Найти тему
Илья Носов

Диадох, (греч. ФИЛОКАЛИЯ"), (изд."Григорий Палама" 1986, Фессалоники), перевод со старогреческого И.М.Носов

ДИАДОХ, (VII век)

«Вопросы и ответы»

1

— Что было в мире прежде, чем миру быть?

— Бог, мир сотворивший.

2

— Когда еще не было мира, как Он был в мире?

— И прежде становления, всецело в Боге будто существуя, был мир, и еще не приведенные в мир люди Богом уже будто рождены: Он сложил в себе все и еще не созданное, пусть и не постигается оно нами.

3

— Если, как ты говоришь, Бог был в мире прежде, чем миру от Него быть, как стал быть Бог, когда этот мир привел? От мира Он отделен или так же в мире есть?

— Местом не отделен от своих творений сотворивший их Бог — куда «везде сущее и все свое исполняющее» Божество переместится? А природой, сущностью, представлением и прочими свойствами Зиждитель всего лежит выше природы и неизмеримо, и непостижимо от нее отделен.

4

— Как местом не отдельно, но везде присутствуя и, как говоришь, от всего отступив, Он пребывает?

— Труднопонимаемый вопрос, ответить, однако, не трудно — Богу невозможно ничто, силен Он и в этом тебя удостоверить — но послушай в разумении: подобно как ум наш, людей, изгородью не останавливается и местом не ограничивается — только тело «в конуре» заключено и «привязью» привязано, а сам он этого вне и везде свободно присутствует, ни из тела не уходя, ни вдали от дома бывая, но удалясь, соприсутствует ему — удаляется, с ним соединяясь, и так Бог везде и во всем, и вне всего, и нигде — природой, сущностью и славой — неописуем, ибо.

5

— Итак, неописуемый как все исполняет? Все исполняющий — как неописуем и нигде?

— Итак, исповедуется, Бог — везде, и все исполняет, отнюдь не смешавшись с видимым, но тем образом разделившись, как мы сказали: нигде Он для нас, и никто не знает, ни даже вестники, где Бог; и если слышишь «предстать», это престолу славы — и на исходящее сияние смотреть силы не имея, в страхе они закрывают свои лица, и изумляясь, не умолкая, всегда несут божественную песнь, и нестерпимостью славы поражаясь, быть в рассуждении и думать они не могут — где Владыка, или какой Он: если воссияющему сиянию прямо в лицо смотреть они не крепки, как большее сделать вотще могут захотеть? Итак, что Бог есть и везде есть, и все исполняет, и вестники, и очистившие себя святые, освещенные и просвещенные Святым Духом, знают, но где, как и какой Он, из всех не знает никто — только Отец Сына, и Сын Отца, и Дух Святой Сына и Отца — как соприсносущный Им и единосущный: это — Троица, как одно сущая, и Они знают друг друга, и друг другом познаются; как сказал Сын Бога и сам естеством Бог: «Никто не знает, что у человека — только дух человека, живущий в нем; и того, что у Бога, не знает никто — только Дух Бога»; и снова: «Никто не знает Отца — только Сын, и никто не знает Сына — только Отец и тот, кому Сын хочет открыть».

6

— Тогда почему Христос говорит: «Да не презрите одного из малых сих — вестники их всегда видят лик Отца Моего на Небесах»; и снова: «Безмятежны чистые сердцем — они Бога узрят» — а ты говоришь, что даже вестники не знают, где и какой Бог?

— Когда в полдень солнце светит — от него исходящий свет мы ясно видим, но самого его как-то увидеть и изучить не можем, но правду говорим, что на него только смотреть — так и вестники, и святые, на воссияющую славу Духа взирая, в ней и Сына, и Отца видят — подлинно безгрешные и не нечистые — потому что те слепым и бесчувственным уподобляются, и как слепые светлый свет чувственного солнца не видят, так они присно явленный божественный свет не узревают и действительно не чувствуют его тепло.

7

— Итак, что видят очистившие ум и сердце?

— Потому что Бог — свет, и свет предельнейший, ничего другого видящие Его не видят — только свет; и это понятно по увидевшим лик Христа, воссиявший «как солнце, а одеяние Его было как свет»; и по апостолу Павлу, как свет Бога увидевшему и к познанию Его обратившемуся; и по тысячам других святых.

8

— Итак, Бог зрится всеми как вечный и всегда сияющий свет?

— Раз от начала подлинно Бог распорядился, чтобы не было никакого общения тьмы и света; и подсудного и скверного с чистым и святым — словно великая пропасть и стена отделяет нас от Бога наша бестолковость, и более всего лукавые желания и суетные мысли наши, которые именно как стена высокая становятся и отделяют нас от света подлинной жизни, потому что Бог — свет и жизнь, и кто лишен Его — мертв душой и вечного огня и тьмы сонаследник и сопричастник.

9

— И нельзя получить спасение не достигшему меры тех (святых)?

— Когда Господь говорил, «многие обители у Моего Отца» — вполне известил, что и многие пути спасения — и все на одном пути раскаяния совершаются: через отказ от зла и милостыню просящим, оказание гостеприимства и всех других добрых дел исполнение — лучшего достижение.