Попытаюсь разобраться в себе.
Операция на Украине сказалась на мне больницей. (Хорошо, что кратковременно.) Но я удивился на себя. Мне казалось, что после смерти жены я стал какой-то деревянный. Ничто на меня не действует. Кроме произведений искусства (неприкладного), порождающих катарсис (то, что случается от столкновений противочувствий). Это ж неожиданность всегда – катарсис. Не то, что с произведением прикладного искусства, с которым с самого начала знаешь, какое переживание автор хочет во мне усилить. И вот неожиданность случилась в жизни. Поэтесса (опубликовавшаяся в журнале «Фабрика литературы», главред которой, наверно, давно уже убит украинскими нацистами), восхитившаяся моим фонетическим анализом её стихотворения, написала мне, что я достоин презрения, если я смотрю российское ТВ. – И я слетел с катушек.
А я переписываюсь изредка с одной художницей из Франции, русской, которая давным-давно вышла замуж за баска и живёт там тихо-мирно. И вот она мне горячо пишет о подлости газеты «Фигаро», всё навыворот, она думает, изображающей о положении на Украине.
И мне почему-то смешно. Не понимаю, почему. Или потому, что я ж не человек какой-то стал, а машина, разбирающаяся с произведениями искусства и около него.
И стал я читать книгу Бавилького «Желание быть городом», претендовавшую на премию «Большая книга 2021». Это описание путешествия по Италии в 2017 году. Автор решил не акцентировать описание на произведениях искусства. А я, наоборот. Задумал подловить его на прорвавшемся отношении к какому-нибудь произведению и заспорить с ним.
И первым оказалось произведение не итальянского, а русского гм-гм. (Собираюсь дальше обсудить, не околоискусство ль это.)
«Художник Дмитрий Врубель рассказывал мне, что «Евангельский проект» не мог появиться у него даже на полгода раньше, так как в России тогда не существовало платежных систем, позволявших покупать ежедневное фотографическое сырье для рисунков у агентства «Рейтер»».
Актуальность не получилась бы, если б не использовать свежайшую фотографию.
Я мгновенно спросил поисковик, что это такое,
и содрогнулся от омерзения.
Это воздействие жизни, непосредственное и принуждающее, а не искусство (условность, воздействующая непосредственно и непринуждённо). А воздействие жизни всегда сильнее, чем воздействие искусства, даже и прикладного, призванного усиливать знаемое (здесь – бедность в России в 2008-м: 19,0 млн., 13,4% от общей численности населения страны - http://global-finances.ru/uroven-bednosti-v-rossii-po-godam/).
Фотография ж претендует на невыдуманность (выдуманность же в первую очередь нужна для условности). Кусок, мол, действительности запечатлён в фотографии. Кусок жизни. А та – действует принуждающе.
Это маскировка, что с фотографиями что-то делают, а не применяют напрямую:
«Основной метод Врубеля и Тимофеевой - модификация фотореализма с использованием современных технологий» (http://sasharomanov.com/permm/newtestament.html).
«…на основе фотографии создается эскиз. Он, в свою очередь, сканируется и переносится на огромный лист во всю стену, который закрашивается в характерной экспрессивной манере» (https://ria.ru/20090407/167550487.html).
Рассказ Врубеля Бавильскому разоблачает невыдуманность. Жизнь то есть.
Это не искусство, а околоискусство. Изопублицистика. К тому же врущая (из-за остановки мгновения), дескать, вечно Россия бедная. Тогда как на данном отрезке времени народ просто поддался обману предателей и выкарабкивается (% бедных по годам):
1992г. – 49,3 (33,5% от общей численности населения страны)
1993г. – 46,1 (31,3%)
1994г. – 32,9 (22,4%)
1995г. – 36,5 (24,8%)
1996г. – 32,5 (22,1%)
1997г. – 30,5 (20,8%)
1998г. – 34,3 (23,4%)
1999г. – 41,6 (28,4%)
2000г. – 42,3 (29,0%)
2001г. – 40,0 (27,5%)
2002г. – 35,6 (24,6%)
2003г. – 29,3 (20,3%)
2004г. – 25,2 (17,6%)
2005г. – 25,4 (17,8%)
2006г. – 21,6 (15,2%)
2007г. – 18,8 (13,3%)
2008г. – 19,0 (13,4%)
2009г. – 18,4 (13,0%)
2010г. – 17,7 (12,5%)
2011г. – 17,9 (12,7%)
2012г. – 15,4 (10,7%)
2013г. – 15,5 (10,8%)
2014г. – 16,3 (11,3%)
2015г. – 19,6 (13,4%)
2016г. – 19,4 (13,2%)
2017г. – 18,9 (12,9%)
2018г. – 18,4 (12,6%)
2019г. – 18,1 (12,3%)
2020г. – 17,8 (12,1%)
2021г. – 16,1 (11,0%)
20 марта 2022 г.