Мы, диванные эксперты, а также узкие специалисты в какой-то из областей электроники, горазды рождать свои стопроцентно правильные рецепты решения задачи импортозамещения, стоящей сегодня перед страной. Меня так умиляют, казалось бы, серьёзные дядьки, которые точно знают, что и как надо делать. Сам такой )))
Но одно дело — убеждать всех других и себя в том числе в собственной правоте, ни за что при этом не отвечая, и совсем другое — принимать решения, последствия которых могут быть неоднозначны.
Я вот сам тут на своём канале всех убеждаю в том, что верный путь для развития IT-отрасли — это создание «с нуля» своей операционной системы и прикладного программного обеспечения для неё, чтобы не зависеть от чужого кода и чужих парадигм развития, чтобы вдохновенно рождать новое, а не уныло пилить старое под Линукс, но вот стоит меня обременить властью принимать решения по этому вопросу на государственном уровне, и тут же у меня в голове будут рождаться вопросы: «А хватит ли ресурсов — денег, специалистов нужной квалификации», «А вдруг деньги потрачу, а результат будет слабый», «А вдруг всё это сильно затянется и мы отстанем ещё больше», «А вдруг не взлетит, не пойдёт», «А не лучше ли тихонечко пилить свободное ПО под Линукс, и не волноваться о возможном эпик фейле» и т.п.
Вот поэтому существует большая разница между нами и людьми, принимающими реальные решения. Они обязаны быть осторожными и тысячу раз всё обдумать, прежде чем делать резкие развороты. Один раз Горбачёв уже повернул на перестройку, ничего не просчитав. Хотел вывести страну вперёд на эмоциях. Искренне хотел. Не вышло. Не хватило мозгов просчитать последствия.
И вот в этой ситуации наши власти сегодня вынуждены принимать какие-то решения по импортозамещению. Я думаю, осторожность подхода вызвана именно боязнью не навредить, а не какими-либо идеологическими соображениями или соображениями сознательного вредительства. Я думаю, что если бы последствия были бы чётко ясны и не внушали опасений, они легко поменяли бы и экономические подходы, и всё, что угодно. Не думаю, что, скажем, у Мишустина есть какие-то непреодолимые идеологические препятствия, которые ему не позволили бы этого сделать. Но опасность уронить страну вынуждает нащупывать наиболее мягкий путь постепенно.
А какие есть пути?
По сути, я вижу два. Первый путь, это сменить строй на социалистический, ввести госплан, национализировать предприятия, и вперёд, к победе коммунизма. Вариант вполне рабочий, поскольку сегодня у нас есть и неудачный опыт, который мы можем принять во внимание, и вычислительные мощности, которые могут легко реализовать просчитывание госплана, чего не было при СССР, и т.п. Но последствия таких кардинальных изменений могут быть непредсказуемыми и с точки зрения экономики, и с точки зрения волнений в народе.
Второй путь — в рамках нынешнего строя активно финансировать ключевые отрасли, продолжать выкупать контрольные пакеты акций ключевых предприятий и реализовать госплан в их объёме, а весь потребительский гражданский рынок и сферу услуг отдать предпринимателям. Тут и резких движений нет — давно уже идём по этому пути, дефициты будут закрываться бизнесом, а ключевые отрасли полностью контролироваться и финансироваться государством.
Я думаю, что именно второй подход и выбран, причём уже давно. Поэтому не надо морщить носы от субсидирования и прямого финансирования ключевых отраслей, сокрушаясь по поводу убивания стимулов развиваться. Эти отрасли и так не развивались, а если и развивались, то не как суверенные отрасли, а как филиалы отраслей наших прямых конкурентов. Нам же нужно, чтобы отрасли были свои, и работали на нас.
Потянем ли всё самостоятельно?
Конечно нет. Такой задачи и не стоит. Стоит задача импортозаместить государственную инфраструктуру, космос и оборонку. Чайники и кофемолки никто импортозамещать не собирается (разве что сам бизнес по своей инициативе). Элементную базу для гражданской продукции, я думаю, тоже замещать не будут, потому что в Китае она всегда будет дешевле, как минимум, из-за климатических условий — не нужно обогревать цеха зимой.
Но государство должно субсидировать разработку и производство некоторого объёма собственной компонентной базы, пусть и более дорогой. Это нужно для того, чтобы, скажем, в случае проблем поставок из Китая или из других мест была возможность быстро нарастить своё производство внутри страны, не тратя времени на разработку отсутствующих технологий. Технологии производства уже должны быть, и должно быть также и ограниченное субсидируемое производство.
Поэтому не надо плеваться на иностранную бытовую технику в магазинах, не в ней смысл импортозамещения. И её наличие — не доказательство отсутствия самого импортозамещения. А то уже, честно говоря, поднадоел этот аргумент: «посмотрите вокруг, всё иностранное». Конечно иностранное! Мало того, что не это подлежит импортозамещению, так и ещё импортозамещение только-только худо-бедно стартовало в более-менее массовом объёме всего два года назад. Что тут можно заместить, если у нас даже своего оборудования нет? Процесс долгий.
Заключение
На сегодня всё. Ставьте нравлики, пишите комментарии и подписывайтесь на канал. Пока! :-)