Найти тему
СВОЛО

Опозоривший фамилию Врубеля

Попытаюсь разобраться в себе.

Операция на Украине сказалась на мне больницей. (Хорошо, что кратковременно.) Но я удивился на себя. Мне казалось, что после смерти жены я стал какой-то деревянный. Ничто на меня не действует. Кроме произведений искусства (неприкладного), порождающих катарсис (то, что случается от столкновений противочувствий). Это ж неожиданность всегда – катарсис. Не то, что с произведением прикладного искусства, с которым с самого начала знаешь, какое переживание автор хочет во мне усилить. И вот неожиданность случилась в жизни. Поэтесса (опубликовавшаяся в журнале «Фабрика литературы», главред которой, наверно, давно уже убит украинскими нацистами), восхитившаяся моим фонетическим анализом её стихотворения, написала мне, что я достоин презрения, если я смотрю российское ТВ. – И я слетел с катушек.

А я переписываюсь изредка с одной художницей из Франции, русской, которая давным-давно вышла замуж за баска и живёт там тихо-мирно. И вот она мне горячо пишет о подлости газеты «Фигаро», всё навыворот, она думает, изображающей о положении на Украине.

И мне почему-то смешно. Не понимаю, почему. Или потому, что я ж не человек какой-то стал, а машина, разбирающаяся с произведениями искусства и около него.

И стал я читать книгу Бавилького «Желание быть городом», претендовавшую на премию «Большая книга 2021». Это описание путешествия по Италии в 2017 году. Автор решил не акцентировать описание на произведениях искусства. А я, наоборот. Задумал подловить его на прорвавшемся отношении к какому-нибудь произведению и заспорить с ним.

И первым оказалось произведение не итальянского, а русского гм-гм. (Собираюсь дальше обсудить, не околоискусство ль это.)

«Художник Дмитрий Врубель рассказывал мне, что «Евангельский проект» не мог появиться у него даже на полгода раньше, так как в России тогда не существовало платежных систем, позволявших покупать ежедневное фотографическое сырье для рисунков у агентства «Рейтер»».

Актуальность не получилась бы, если б не использовать свежайшую фотографию.

Я мгновенно спросил поисковик, что это такое,

Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева. «Матфей.18,6.». Из серии «Евангельский проект». 2008. Акрил, виниловый холст.
Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева. «Матфей.18,6.». Из серии «Евангельский проект». 2008. Акрил, виниловый холст.

и содрогнулся от омерзения.

Это воздействие жизни, непосредственное и принуждающее, а не искусство (условность, воздействующая непосредственно и непринуждённо). А воздействие жизни всегда сильнее, чем воздействие искусства, даже и прикладного, призванного усиливать знаемое (здесь – бедность в России в 2008-м: 19,0 млн., 13,4% от общей численности населения страны - http://global-finances.ru/uroven-bednosti-v-rossii-po-godam/).

Фотография ж претендует на невыдуманность (выдуманность же в первую очередь нужна для условности). Кусок, мол, действительности запечатлён в фотографии. Кусок жизни. А та – действует принуждающе.

Это маскировка, что с фотографиями что-то делают, а не применяют напрямую:

«Основной метод Врубеля и Тимофеевой - модификация фотореализма с использованием современных технологий» (http://sasharomanov.com/permm/newtestament.html).

«…на основе фотографии создается эскиз. Он, в свою очередь, сканируется и переносится на огромный лист во всю стену, который закрашивается в характерной экспрессивной манере» (https://ria.ru/20090407/167550487.html).

Рассказ Врубеля Бавильскому разоблачает невыдуманность. Жизнь то есть.

Это не искусство, а околоискусство. Изопублицистика. К тому же врущая (из-за остановки мгновения), дескать, вечно Россия бедная. Тогда как на данном отрезке времени народ просто поддался обману предателей и выкарабкивается (% бедных по годам):

1992г. – 49,3 (33,5% от общей численности населения страны)

1993г. – 46,1 (31,3%)

1994г. – 32,9 (22,4%)

1995г. – 36,5 (24,8%)

1996г. – 32,5 (22,1%)

1997г. – 30,5 (20,8%)

1998г. – 34,3 (23,4%)

1999г. – 41,6 (28,4%)

2000г. – 42,3 (29,0%)

2001г. – 40,0 (27,5%)

2002г. – 35,6 (24,6%)

2003г. – 29,3 (20,3%)

2004г. – 25,2 (17,6%)

2005г. – 25,4 (17,8%)

2006г. – 21,6 (15,2%)

2007г. – 18,8 (13,3%)

2008г. – 19,0 (13,4%)

2009г. – 18,4 (13,0%)

2010г. – 17,7 (12,5%)

2011г. – 17,9 (12,7%)

2012г. – 15,4 (10,7%)

2013г. – 15,5 (10,8%)

2014г. – 16,3 (11,3%)

2015г. – 19,6 (13,4%)

2016г. – 19,4 (13,2%)

2017г. – 18,9 (12,9%)

2018г. – 18,4 (12,6%)

2019г. – 18,1 (12,3%)

2020г. – 17,8 (12,1%)

2021г. – 16,1 (11,0%)

20 марта 2022 г.