Найти тему
Каменная сказка

"Ожившие камни": уральский камнерез, не имеющий равных в мире

Глядя на эти скульптуры, мы попадаем в совершенно иной мир, где былинные герои и персонажи сказок, русские цари и православные святые, полководцы и завоеватели, будто живые, предстают перед нами во всей красе.

Приветствую Вас, дорогие читатели! Рада вновь вернуться к Вам с рассказом о наших талантливых соотечественниках. И сегодня речь пойдёт об уникальном ювелирно-камнерезном мастерстве Алексея Антонова.

Сразу предупреждаю - статья длинная, но очень интересная )))

Алексей Николаевич Антонов (род. 05.09.1973 г. в Свердловске) и "Золотой Джокер", 2017 год. Эта работа была признана прорывом в камнерезном и ювелирном деле
Алексей Николаевич Антонов (род. 05.09.1973 г. в Свердловске) и "Золотой Джокер", 2017 год. Эта работа была признана прорывом в камнерезном и ювелирном деле
Чтобы оживить камень, мастер должен быть одновременно художником, скульптором, камнерезом, ювелиром, знать анатомию и психологию человека. К тому же, вдохнуть жизнь в камень, передать эмоции и движение может только глубоко одухотворённый человек.

Алексей Антонов занимается ювелирно-камнерезным искусством с 1991 года. Это занятие семейное - его отец, Николай Антонов, трудился на Сибирском гранитном заводе ведущим специалистом и принимал непосредственное участие в создании многих монументальных памятников Урала.

Памятник Георгию Константиновичу Жукову в Екатеринбурге, в разработке постамента участвовал Николай Антонов
Памятник Георгию Константиновичу Жукову в Екатеринбурге, в разработке постамента участвовал Николай Антонов

В 1991 году Алексей Николаевич с отличием оканчивает Свердловское профессиональное училище № 42 и получает высший разряд резчика по художественной обработке камня. Трудовую деятельность новоиспечённый специалист начинает на заводе "Русские самоцветы" - старейшем предприятии, история которого начинается ещё в 18 веке и которое заложило основу камнерезного дела на Урале и в Санкт-Петербурге.

Алексей Николаевич работает, преимущественно, в техниках русской, флорентийской и объёмной мозаики. Это даёт предприятию возможность расширить ассортимент массового производства и приводит новых клиентов.

Техника объёмной каменной мозаики является одним из сложнейших направлений камнерезного искусства, но и, пожалуй, самым эффектным. Именно Россия на протяжении веков была лидером в этом направлении, а мастера Камнерезного дома Антонова усовершенствовали технику и являются одними из немногих специалистов в мире, кто выполняет работы такого уровня.

Повышенный интерес вызывают работы Антонова в жанре человеческих фигурок. Мастер воплощает в камне литературных героев, сказочных персонажей, правителей, героев, святых и создаёт фигурки реальных людей с портретным сходством.

В 2000 году завод закрывают и Алексей Антонов уходит в "свободное плавание", собирая вокруг себя талантливых уральских мастеров. И уже в 2002 году основывает собственную компанию.

Персонажи сказок и воплощение в камне образов старославянских духов занимает особое место в коллекции Камнерезного дома Антонова. Например, очень милая скульптура Овинника (из верований восточных славян) - духа места, охраняющего его и хлеб от всякой напасти, беды и нечисти
Персонажи сказок и воплощение в камне образов старославянских духов занимает особое место в коллекции Камнерезного дома Антонова. Например, очень милая скульптура Овинника (из верований восточных славян) - духа места, охраняющего его и хлеб от всякой напасти, беды и нечисти

Особенностью скульптур Камнерезного дома Алексея Антонова является смысл и невероятная динамика - в одной фигуре соединяется бесчисленное множество элементов, каждый из которых тщательно прорабатывается, ведь в искусстве нет несущественных деталей.

Работа над такими скульптурами производится в 6 этапов:

  • эскизирование (отрисовка эскиза на бумаге с учётом исторических и культурологических исследований. Именно на этом этапе прорабатывается динамика, атрибуты, эмоции и чувства воплощаемого героя)
  • макетирование (даёт возможность увидеть фигуру в объёме, оценить и откорректировать анатомию, эмоции и движения героя. Макет либо изготавливается скульптором, либо используется 3D-моделирование)
  • подбор камня (сложнейший этап, от успеха которого зависит львиная доля успеха. Здесь могут привлекаться геммологи, чтобы наиболее точно подобрать материал не только нужного оттенка, но и структуры)
  • грубая обработка камня (изготовление первичного силуэта в натуральном виде)
  • художественная резьба по камню (проработка деталей, шлифовка и полировка)
  • соединение элементов в композицию (соединение всех деталей объёмной мозаики)

В 2017 году в компании Камнерезный дом Антонова усовершенствовали технологию объёмной мозаики, что позволило создавать из камня скульптуры высотой больше 1 метра.

Это был настоящий прорыв в мировом камнерезном искусстве. И первой скульптурой, созданной в этой технике, становится "Золотой Джокер", произведший настоящий фурор. Это кропотливая ювелирно-камнерезная работа поражает обилием мельчайших деталей - начиная от складок на одежде, заканчивая мельчайшей гравировкой на игральных картах и морщинках на лице.

"Золотой Джокер"
"Золотой Джокер"

Поражает и тот факт, что при создании скульптуры не использована эмаль или какие-либо техники окрашивания - столь яркие оттенки являются цветом природных камней в сочетании с умелой обработкой.

"Золотой Джокер" получился настолько хорош собой, что в 2020 году компания решила повторить успех и изготовила новую фигурку - "Джокер 2020". В целом скульптуры очень похожи, отличаются лишь цвета и очень заметно поменялось выражение лица шута.

"Золотой Джокер", на мой взгляд, получился более игривым, а этот - более зловещим
"Золотой Джокер", на мой взгляд, получился более игривым, а этот - более зловещим

В целом, на создание скульптуры уходит от 3-х месяцев до нескольких лет. Ярким примером многолетней и кропотливой работы мастеров является инновационная коллекция "Коррида" - над ней компания работала 7 лет.

В 2020 году Камнерезный дом Антонова представил свой уникальный проект "Коррида". В коллекцию вошли 3 скульптуры: "Тореадор", "Фламенко" и "Лазурный бык". В компании отмечают, что этот проект несёт в себе особую миссию - объединение культур всех наций мира.

Коллекция выставлялась в Эрмитаже и Лувре, а главным посылом выставки была идея "Искусство объединяет".

Возрождая традиции, мы создаем историю в настоящем и формируем наследие будущего. Мы стремимся к формированию семейного и исторического наследия, создавая проекты, аналогов которых в мире нет. А работы нашей компании относятся к рангу инвестиционного искусства.

Вот такая история. Понравились работы наших уральских мастеров?) Пишите своё мнение в комментариях )

Спасибо за Ваше внимание, дорогие читатели! Надеюсь, статья была для Вас познавательна ) Обязательно подписывайтесь на канал, здесь много интересного и то ли ещё будет ) Хорошего Вам дня и отличного настроения!

С уважением, Мир вокруг нас.