Найти тему
Старый Видик

Отважный маленький тостер | О прогрессе и любви

Глядя на постеры мультфильма «Отважный маленький тостер» можно подумать, что это мульт для дошколят. Но это очень обманчивое впечатление. История про тостер – на редкость серьезное и глубокое произведение. В картине затронуты темы неумолимого технического прогресса, общества потребления и потребности каждого существа в любви.

В основе – книга «Отважный маленький тостер» Томаса Диша. Мультфильм последовательно следует первоисточнику.
В основе – книга «Отважный маленький тостер» Томаса Диша. Мультфильм последовательно следует первоисточнику.

Вопреки частому заблуждению, это не диснеевский мульт (хотя на постере вы можете видеть лого компании). Производством занималась студия Hyperion pictures.

Первый режиссёр картины сам маэстро Джон Лассетер, икона мира анимации, будущий со-основатель Pixar и автор «Истории игрушек». Как и многие коллеги по цеху, он начинал свою карьеру в Диснее. Одним из его проектов был «Отважный маленький тостер».

Джон Лассетер
Джон Лассетер

Уже тогда прогрессивно мыслящий Лассетер хотел объединить в мультфильме традиционную и компьютерную анимацию. Но продюсеры отказали по простой причине – это никак не снижает издержки. Вскоре, Лассетера отстранили от проекта, и он покинул Дисней.

Производство перешло в студию Hyperion pictures. Позже, Дисней выкупил права на мультфильм, чтобы транслировать его на своём кабельном телевидении и видео-носителях.

Это только предположение, но вероятно, что даже недолгий период работы над мультфильмом оказал влияние на Джона Лассетера. Здесь можно провести много параллелей с «Историей игрушек», которую он в будущем поставит. В мультфильме про тостер бытовые приборы – на самом деле живые существа. Они оживают, когда человек их не видит. Герои мульта привязаны к своему хозяину и боятся, что когда-нибудь он их бросит. Всё это, конечно, напоминает сюжет про Энди и игрушек в Toy story.

-4

Добавлю, что над «Тостером» работало немало будущих сотрудников Pixar. И уже в этом мульте 80-х можно заметить многие черты будущих пиксаровских картин: одушевленные предметы, наделённые человеческими чертами, долгое путешествие, которое меняет всех, глубокие темы, что скрыты за фасадом яркой детской картинки. И даже знаменитая пасхалка А113 тоже здесь есть.

Номер А113 встречается в почти каждом мультфильме Pixar. В "Отважный маленький тостер" тоже есть такая пасхалка
Номер А113 встречается в почти каждом мультфильме Pixar. В "Отважный маленький тостер" тоже есть такая пасхалка

О чём мультфильм. В доме, где уже несколько лет никто не живёт, остались бытовые приборы. Они по-прежнему ждут возвращения своего хозяина (маленького мальчика по имени Роб) и продолжают выполнять заложенные в них функции. Однажды, герои решают перестать жить в ожидании и сами отправиться на поиски хозяина.

-6

В мультфильме много смысловых пластов. Очевидна тема бережного отношения к бытовым приборам. Главный человеческий герой Роб предпочитает чинить и сохранять старые вещи, в отличие от большинства потребителей.

-7

Можно разглядеть и другой смысл. Старые устройства, что стали не нужны и пошли в утиль, напоминают тех людей, что в силу возраста и других факторов, не смогли приспособиться к техническому прогрессу. Многие профессии прекратили свое существование, и эти люди остались без рабочих мест.

-8

Ну а главное, история брошенных приборов вполне может быть аллюзией на человеческие отношения. Главные герои испытывают понятные многим чувства – страхи одиночества и стать ненужными.

Интересная деталь. Хозяин старых приборов Роб и его девушка - разных рас. Для мультов 80-х это редкость.

-9

Есть тут моменты, которые непонятно каким чудом не вырезали из мультфильма. Одна из жутких сцен – появление клоуна из ночного кошмара Тостера.

-10

Другой жуткий момент – музыкальный номер Worthless. Ее поют старые автомобили, что ждут своего часа быть раздавленными прессом. Машины вспоминают, как они радовали своих владельцев, потом обесценились и оказались на свалке. Исполнив свои куплеты, автомобили по очереди попадают под пресс.

-11

Занятная история связана с полом главного героя. Формально, бытовые приборы бесполые, и это подчеркивалось в книге-оригинале. Но режиссер Джерри Рис в экранизации подразумевал, что Тостер – это женский персонаж (озвучила актриса Дина Оливер). Но в ряде стран при переводе Тостер менял пол. В нашем отечественном дубляжке Тостер заговорил мужским голосом. В целом, это не имеет значения для сюжета. Но такая неопределенность привела к тому, что герой (или героиня) стал популярен у прогрессивных западных сообществ, что топят за размытие гендерных границ.

Автор подразумевал, что приборы не имеют пола
Автор подразумевал, что приборы не имеют пола

«Отважный маленький тостер» не прокатывался в кино (не считая ограниченного проката), сразу вышел на носителях и ТВ. Неизвестно, имел бы он коммерческий успех в кинотеатрах, но VHS продавались будь здоров. Ещё одно достижение – «The brave little toaster» стал первым мультфильмом в истории, что попал в программу фестиваля «Сандэнс». Позже, вышли два сиквела, очень уступающие по качеству оригиналу.

В продолжениях Тостер и компания спасают лабораторных животных и даже путешествуют на Марс
В продолжениях Тостер и компания спасают лабораторных животных и даже путешествуют на Марс