ДИАДОХ, (VII век)
«Умозрения»
1
— Что так пустыню подивило?! Мне скажи, молю тебя!
Ночью недоумевающей моей душой я вопрошал, будто присутствующего, мудрого Иоанна.
— О, Велеречиве и Мать Церковь! Что в поле том да брошенном?
Так с жаром вновь я говорил, устремлял взор.
— Разве людскую молву тешив, так вопль ты с радостью в бездушной возглашал пустыне?
И сам, точнее, будто сам ко мне придя, слова он проглаголал:
ОТВЕТ: Что могу тебе сказать я, будучи вне тленного века, тому, кто ныне в нем, как хочет Бог, проводит житие, друже?
2
ВОПРОС: Усиль, дивне, любовь к твоей премудрости, раз хочешь мной узреться в вопрошении слов, и если надо ей, я постигнув, сложу слова кладезь, и ты бы научил, я — научился некоему: чего ради так утешил ты словом и житием пустыню, муже, град добродетелей там основав?
ОТВЕТ: Чистого жития стезя, пустыни благоухание — от нравов житейских избавление, той — молчания благообразная беседа; потому там волнение расторгающих человеческих помыслов силой терпения я прекращал, в Духе речь держа, о нем ты вспомнил, возглашения.
3
ВОПРОС: Хорошо. Итак, что — образ возглашения? Ныне это от тебя познать стремлюсь.
ОТВЕТ: К глухоте Израиля оно обращено: те словно воском, невежеством запечатали свой слух, глас внимания Вышнему отвергнув, и дикий народ из мест пустынных в сретение своей веры я призывал, ясным знаком образа — понимание.
4
ВОПРОС: И Кто при возглашавшем Ознаменовавший чудо?
ОТВЕТ: Глагол отеческий, в Духе донесенный.
5
ВОПРОС: Верно. Однако, как — Его же ты не знал — узнал, скажи мне.
ОТВЕТ: В образе человека державное узрели Божество.
6
ВОПРОС: В тебе да дерзости я подивился, божественный.
ОТВЕТ: Какой?
7
ВОПРОС: Именно, что человеком будучи, омыл ты Сына Бога.
ОТВЕТ: Послушанием я дерзость исцелил, послушания нет ничего смиреннее.
8
ВОПРОС: Конечно, послушание из сердца поистине сокрушенного рождается.
ОТВЕТ: Правильно ты говоришь.
9
ВОПРОС: А как познал ты безмятежность Святого Духа — в образе Его слетевшего с Небес на Господа — ведь в образе голубя, ручался ты, было Его видеть?
ОТВЕТ: Некими веяниями радости я неизреченное пришествие Его постиг. Затем с Небес откликнувшийся глас, который как рукой на Сына показал, Отцом свидетельствуемого, ясно показал мне голубя того запредельность.
10
ВОПРОС: Довольно. Неужели самого Отца был откликнувшийся глас или некой силы, от лица Бога воззвавшей?
ОТВЕТ: Самого Отца.
11
ВОПРОС: Но как, скажи мне, чувственный глас использовал Сущий в бестелесном и незримом естестве?
ОТВЕТ: Не как через некий орган речи вещает Божество, но когда хочет своему волению стать слышимым — как глас воление вещает для поражающегося божественным воздействием. Раз ухо хочет слышать — вот слышат, пусть ухом слышать долженствующие того слышания и не достойны — поэтому только на том месте, где был омыт Господь, глас был услышан. Если бы не так — весь мир слышал с той высоты откликнувшийся глас, хоть вестника небесного был глас. Это из Благой вести, особенно от божественного Марка, можно познать хотящему. Когда на горе Господь преобразился, глас раздавшийся вспоминая, он говорит: «И было облако, осеняющее их, и глас раздался, из облака изрекший: Это — Мой дорогой Сын, Его слушайте».
12
ВОПРОС: Истинно ты научил. А в образе увиденный Святой и животворящий Дух как должно понимать? — Ведь вечный и неизменный, как ты сказал! Итак, кто знает, каким пребывает безмятежное естество?
ОТВЕТ: Это гласа Отца надо дивиться пониманию. Не естество Духа, незримое и неизменное, в образ голубя преложилось, раз так увиденным захотело стать, но удостоенный этой красоты увидел то, в чем божественный Дух, сходя с Небес, пожелал увиденным стать человеком: волением Он рек, и был указан увидевшему образ. Не неизреченное и немыслимое естество то кто-то видит, если в некой мере будто в сокращении образ образованный узреть (именно этим способом, как в видении образа, увидели пророки Бога); не в образ Он преложен — вне образа воление им, а не естество в образе показывает, и действие воления как образ показан им в видении славы — через волю Захотевшего в образе увиденным стать.
13
ВОПРОС: Как в нетленном веке людьми увиден будет Бог?
ОТВЕТ: По истинному слову нетленность тела приближает человека к Богу, и людьми увиден будет Бог так, как может-таки человек видеть Бога.
14
ВОПРОС: Конечно, не в образе?
ОТВЕТ: Нет, но в достоинстве славы. Поэтому удостоиться этого грядущие будут в свете всегда, вечно в славе любовь к Богу вкушая, но божественного освещающего их света естество — что есть оно — понять им сил нет. Так и вмещается, где хочет, Бог, оставаясь невместимым; и где хочет — зрится, незримым оставаясь.
15
ВОПРОС: За достоинство Бога что должно почитать?
ОТВЕТ: Красоту внеобразную, в одной славе познающуюся.
16
ВОПРОС: Мне слава мыслится как некий вид, человеческий превосходящий.
ОТВЕТ: Не так мысли: того невещественного и безмятежного естества красоте быть выше образа верится ради великой чистоты; и только Бог на еще не сущее взирает как на присутствующее; и если бы в неком образе было неизреченное То естество — еще не сущее Оно не видело как сущее.
17
ВОПРОС: Почему так говоришь?
ОТВЕТ: Все, что в неком образе, ничего о будущем сказать или чему быть провидеть не может из-за всецело самому быть в границах естества, пусть даже будто зрением всему быть естеству. И наш ум неким богатым оком все обозревает, из грядущего же стать уведать ничего не может даже после разлучения души с телом — пусть каждой будто оком веруется быть. И о небесных силах это подобает мыслить, которых естеству мыслится быть по сути зрением всецело.
18
ВОПРОС: И почему некто мыслит своей душе быть выше образа?
ОТВЕТ: От слова далече те предполагают. Тогда из-за невозможности ни вестников, ни душу видеть — должно им, живым, мыслить внеобразными быть. Должно знать, что в неком виде существует и ум — красотой, уставом, и каким быть разумений благолепию — образу их и красоте. Поэтому, когда разумеет доброе душа — сияюща весьма есть вся и презнаменита, когда злое — несветла и нечудна. Как зрачком глаза при его большой остроте и ясности улавливающиеся образы — что и должно назвать чувством оптической силы, являющим и в приводимом примере это невидимое как могущее сообщить представление — являются в нем действиями — так именно которую по своему желанию ум выдумку восхитит — это и будет образом действия души, что суть ее по вине великой тонкости: на бестелесном естестве, что стяжет действие — тем из-за великой тонкости естества оно становится — со славой как, так и со страстью этому случится быть. И о вестниках-отступниках так должно мыслить: когда разумели подобающее вестникам, сама красота разумений им в славный образ была, а как презрели любящие Бога понимания — саму радость в пример стыда стяжали.
19
ВОПРОС: Итак, из-за плотности нашего тела и по причине беспредельной чистоты божественной природы, что и душу, и бестелесных вестников надо звать живыми и внеобразными, отнюдь не мнится?
ОТВЕТ: Образ — следствие любого рождения. Вечно же Сущего, рождения, однако, не имеющего, единой красоте выше образа вечно быть верится. Она не при рождении совершена, но от самой себя имеет бытие при естестве выше естества.
20
ВОПРОС: Об этом еще нечто скажи мне, желающему научиться: почему красота, говорим, у Бога, а образ не говорим — ведь всегда в образе красота и удивляет?
ОТВЕТ: Красота Бога — слава сущности Бога.
21
ВОПРОС: Тогда почему некто сказал реченный псалом: «Правдой явлюсь перед лицом Твоим; насыщусь, когда явится мне слава Твоя»?
ОТВЕТ: Это сказано от пророка потому, что не как в неком лице или в образе сущности божественного естества — но в образе и славе Сына внеобразный Отец нами узрится — поэтому и благоволил Бог своему Слову по образу воплощения войти в человечество, оставаясь (как иначе?) в своей всемогущей славе — чтобы на плотность образа той славной плоти воззрев, человек — образ видит образ — после очищения Воскресением красоту смог видеть Бога. Так Отец, непостижимо неким способом являясь, праведными узрится способом, которым ныне вестникам является, а Сын, благодаря телу — въяве, и подобает во истину ждущим навеки царствования Бога ждать всегда ясно видеть своего Первенствующего — что было бы невозможно, если ради своего вочеловечивания Бог Слово в образ не вошел.
22
Верно и согласно слову он сказал, Ты — научило, слово, всегда на мудрость Иоанна мне указывая.
ВОПРОС: Значит, о следующем, о небесных вестниках, молю Тебя, скажи ход понимания. Согласно учению ему подойти и для души после воскресения тела?
ОТВЕТ: Что именно?
23
ВОПРОС: Вестники — чувствующие или нет?
ОТВЕТ: Согласно сути внимания, они неким предпочитающим чувством постигали суть самовластия, и одни из них, поработав на страсть, пали, другие, за славословие божественного и славного Духа отступничеством не уведясь, неповрежденными сохранены для бесстрастия — они даже лучше чувства и пребывают в некой радости от непреложной славы, и всегда преподобны им их разумения — они не только свято знают доброе, но и свято не ведают ему противное — здесь и у праведных на Воскресение держится надежда, и что в совершенном послушании с их стороны плод самовластия Богу будет принесен.
24
ВОПРОС: Право, так. Значит, те пренебесные и святые силы совершают воспевание гласом или внутренним, как некие предполагают, словом?
ОТВЕТ: Гласом. Если Писание открывает — полыханиям огня быть поведывается — ясно, неким превосходным гласом они воспевают Бога; и Писание открывает, что многие из святых часто воспринимают глас их в видении.
25
ВОПРОС: Ясно. И некие говорят, что по данному слову о божественном гласе равно слово о гласе вестников надо понимать?
ОТВЕТ: Поскольку все возможно Богу — когда хочет, Он словно говоря, указывает, того бывая выше как Сущий невещественный один. Вестникам сделать это невозможно. Если не говоря, и они, как говоря, могли бы как хотели сказывать — могли и что хотели из несущего творить.
26
ВОПРОС: Очень хорошо. А о душе, разлученной с телом, что должно разуметь?
ОТВЕТ: Душа, с телом разлучась, пока через Воскресение тело не примет — поет, исповедуя Бога внутренним словом, потому что произнесение только в теле получила; вестники же, потому что сотворены в неком простом и благозвучном естестве, пользуются непрестанным гласом, как познано, вещая не через орган тела, но саму приснодвижимость имея чрезвычайную для звучания; и легкость их естества, весьма получив песнелюбие, всегда побуждает их к непрестанному и яснейшему восклицанию.
27
ВОПРОС: Ясно. И как должно мыслить о их преложении в образ, когда они от Бога посылаются некоторым из святых?
ОТВЕТ: Странный для слуха вопрос, и ответу не попасть в цель, однако, понять должно: они в какой велено войти образ если помыслят — с готовностью входят в него воображением при легко помогающем из-за многой восприимчивости их волению естестве, словно уплотняющемся силой воления. Из неявленного в явленное они беспрепятственно входят воображением — если в неком образе желают стать увиденными чистой душой — ведь только чистой души духовной смочь ясно видеть в представлении образ; но если при совпадающем расположении призывающее представляющего к представлению никак не может стать явным человека и вестников общение — тогда они чувственный используют глас, и по реченной причине образ представления гласу подобен.
28
ВОПРОС: Верно. И прежде, чем дню настать, тебя, учитель слово, молю, мне скажи о том — знаю, как он придет, сразу уйдешь ты и не дашь душе далее стоять перед сказанием и зрением жития образов крылатых: вестники, от Бога на землю посылаясь, в оно же время в мире, должно, на Небесах свое пребывание прекращают?
ОТВЕТ: Во время то, что в мире, равно быть и выше небес им невозможно — это только для Слова Бога, человеком ставшего. Он, являясь не в представлении, пребывает собой и на этой земле, и небесного не оставляет — но все одержит согласно неописуемости своего естества. Знать должно: где будут все те ангельские силы — все пренебесные и в мире вещи они видят как им всецело предлежащии от пресветлости их естества — и словно зрению его везде быть согласно благому дару именно Святого Духа — Он позволяет им так видеть все. Однако, один Бог, будучи выше всего, рядом и будущее зрит. Он не только существующее — и когда-либо будущее как уже присутствующее одержит славой — потому один советы сердец ведает.
29
ВОПРОС: Значит и душа, от тела отделяясь, по сказанному слову о вестниках, не только страну бесплотных наблюдает, но равно и все в мире зрит?
ОТВЕТ: Никоим образом. Некогда сотворенные в простом естестве (вестники) не только выше места земного жития, но и на месте жития все могут видеть: для тонкого естества сотворено не быть им видимым со стороны тех, кто пребывает в плотном естестве, и видеть любое такое естество; а душа, отделясь от тела, то, что на месте жития, видеть уже не может — «дух», говорится, «в нем прошел», и нет его, «и не познает больше места своего», потому что на месте жития существует через смешение с телом; а насильно от тела ей совершенно отделенной уже не видеть то, что через тело видела: человек в смешении имеет целость, вестники — в простоте естества.
Это только или и другое, Иоанна мудрость мне внушив, явило слово — о многоувенчанный и светоносный Царь; и с настающим днем он воспарил, меня тогда возжаждавшего без своей любви оставив.