Найти тему
Йошкин Дом

Недетские вопросы

«Что спросит у тебя Господь? И что ответишь ты Ему?
Бог не спросит, какую машину ты водил. – Он спросит, сколько людей ты на ней подвез.
Бог не спросит, большой ли был у тебя дом. – Он спросит, скольким людям ты давал в нем приют.
Бог не спросит, сколько у тебя было друзей. – Он спросит, сколько людей считали тебя своим другом.
Бог не спросит, сколько раз ты говорил правду. – Он спросит, сколько раз ты солгал»(с)
Фото из свободного доступа сети Интернет
Фото из свободного доступа сети Интернет

- Мама, а зачем мы пойдём к этим другим бабушке и дедушке? – Женька испытующе смотрел на неё.

- Ну, ты познакомишься с ними. Так папа хотел.

- Папа? – Он удивлённо приоткрыл рот. – А почему раньше не хотел?

- Раньше он был в ссоре со своими родителями. Ну, помнишь, когда вы поссорились с Владиком, то долго не разговаривали?

- Помню. – Кивнул мальчик. – Целую неделю! Но мы уже помирились. И папа помирился?

- Нет. – Ей тяжело было отвечать на его простые вопросы, но и оставить их без ответа было нельзя. – Папа не успел помириться.

- Потому что погиб?

- Потому что погиб. – С трудом сдерживая слёзы, молодая женщина посмотрела поверх его головы.

- Значит, если не мириться очень долго, можно не успеть?

- Можно не успеть.

- Тогда, мама, я буду мириться сразу. – Задумчиво произнёс сын. – А лучше скажу Владику, чтобы совсем не ссориться. Правильно?

- Правильно, сынок. Ты у меня молодец.

Но Женька уже не слушал.

- А если не получится не ссориться? – Рассуждал он. – Вот не получится, и всё. Тогда как? Тогда надо совсем на чуть-чуть, и сразу мириться.

Успокоенный таким решением, он сел за стол и попросил.

- Мама, а можно мне какао?

- Какао нет, Жень.

- Тогда просто молока и печенье. А печенье есть?

- Печенье есть.

- Это хорошо. – Удовлетворённо сказал сын и, болтая ногами, ждал, пока она нальёт ему молоко. Потом с аппетитом принялся жевать.

Она смотрела на его отросшие волосы, смешную толстовку с щенячьими ушами на капюшоне. Её они покупали ещё вместе с Игорем. Больше ничего не купят. Пьяный водитель в самом центре города. Зачем муж поехал на эту встречу? Ведь не собирался же. И она просила остаться дома, словно чувствовала беду. Но Игорь поступал так, как было нужно для дела. Её всегда восхищала твёрдость мужа в принятии решений.

Много лет назад Игорь с той же самой уверенностью заявил своему отцу, что всего добьётся сам, раз они с матерью не желают принять его выбор. Этим выбором была она – скромная, неперспективная девочка из неблагополучной семьи. Этакая Золушка, повстречавшая однажды прекрасного принца. Многие говорили, что так не бывает, и что она очень скоро надоест своему жениху. Но этого не случилось. Несмотря на протесты родителей, он женился на своей «принцессе Софии», как иронично окрестила её будущая свекровь, которая быть свекровью совершенно не желала.

Если бы не брат отца Игоря, по совместительству, крёстный мужа, Платон Николаевич, им пришлось бы тяжело. Но он так искренне любил племянника, что всегда помогал молодым людям вместе со своей женой Елизаветой Викторовной. Своих детей у дяди Платона не было, и маленький Женька считал папиных родственников бабушкой и дедушкой, чему они были только рады. Родители Игоря так и не смирились с его выбором и старательно делали вид, что Сони и Женьки в их жизни не существует. И только сейчас, после этой нелепой аварии, отчего-то, захотели познакомиться с внуком.

София всем сердцем противилась такому желанию. Ей было по-настоящему страшно, что, лишившись единственного сына, свекор и свекровь попытаются отнять у неё Женьку. Она поделилась своими страхами с Елизаветой Викторовной, и та попыталась, как могла, успокоить молодую женщину.

- Соня, умоляю, не плачь. Неужели ты думаешь, что Платон позволит им это сделать.

- Но юридически они имеют право на общение с Женей. Он их законный внук.

- Вот именно, на общение. Ну, и позволь им общаться. А в остальном всё будет, как прежде. Игорь много работал, он в фирме не последний человек. Материально вы с Женечкой нуждаться не будете. Когда соберёшься выйти на работу, Платон поспособствует твоему трудоустройству. Никто сына у тебя не отберёт.

- Елизавета Викторовна, но они столько лет не хотели видеть ни меня, ни Женю. Я согласилась привезти к ним внука лишь в память о муже, потому что, знаю, как Игорь хотел этого. И теперь мне страшно.

- Не хотели. – Елизавета Викторовна горько усмехнулась. – Некоторым людям, Соня, нужно пережить горе, стресс, чтобы что-то понять в этой жизни. Только почему этой жертвой должен был стать Игорёк…

Голос её дрогнул, и она, не выдержав, заплакала. Соня обняла Елизавету Викторовну, и они долго сидели так, не в силах справиться с постигшим их общим горем.

* * * * *

- Какой большой дом! – Воскликнул Женька, впервые увидев коттедж родителей Игоря. - Как наш садик. Только площадки нет. Правда, мам?

Соня ни разу не была здесь. Её первая встреча с будущими родственниками произошла в ресторане, так сказать, на «нейтральной территории». А в следующий раз они увиделись только на похоронах. Мрачные мысли опять овладели женщиной, и она, держа сына за руку, настороженно замерла у входа.

Отец Игоря не смотрел на Соню. Его взгляд был прикован к мальчику. Женя, ничуть не смущаясь, тоже рассматривал высокого широкоплечего человека.

- Ну, здравствуй! – Мужчина протянул руку.

Женя сделал шаг вперёд и ответил на рукопожатие.

- Ты знаешь, что я твой дедушка? – Спросил отец Игоря.

- Да. Мне сказала мама. Только я вас ни разу не видел. – Мальчик с любопытством разглядывал незнакомца.

- Ольга! – Окликнул хозяин домработницу. – Проводите Софию к Полине Альбертовне. В гостиной накрыто к чаю. А мы пока побеседуем.

Во взгляде Сони промелькнуло смятение. Ей не хотелось оставлять Женю наедине с этим человеком. Но он явно не привык, чтобы ему перечили.

- Иди, мама. – Вдруг сказал Женька. – Я поговорю с дедушкой и тоже приду пить чай. Ты мне налей пока, пусть немного остынет.

Мужчина с удивлением посмотрел на него, но промолчал.

Дождавшись, пока Соня уйдёт, он жестом показал мальчику на большое кресло. Женя сел, погладил рукой обивку и заметил:

- Хорошее кресло. Здесь можно даже втроём сидеть.

- Зачем же втроём? – Полюбопытствовал дедушка. – У нас предостаточно мебели.

- Чтобы обняться и смотреть мультик. Мы так смотрели с мамой и папой раньше. – Пояснил Женька. – Только у нас нет такого кресла, и мы сидели на диване.

Дедушка отвёл взгляд.

- У вас здесь всё большое. – Женя старался поддерживать разговор. – И дом, и машина. Это хорошо! Можно сразу много друзей пригласить. К вам приходит много друзей?

Мужчина замялся.

- А мои друзья у нас даже не поместились! – Засмеялся мальчик. – Пришлось дедушке Платону везти детей в игровой центр! Это, когда у меня был День Рождения, и я пригласил всех.

- Дедушке Платону? – Отцу Игоря отчего-то досадно было слышать имя брата из уст этого маленького весёлого мальчика.

- Да! – Воскликнул Женька. – У меня есть дедушка Платон и бабушка Лиза. Они очень хорошие! Теперь я буду вас тоже называть дедушкой. Дедушка Николай.

- Ну да… - Задумчиво произнёс его второй дедушка. – Скажи, Женя, а у тебя есть мечта?

- Есть. – Мальчик погрустнел. – Я хотел бы, чтобы папа вернулся. Но это нельзя сделать. Потому что он погиб. Это насовсем.

Дедушка кашлянул и отошёл к окну. Женя смотрел на большую спину и думал, что ему, наверное, тоже грустно, как и самому Женьке.

- Вы не бойтесь, папе там будет хорошо. – Тихо сказал он. – Мама так сказала. И просила, чтобы я не плакал, иначе папе тоже будет грустно.

- И ты не плачешь?

- Плачу. – Вздохнул Женька. – Ночью. Чтобы папа не видел. Мама и сама плачет, я знаю.

- А что мама ещё говорит про папу?

- Что надо стараться быть таким же добрым и честным, как он. Дедушка, а почему вы поссорились с моим папой? Он разве что-то плохое сделал?

- М-м-м. Ну, скажем так, он меня не слушался. Тебя ведь мама ругает, если ты не слушаешься?

- Иногда ругает. – Признался Женя. – Но мы никогда не ссоримся.

- Это как же?

- Мама всегда объясняет, почему это плохо. А потом обнимает и говорит, что всё равно всегда будет меня любить, потому что я её сын. А вы так говорили папе, когда он был маленьким?

- Знаешь, пожалуй, не говорил.

- Вот поэтому мой папа и не знал, что вы его всё равно любите! – Женя подошёл к дедушке, взял его за руку и добавил ещё более убедительно. – Он просто не знал!

Они помолчали.

- Дедушка, а мы чай пойдём пить? – Женька, не отпуская дедушкиной руки, потянул его в том направлении, куда чуть раньше ушла София. – Я чай не очень люблю. Я больше какао люблю. И которое растворимое, и как в детском саду, и которое мама варит. Я могу её попросить, и она вам сварит тоже.

Мужчина молча шёл за мальчиком. Выйдя из первого помещения, Женька растерялся. Он не знал, за какой из дверей находится сейчас его мама. Теперь уже дедушка, всё так же держа за руку, повёл его за собой.

Соня сидела напряженно, с абсолютно прямой спиной. При появлении сына она немного расслабилась и улыбнулась ему навстречу.

- Мамочка, - бросился к ней Женя – мы разговаривали с дедушкой. Он удивительно интересный собеседник.

Одетая с иголочки, пожилая дама, сидевшая за столом с Софией, удивлённо подняла безупречно подведённые брови.

- Так любит говорить Платон Николаевич. – Смущенно пояснила Соня, обнимая сына. – Вот Женя и подражает ему.

- Нет же, мама! – Возразил Женька. – С дедушкой интересно разговаривать. Правда.

Тут он опомнился и, глядя на строгую даму, сказал.

- Здравствуйте. А вы моя вторая бабушка?

Дама едва заметно поморщилась. Но отец Игоря спокойно подтвердил.

-Да, Женя, это твоя бабушка, Полина Альбертовна.

Женька пошевелил губами, пытаясь запомнить сложное имя, и сел за стол рядом с Соней.

- Ольга, сварите мальчику какао. – Хозяин дома кивнул на Женю. – Он его любит.

- Не беспокойтесь, - попросила Соня – он попьёт с нами чаю. Да, Жень?

- Да. – Легко согласился Женя. – Я сейчас совсем и не хочу какао.

Домработница остановилась в замешательстве.

- Я должен повторять дважды? – В голосе Николая Николаевича звучали стальные нотки. – Вы слышали, что я сейчас сказал?

Женщина торопливо вышла.

Женя нахмурился. Посопел. И вдруг сообщил.

- У нас в садике Елена Ивановна говорит, что к няне надо относиться с уважением, потому что она нас кормит, и потому что у неё тяжёлый труд.

София умоляюще приложила палец к губам. Мальчик замолчал, но сидел теперь задумчивый и невесёлый.

Лишь когда домработница поставила перед ним чашку с какао, он отпил глоток, улыбнулся и сказал:

- Спасибо, тётя Оля! У вас очень вкусно получилось.

Женщина, растерявшись, отступила, тихонько шепнув: «На здоровье». И обратилась к хозяину.

- Что-то ещё, Николай Николаевич?

- Можете идти. – Сухо бросил тот.

Она быстро вышла. Женя с сожалением посмотрел ей вслед.

- И что же, Женя, когда ты собираешься в школу? – Прервала своё ледяное молчание Полина Альбертовна.

- Когда мне исполнится семь лет. – Сообщил мальчик. – Сейчас мне только шесть.

- Ну, не только, а уже шесть. – Усмехнулась бабушка. – Твой папа в этом возрасте уже читал и прекрасно играл в шахматы.

- Я тоже умею читать. – Спокойно ответил Женька, грызя печенье. – А в шахматы мы играли с папой. Теперь играем с дедушкой Платоном. Только я пока проигрываю. А вы умеете?

- Я? – Удивилась Полина Альбертовна. – А зачем мне это?

- Чтобы мы могли с вами поиграть тоже. Моя мама умеет.

- Ну, я не твоя мама.

- Я знаю. Елена Ивановна, наша воспитательница, говорила, что все люди разные. И что в каждом человеке есть что-то хорошее. А в вас что хорошее?

- Женя! – Не выдержала София. – Такие вопросы задавать нельзя.

- Почему? – Изумился Женя. – Елена Ивановна попросила сказать, что есть хорошего в каждом из нас. Про другого ребёнка.

- Ну, и что же ты сказал? – Заинтересовался дедушка.

- Я говорил про Владика. У нас есть такой мальчик. Он всегда со всеми дерётся. Но я сказал, что Владик сильный, красивый и добрый.

- Какой же он добрый, если дерётся?

- Владик всегда помогает Елене Ивановне убирать игрушки. И посуду после обеда. А когда Настя разбила коленку на улице, он дал ей свой платок. Теперь мы дружим.

- А про тебя что сказали? – Спросила Соня.

- Про меня много! – Глаза Женьки заблестели. – Что…

Он неожиданно смутился.

- Как я буду сам про себя говорить?

- Вот видишь, - мягко упрекнула мама – а хотел, чтобы Полина Альбертовна говорила сама про себя.

- Тогда дедушка может сказать!

Щеки Полины Альбертовны окрасились лёгким нервным румянцем. Николай Николаевич озадаченно хмыкнул. Соня повернулась к сыну.

- В вопросы и ответы доиграем в другой раз. Женя, ты допил? Тогда мы, наверное, поедем. Спасибо вам за гостеприимство.

Она встала. Женька тоже вскочил:

- Спасибо! Давайте, я помогу вам отнести посуду.

- Не надо, Женя, это лишнее. – Свекровь с явным облегчением торопилась попрощаться с гостями.

- Я дам распоряжение, и водитель отвезёт вас. – Николай Николаевич вышел во двор.

Прощаясь с дедушкой, Женька привстал на цыпочки и, когда отец Игоря наклонился, сказал тихо.

- Дедушка Николай, а из того, что можно, я мечтаю о собаке.

* * * * *

Когда машина скрылась за воротами, Полина Альбертовна, откинувшись на спинку кресла, поднесла руки к вискам:

- Ничего! Ничего от нашего Игорька! Бестактный, несдержанный. Ничего путного не могло родиться у этой простушки. Я ещё тогда говорила.

Николай Николаевич стоял мрачный и задумчивый.

- Коля! Ну что ты молчишь? Я сразу сказала, что это плохая идея, приглашать их сюда. И эти нелепые вопросы.

-Да уж, вопросы недетские у нашего внука. А ведь я растерялся, Полин. Сколько живу, а на простой вопрос ответить не смог. Что в тебе хорошего? А во мне что? Мальчишка шестилетний мудрее нас оказался. В хулигане доброе разглядел. Мы жизнь прожили, а главного видеть не научились. Ни в Соне, ни в собственном сыне, ни в Женьке. Даже друг в друге не увидели за столько-то лет. Ты, как знаешь, а я попытаюсь... Хочу, чтобы, когда меня ТАМ, спросят, я хоть что-то ответить мог.

* * * * *

- Здравствуй, Николай!

- Здравствуй, Платон! – Николай Николаевич пожал брату руку. – Женька-то где?

- Они с Лизой и Соней поехали за тортом. Очень уж не терпелось ему посмотреть. Полина не приедет?

- Не трави душу, Платон. Это её выбор. А я Женьке подарок привёз.

- Знаю. Соня уже рассказала, что вы придумали. Ох, и рад он будет!

- Думаешь?

- Знаю, брат! Женька ещё у Игоря просил. Игорёк обещал ему, что как в школу пойдёт, тогда… Ладно, пойдём, похвастаешься.

На заднем сидении, уютно сопя мокрым носом, спал толстый белый щенок.

Фото из свободного доступа сети Интернет
Фото из свободного доступа сети Интернет

Внимание! Все текстовые материалы канала Йошкин Дом являются собственностью канала и объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование материалов данного канала без предварительного согласия правообладателя. Цитирование разрешено только при указании гиперссылки на канал Йошкин Дом https://zen.yandex.ru/id/5f8f427d77454e74d3aae539 Коммерческое использование запрещено.

Навигация по каналу