Найти тему

Как немцы боролись с одной из русских бед - дорогами

Приветствую, друзья! На дворе весна, а это значит что скоро весь снег сойдет с дорог, прилегающих к главным, и мы начнем немного выдвигаться на дачи. Честно говоря, у меня "деревенский дом" находится в таком месте, что немцы там только лишь на лошадях проезжали в годы войны, больше никак. Небольшой дождь - все, ты остаешься там, потому как проехать проблематично. Вот я и задался вопросом - а как вообще справлялись с бездорожьем в годы войны? Были ведь и осенние и весенние наступления, как наших, так и немцев. А дороги у нас и сейчас местами не очень, а как оно тогда было? Оказалось, что у немцев даже были изданы специальные приказы по группам армий, которые касались борьбы с бездорожьем.

Во-первых, сразу вспомнил мемуары одного из наших танкистов, фамилию, к сожалению, уже не помню. Он рассказывал, что техника, которую поставляли нам союзники, была совершенно непригодна для российского бездорожья. Танки, которые нам поставляли британцы или американцы, имели низкий клиренс. Но, главной их проблемой было то, что их гусеницы не были приспособлены для такой грязи, по которой мы с вами в деревне на Жигулях можем проехать, уж больно "гладкие" гусеницы у них были. Для большей проходимости приходилось наваривать дополнительные шипы. Для примера, это видно на нижнем фото, трехэтажный танк М-3.

Немцы столкнулись с плохими дорогами на подходах к Москве осенью 1941 года. Сначала, во второй половине октября, обильно выпал первый снег, затем сразу растаял и пошли обильные дожди, превратив дороги в месиво. Немцы в это время пытались взять Ильинские рубежи, а местность там после дождей непролазная, сам видел. В немецкий язык, в этот период, вошло в обиход страшное слово "распутица". Как писали немцы в приказах частям на местности: "Для подвоза боеприпасов и грузов по возможности использовать лошадей. Грузовики для грунтовых дорог использовать минимально, потому как это грозит потерей грузовиков". Кстати, к слову сказать, испытав не себе все прелести грязных дорог, немцы позже испытали на себе и первые русские морозы. Только по официальным данным, более 130 тысяч немцев получили обморожения.

-2

Вообще у немцев был довольно оригинальный способ борьбы с распутицей, главной задачей которого, было максимально быстро высушить дорогу. Для этого, на дорогах общего пользования, после выпадения снега, он сразу расчищался руками пленных и запрещалось ездить по ним грузовикам, до той поры, пока дорога не просохнет. Но, это было лишь осенью и весной, и немцы не учитывали тот момент, что, например, осенью у нас еще идут обильные дожди. В итоге, получалось вот так.

-3

Так что, тем, кто недоволен нашими дорогами, не стоит забывать, что это один из важных стратегических пунктов в обороне страны. Давайте послушаем мемуары одного немецкого генерала о том, как они осенью подходили к Москве.

"Когда мы подходили к Москве, то настроение наших солдат стало резко меняться. С удивлением и разочарованием в октябре-ноябре мы обнаружили, что русские войска не перестали существовать совсем, как военная сила. Более того, в течение нескольких недель сопротивление усилилось и они стали активно контратаковать. Наши войска были сильно потрепаны в осенних боях и нам все тяжелее давались новые задачи. Аналогии с походом Наполеона 1812 года негласно засели в головах у всех.
-4
Но, это все было бледнело по сравнению с периодом грязи, который нас ожидал впереди. У русских это еще называется странным словом "распутица". Мы конечно читали об этом в книгах и знали, что нас ждет, но реальность превзошла все наши ожидания. Распутица началась в середине октября, во время боев за Вязьму и продолжалось почти месяц. Что такое русская распутица невозможно объяснить человеку, который никогда с ней не сталкивался. В этом уголке мира, огромном по территории, проложено всего шесть шоссейных дорог. Остальная территория страны покрывается на месяц непролазной липкой грязью. Пехотинцы скользят, лошади не идут, машины проваливаются глубоко в грязь. Даже танки порой засасывает вязкой грязью и их уже ничем не достать".
-5

Немецкое командование шло даже на то, что в части рассылался приказ, который дословно переводился как "Помоги себе сам". Имелось ввиду, что в зависимости от сложности распутицы, командование на местах должно само определять, какими методами с этим бороться. Одни отказывались от машин, так как те вязли в полях до следующего лета, и сооружали импровизированные большие сани, которые тащили лошади, либо пленные. Дороги покрывали накатами бревен, но, тут возникала другая беда - во время дождей, с таких накатов зачастую сходили машины. Все позиции рекомендовалось сооружать только на возвышенностях. Не только из-за стратегических преимуществ, но и из-за того, что там воды меньше. Доходило даже до того, что в частях вводили лимит на выдачу боеприпасов, потому как новые подвозить было проблематично.

-6

Так что, друзья, не только генерал Мороз помогал нам отстоять Москву, был еще и генерал Распутица, о котором мы часто забываем...

Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя.

Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.

Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов.