Знаменитый «Черный квадрат» К. Малевича (как же без него!) вспомнился на выставке, где увидела картину В. Кандинского «В черном круге».
Известный факт, что работа К. Малевича вызывает много споров и дискуссий. Не секрет также, что «Черный квадрат» на многих людей действует ошеломляюще. Одна знакомая рассказывала: «Я как увидела эту картину, так меня как током ударило: ведь это же вся наша жизнь – черный квадрат!». Моя жизнь восприятием не ассоциируется с черным квадратом, но запомним эту интересную трактовку: жизнь человека, заключенная в квадратные рамки и закрашенная черной краской.
На меня подействовало другое. Оказывается, «Черный квадрат» совсем не черный. Для создания полотна художник смесь трех самодельных красок: жженую кость, черную охру и природный компонент темно-зеленого оттенка. И «Черных квадратов» у Малевича не один, а целых четыре, все они написаны в разные годы, имеют разные размеры и разные оттенки. Самый известный, считающийся самым энергетически заряженным, имеющий размеры 79,5 х 79, 5 см, вызывающий столько эмоций и дебатов, написан в 1915 г. и хранится в Третьяковской галерее. В той же Третьяковке хранится и «Черный квадрат» 1929 г., имеющий аналогичные размеры. Еще два «Черных квадрата» хранятся в Санкт-Петербурге: Русский музей владеет работой 1923 г. размером 106 х 106 см, Эрмитаж – полотном 1930 г. (размер 53,5 х 53,5 см). Есть у К. Малевича и работа «Черный круг», но она не столь известна. Как видите, не всё так просто с «черной геометрией» К. Малевича.
А вот «черная геометрия» В. Кандинского (картина «В черном круге») заставила остановиться. Во-первых, смещены акценты, здесь важен не сам круг, а то, что в круге. В круге же (вот здесь полностью соглашусь) – вся наша жизнь. И бывает в ней всякое – и круглое, и овальное, и волнами с подъемами и спадами, и углами, очень острыми углами, иногда переходящими в острые пики. Бывает и черно-белое, но бывает и цветное: синее, желтое, красное, голубое, серое, др. Но главное, что и здесь черный круг не совсем черный. Черная у него только оболочка, защищающая нашу жизнь от невзгод. У каждого эти невзгоды свои. И толщина оболочки разная. К друзьям мы, как сказочная избушка на курьих ножках, поворачиваемся «передом», и защитная оболочка здесь почти прозрачная, практически сходящаяся на «нет». А к людям, которым не доверяем, часто поворачиваемся «задом» и оболочка с этой стороны толстая, свинцовая.
Главное, что жизнь идет, в ней все меняется, развивается, формы, размеры, цвета сменяют друг друга, чередуются. И, если где-то скопилось много черной краски, может быть стоит вспомнить, что и в черноте есть свои оттенки?
@chelmusart #Кандинский #КандинскийвЧелябинске #выставкаКандинского #Кандинскийцветозвуки #Малевич #Черныйквадрат #ЧерныйквадратМалевича