«И сказал Господь Моисею, говоря: “Скажи Аарону и сыновьям его: Вот закон о жертве за грех: жертва за грех должна быть заколота пред Господом на том месте, где закалывается всесожжение. Это великая святыня. Священник, совершающий жертву за грех, должен есть её; она должна быть съедаема на святом месте, на дворе скинии собрания. Всё, что прикоснётся к мясу её, освятится; и если кровью её обрызгана будет одежда, то обрызганное омой на святом месте. Глиняный сосуд, в котором она варилась, должно разбить; если же она варилась в медном сосуде, то должно его вычистить и вымыть водой. Весь мужской пол священнического рода может есть её: это великая святыня. А всякая жертва за грех, от которой кровь вносится в скинию собрания для очищения в святилище, не должна быть съедаема; её должно сжигать на огне”» (Лев. 6:24–30).
Господь продолжает давать Моисею предписания о правах и обязанностях священников; на этот раз речь идёт о жертвах за грех.
Стихи 24, 25. Эта тема вводится знакомым выражением: «И сказал Господь Моисею». Снова Господь подчёркивает, что эти указания предназначаются именно для священников, для Аарона и его сыновей.
Стихи 25–30. Первоначальные предписания Бога о жертве за грех относились главным образом к тому, что должно было приноситься на жертвенник всесожжения (см. Лев. 4). В этом дополнительном разделе Он обращает внимание на то, как надо поступать с той частью жертвы за грех, которая не сжигалась на жертвеннике.
Если коротко, то священникам давалось право съедать ту часть жертвы за грех, которая не сжигалась на жертвеннике. Священник, совершавший жертву за грех, должен был есть её (6:26),и весь мужской пол священнического рода мог есть её (6:29).
У этой привилегии священника было два ограничения: (1) он должен был съедать свою часть жертвы за грех на святом месте, на дворе скинии собрания (6:26). (2) Он не должен был съедать мясо ни от какой жертвы за грех, если кровь от неё вносилась в скинию для очищения в святилище (6:30). Из жертв, описанных до сих пор в книге «Левит», только в двух случаях принесения жертв за грех священнику предписывалось вносить кровь от жертвы в скинию собрания, чтобы побрызгать ею перед завесой: в случае жертвы за грех за «помазанного священника» и жертвы за грех за «всё общество» (4:1–21). В этих случаях Господь предписывал, чтобы части животного, которые не сжигались на жертвеннике, были вынесены за стан и сожжены там, а не съедены священником.
В этом отрывке также сообщается о святости жертвы за грех. В нём утверждается, что жертва за грех была великой святыней (6:25). Очевидно, из-за того, что она приносилась Господу ради очищения грешника, в ней было нечто от святой природы Господа.
Так как мясо жертвы за грех было «великой святыней», то говорится, что кто прикоснётся к мясу её, освятится (6:27). Как и в случае со стихом 18, вероятно, более правильным переводом этого стиха будет: «Прикасаться к мясу может только освящённый».
В предписаниях Господа говорится также о том, что, раз жертва является святыней, то, если кровью её обрызгана будет одежда, она должна быть смыта на святом месте (6:27). Идея в том, что одежда, запачканная кровью святой жертвы, не должна контактировать с обычными, или неосвященными, предметами. Поэтому, чтобы можно было снова носить эту одежду, нужно было прежде смыть святую кровь. Святость жертвы также распространялась на сосуды, в которых мясо жертвы за грех варилось, чтобы священники могли его есть. Если такой сосуд был глиняный, то после того, как мясо было сварено и съедено, его нужно было разбить, чтобы его нельзя было использовать снова. Глина поглотила бы часть мяса, приготовленного в ней, и святость этого мяса вступила бы в контакт с обычной, или нечистой, пищей, если бы эта посуда использовалась снова. Если сосуд был медным, то его надлежало вычистить и вымыть водой (6:28). Опять-таки, принцип был в том, что святыня — в данном случае кровь и мясо жертвенного животного — не должна была даже косвенным образом соприкасаться с чем-либо нечистым или находящимся в обычном употреблении. Священники, поскольку они были святы, то есть посвящены Богу, могли есть святую жертву на святом месте; но нужно было позаботиться о том, чтобы эта святая жертва не вступила в контакт (даже случайно) с чем-нибудь неосвящённым.
#хакнем_иудаизм #иудаизм #библиянакаждыйдень #религия #левит