Найти в Дзене
Наталья Максимова

Живописный космос Ф. Малявина. Часть 1. Вихрь

В коллекции Государственной Третьяковской галереи есть работа, которая вызывает у меня неподдельный восторг и бурю позитивных эмоций. Она так и называется – "Вихрь" кисти Филиппа Малявина. Огромное живописное полотно - более двух на четыре метра, которое было написано в 1906 году. Помню, как в первый раз застыла перед картиной надолго, будто завороженная, зачарованная... Какая мощная энергетика излучается этой картиной! И эта мощь живая, пронизывающая всё и вся вокруг, подобно пульсару. Нарядные женщины - русские бабы в ярких праздничных одеждах, где доминирует открытый красный цвет, остановились в поле. Они радуются жизни, смеются от души... Вихрь развевает широкие свободные сарафаны и будто грозится их унести в царство какого-нибудь Черномора. Но... шалишь, ветрило! Бабы крепко стоят на этой земле, и никому не будет дано силы их отсюда выкорчевать. В озорном смехе женщин какая-то невероятная сила, способная подарить счастье. Они похожи на древних ведических боги
                                                                                   Фото. Филипп Малявин. Вихрь. 1906
Фото. Филипп Малявин. Вихрь. 1906

В коллекции Государственной Третьяковской галереи есть работа, которая вызывает у меня неподдельный восторг и бурю позитивных эмоций. Она так и называется – "Вихрь" кисти Филиппа Малявина. Огромное живописное полотно - более двух на четыре метра, которое было написано в 1906 году.

Помню, как в первый раз застыла перед картиной надолго, будто завороженная, зачарованная...

Какая мощная энергетика излучается этой картиной! И эта мощь живая, пронизывающая всё и вся вокруг, подобно пульсару.

Нарядные женщины - русские бабы в ярких праздничных одеждах, где доминирует открытый красный цвет, остановились в поле. Они радуются жизни, смеются от души... Вихрь развевает широкие свободные сарафаны и будто грозится их унести в царство какого-нибудь Черномора. Но... шалишь, ветрило! Бабы крепко стоят на этой земле, и никому не будет дано силы их отсюда выкорчевать.

В озорном смехе женщин какая-то невероятная сила, способная подарить счастье. Они похожи на древних ведических богинь.

Июнь...травень , благоухающий разнотравьем и ароматами влажной земли. Поэтому и цвет фона опять открытый – цвет яркой изумрудной зелени.

Так, в начале нового двадцатого века, Филипп Малявин явил миру истинную красоту русской женщины, уверенной в себе дочери древних богинь. До чего хороши лица девок и баб – в них благородство, значительность и открытость миру... А уж как шутят, как улыбаются! – Кажется , что весь мир смеётся вместе с ними.

Мерцают и трепещут от женского гомона складки, оборки ярко-красных одежд,

И это мерцание отражается бликами в не менее подвижной и яркой зелени.

Невероятно мощное, экспрессивное, вдохновенное полотно. Для меня это настоящий монумент русской женщине и прорыв в художественном искусстве. Ни до, ни после так писать, как Филипп Малявин никто уже больше не сможет.

Героини картины очень близки художнику, который и сам родился в крестьянской семье.

Иногда слышу, что в царской России не существовало социальных лифтов. Ошибаетесь, господа. И ярчайший пример тому - вдохновенное творчество Филиппа Малявина.

Продолжение