»: музыканты всего мира не исполняют произведений Сальери.

А между тем, как выясняется, всё это, мягко говоря, имеет весьма отдалённое отношение к реальному Антонио Сальери. И, наверное, прежде чем говорить о пушкинской трагедии, нужно упомянуть и о её героях.

Моцарт, думаю, ни в каких представлениях не нуждается. Наверное, данная ему устами Сальери характеристика «безумца, гуляки праздного» истине не очень соответствует, но гениальность его никем не обсуждается и популярность музыки лишь растёт с годами.

Портрет Моцарта работы его свояка Йозефа Ланге считается наиболее достоверным изображением композитора
Портрет Моцарта работы его свояка Йозефа Ланге считается наиболее достоверным изображением композитора

А вот Сальери – если говорить о реальном человеке…

Остроумно замечено, что Сальери превратился с лёгкой руки Пушкина в музыканта, о котором ничего не знают, но очень много говорят. И, наверное, необходимо хоть немного узнать об этом человеке, прожившем долгую жизнь (особенно по тем временам) - 75 лет - и оставившем по себе, помимо злой легенды, в общем-то хорошую память.

Прежде всего, музыку Сальери исполняют, и исполняют выдающиеся мастера – например, альбом его оперных арий не так давно записала Ч.Бартоли.

Буквально на днях в Москве на Камерной сцене Большого театра состоялась премьера оперы «Фальстаф, или Три шутки», впервые представленной в 1799 году (кстати, это первое оперное воплощение комедии В.Шекспира – за полвека до О.Николаи и почти за сто лет до Д.Верди), – спектакль, конечно, несколько эпатажный по части раздеваний (хотя сейчас и не то ещё можно увидеть), но о музыке неплохое представление даёт.

А.Наношкина и В.Соколов в сцене из спектакля
А.Наношкина и В.Соколов в сцене из спектакля

Что можно сказать о Сальери-композиторе? Я не музыковед и передаю лишь свои впечатления от оперы и от некоторых записей. Его музыка, бесспорно, красива, очень мелодична. Столь же бесспорно, нет в ней того, о чём уже пушкинский Сальери скажет: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» - но, повторюсь, слушать её (да ещё в хорошем исполнении) очень даже приятно.

Что ещё можно сказать о нём? Наверное, прежде всего то, что был он прекрасным педагогом гениальных учеников. Среди них – Л.Бетховен, Д.Мейербер, Ф.Лист (и сын Моцарта Франц Ксавер, добавим). А любимый его ученик Ф.Шуберт (кстати, с которым, как и с Листом, Сальери занимался бесплатно) к 50-летию деятельности Сальери в Вене написал в его честь кантату на собственный текст, где были такие слова:

Подобен Богу ты во всём,

Велик и сердцем, и умом.

А кроме этого произведения, Шуберт посвятил Сальери десять вариаций для фортепиано, цикл песен на слова И.-В.Гёте и три струнных квартета.

Сальери умер в 1825 году, за пять лет до создания пушкинской трагедии (а задумывал её Александр Сергеевич, как известно, ещё раньше). 7 мая венская газета сообщила: «Сальери скончался. Отдавая дань заслугам маэстро Сальери перед престолом, император распорядился отменить на время траура все музыкальные представления в императорских театрах». Друг и первый биограф композитора И. фон Мозель писал о похоронах: «За гробом шёл весь персонал императорской капеллы во главе с директором, графом Морицем фон Дитрихштейном, а также все присутствовавшие в Вене капельмейстеры и композиторы, толпа музыкантов и множество уважаемых любителей музыки».

*************

И вот теперь – к той легенде, которая вдохновила поэта. На обороте письма Н.М.Смирнова Пушкин записал (уже после создания трагедии – письмо датируется весной 1832 года) так называемую «Заметку о Сальери»:

«В первое представление «Дон Жуана», в то время когда весь театр, полный изумлённых знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист — все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы, в бешенстве, снедаемый завистию.

Сальери умер лет 8 тому назад. Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении — в отравлении великого Моцарта.

Завистник, который мог освистать “Дон Жуана”, мог отравить его творца».

Позднее Пушкин практически то же самое говорил Г.Г.Гагарину, передавшему этот разговор в письме к матери.

Исследователи указывают на фактические ошибки в заметке: «Дон Жуан» впервые был поставлен в Праге, а Сальери в эти дни был в Вене; венская же постановка оперы успеха не имела («“Дон Жуан” не имел успеха!» – писал автор либретто Л. да Понте)

И в то же время есть документ: письмо Моцарта жене, написанное за полтора месяца до смерти. Он рассказывает, как Сальери по его приглашению пришёл на «Волшебную флейту» - «и не было ни одного номера, от увертюры до последнего хора, который бы не вызвал его “браво”» Чему верить? Кстати, нашла сведения, что премьера «Флейты» была отложена из-за постановки оперы Сальери «Пещера Трофонио».

Можно ещё добавить, что в 1788 году Сальери, назначенный капельмейстером придворной оперы, прежде всего вернул в репертуар «Свадьбу Фигаро» Моцарта.

Портрет Сальери работы Ф.Реберга, 1821 год (на всех портретах у него очень грустные глаза).
Портрет Сальери работы Ф.Реберга, 1821 год (на всех портретах у него очень грустные глаза).

Так что же всё-таки со страшным обвинением?

В последние годы жизни Сальери был безнадежно болен (в некоторых статьях читала, что, судя по симптомам, было у него то, что сейчас называют болезнью Альцгеймера), он был помещён в психиатрическую клинику, пытался покончить с собой. Всё усугублялось тяжёлыми утратами: он потерял жену, с которой прожил больше тридцати лет («Ангел, которого Бог назначил моей женой», - говорил о ней композитор), 23-летнего сына…

В «разговорных тетрадях» Бетховена, интересовавшегося судьбой своего учителя, встречаются рассказы о Сальери: «Его пришлось силой поместить в больницу, так как он не хотел сам нести расходов. И на второй день, когда дежурный пошёл обедать, он попытался зарезаться столовым ножом, но его застигли за этим. - Дома он не желал принимать никаких лекарств и запрещал их приносить». Там же и записано: «Сальери уверяет, что он отравил Моцарта». Уверяли даже, что Сальери в этом грехе исповедался. Сам Бетховен, видимо, слухам не верил и обсуждать их не хотел.

Музыковед Ф.Рохлиц в некрологе Сальери писал: «Его мысли становились всё более путаными; он всё более погружался в свои мрачные сны наяву… Он обвинял себя в таких преступлениях, которые не пришли бы в голову и его врагам»

Говорят, что в минуты просветления композитор умолял навещавших его опровергнуть клевету. И.Мошелес приводит слова своего учителя: «Поскольку это моя последняя болезнь, то я могу искреннейше заверить Вас, что весь этот абсурдный слух не содержит ни йоту правды; вы же знаете, говорят, будто я его отравил. Но нет же, тут злоба, обычная злоба; скажите это всему миру, милый Мошелес; это вам говорит старый Сальери, который скоро умрёт».

***********

Трагедия Пушкина была опубликована при жизни поэта дважды (готовился, но не поступил в продажу ещё один сборник, куда она должна была войти), а 27 января 1832 года представлена в Петербургском Большом театре в бенефис Я.Г.Брянского - единственное из его драматических произведений, поставленное при жизни Пушкина (правда, постановка была, видимо, неудачной). Однако версия о виновности Сальери в смерти Моцарта всегда вызывала споры. В 1843 году биограф Моцарта А.Д.Улыбышев писал: «Если уж так нужно верить слухам, которые ещё находят отголоски, то один из них отметился жутким действием — Сальери отравил Моцарта. К счастью для памяти итальянца, эта сказка лишена как оснований, так и правдоподобности, она так же абсурдна, как и ужасна». Тем не менее, изложена она поэтом столь убедительно, что ей верили. В 1897 году Н.А.Римский-Корсаков написал на текст трагедии оперу.

Вероятно, именно произведение Пушкина вдохновило П.Шеффера на пьесу «Амадей», по которой М.Форманом был снят знаменитый фильм, получивший восемь «Оскаров» (правда, в ней Сальери не травит Моцарта ядом, а сводит в могилу бесконечными интригами).

Говорят, что пьеса Шеффера, возмутившая итальянцев (а Сальери родился недалеко от Венеции), побудила Миланскую консерваторию инициировать судебный процесс. В мае 1997 года суд, рассмотрев имеющиеся документы, оправдал Сальери «за отсутствием состава преступления».

Ну, а о самой трагедии – в следующий раз.

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

Навигатор по всему каналу здесь