Мы боимся заболеть COVID-19, гриппом и другими инфекциями, но обычно забываем про туберкулез. Между тем, это заболевание передается большей частью воздушно-капельным путем и также как грипп или ветрянка сопровождает нас в течение всей жизни. Несмотря на то, что победить заболевание полностью человечеству еще не удалось, оно хорошо поддается лечению, особенно когда обнаружено на ранней стадии. Об истории и современных подходах к диагностике и лечению «чахотки» рассказала врач-пульмонолог, фтизиатр, д.м.н. Анна Андреевна Старшинова.
— Туберкулез — это одна из древнейших болезней человечества. При этом до 1882 года, когда немецкий микробиолог Роберт Кох объявил об открытии возбудителя туберкулеза, это заболевание лечили с помощью правильного питания, климатотерапии и кумысотерапии.
Осознав инфекционную природу заболевания, врачи пересмотрели подходы к лечению и профилактике туберкулеза. В конце XIX века в России были организованы первые лечебницы и приюты для людей, болеющих туберкулезом и находящихся в зоне риска, проводилось санитарное просвещение. Благодаря принимаемым мерам к началу XX века общая заболеваемость составляла примерно 5339 на 100 тыс. жителей (это более чем в 50 раз выше, чем сегодня).
Новая эра борьбы с болезнью началась во время войны. В 1943 г. произошел настоящий прорыв во фтизиатрии, когда ученым удалось получить стрептомицин — мощный противотуберкулезный антибиотик. Именно с его внедрением в практику были связаны первые успехи по снижению показателя смертности от туберкулеза. По официальным данным, с 1950 по 1969 гг. этот показатель в СССР снизился в 6,5 раз, а в отдельных районах — в 10 раз.
В 1990-е болезнь вновь стала наступать, но на сегодняшний день заболеваемость и смертность удалось не только стабилизировать, но и существенно снизить. Сейчас диагностика туберкулеза находится на высоком уровне, а противотуберкулезные учреждения оснащены современными лабораториями, где поводят бактериологические и молекулярно-генетические исследования микобактерий, вызывающих болезнь. Организована система прививок и рентген-контроля.
Так, на 3-4 сутки в родильном доме, если нет противопоказаний, в регионах с благоприятной эпидемической ситуацией проводят прививку БЦЖ-М. Это позволило практически нивелировать развитие туберкулезного менингита у детей раннего возраста, так что сегодня в России это единичные случаи. Не стоит ожидать, что прививка создаст «иммунный щит», пробить который бактерия не сможет. Это не так: любая прививка защищает от тяжелого течения, т.е. заразиться и заболеть туберкулезом после нее можно, но заболевание может протекать в легкой форме с минимальным риском летального исхода.
Наверное, многие помнят, как в школе делали тесты Манту с целью выявления туберкулеза? Действительно, до 2015 года проводилась массовая туберкулинодиагностика с постановкой пробы Манту с 2 ТЕ. Однако ученые выяснили, что проба имеет низкую информативность, и сегодня она проводится лишь детям до 7 лет с целью отбора к ревакцинации БЦЖ (эта вакцина эффективна только у детей).
Сейчас для дифференциальной диагностики заболевания лицам старше 7 лет проводится кожная проба (Диаскинтест). А при наличии противопоказаний (например, при состоянии иммунодефицита) проводятся тесты in vitro, в пробирке (T-SPOT и квантифероновый тест). Иммунологические тесты появились не так давно, после расшифровки генома микобактерии туберкулеза. Но они дают возможность однозначно отличить поствакцинную и инфекционную аллергию, поскольку не реагируют на введение штамма БЦЖ, в отличие от пробы Манту с 2ТЕ, которая реагирует на оба состояния.
Используемые тесты нового поколения позволяют определить латентную туберкулезную инфекцию — состояние, при котором человек еще здоров, но палочка уже активно размножается в организме. Это начальный период развития инфекции, поэтому очень важно ее быстро диагностировать, чтобы провести профилактическое лечение. Иммунологические тесты показаны к применению в группах риска по заболеванию туберкулезом.
А что насчет флюорографии? Рентгенологическое обследование позволяет выявить изменения, характерные уже для непосредственно заболевания. Оно проводится при наличии симптомов (снижение, веса, кашель длительностью более 2 недель, температура, потливость) и/или положительного результата иммунологических тестов. Поскольку пациент на этом этапе может являться бактериовыделителем, в случае обнаружения проблем необходимо срочное обследование в условиях противотуберкулезного учреждения. Если снимок вызывает у врача подозрение, у пациента берется мокрота на анализ и проводятся дальнейшие исследования.
Кроме того, регулярное (1-2 раза в год) рентгенологическое обследование, с учетом эпидемической ситуации в регионе, может существенно снизить заболеваемость туберкулезом. Доза облучения, которую получает пациент при проведении цифровой флюорографии во время скрининга, соответствует показателям облучения при прохождении таможенного контроля в аэропорте, т.е. она не способна вызвать какие-либо негативные последствия. При этом исследование позволяет эффективно и вовремя выявлять изменения, требующие дообследования. Важно это знать и не пренебрегать профилактической диагностикой!
Несмотря на значительные достижения медицинской науки и практики, говорить о благоприятной эпидемической ситуации еще рано. Нужно понимать, что туберкулез — коварное инфекционное заболевание, которое может развиваться долго, в течение года и даже двух. Пациент при этом чувствует себя нормально, симптомы интоксикации могут отсутствовать или развиваться настолько длительно, что человек просто привыкает к ним. Да, сегодня туберкулез успешно лечится. Однако лечение требует проведения терапии от 6 до 9 месяцев, а кроме того, серьезную угрозу представляет возможная устойчивость микобактерий лекарственным препаратам. Поэтому важно проводить профилактику заболевания.
#туберкулез #туберкулез легких #фтизиатр #пульмонолог #заболевания легких #чахотка #здоровье #манту #флюорография #легкие