Дисклеймер: уникальный случай в истории написания моих статей - хоть я и любитель лить воду, за всю присутствующую здесь ответственен не я, а сюжет сериала. А потому все претензии прошу направлять прямиком к Дмитрию
Дмитрий Глуховский - писатель, от чьих ТеКсТоВ и ПоСтОв не под силу оторваться даже при поездке в МеТрО. На этом дежурный расчет каламбуров окончен, моя извращенная фантазия удовлетворена и мы приступаем к содержательной части. Книги, которые пишет Глуховский, восхитительны. Как настоящий представитель эпохи постмодерна, Дмитрий не утруждается создавать какой-то смысл в произведениях, он просто клепает простенькие сюжетики, а в последнее время набивает их претенциозностью и псевдоинтеллектуализмом до такой степени, что читателя начинает тошнить. Но наверняка, я в этом уверен, под непробиваемой оболочкой идиотизма, если покопаться, можно найти кучу смыслов. Не позовут ведь абы кого автором тотального диктанта, правда? Правда?.. В любом случае, рассматривать прозу Глуховского, к сожалению или к счастью, не моя сегодняшняя задача - я еще недостаточно литературно подкован для такого мэтра. Однако в какой-то момент такому гению стало тесно в рамках одной лишь беллетристики и он решил податься в драму. Я, безусловно, этому рад, поскольку сценарий к сериалу проще для понимания такого быдло, как я. Итак, приглашаю вас насладиться переплетениями исключительного, невероятного сюжета сериала "Топи".
Главные герои
Денис Титов
Знакомьтесь, это Иван Янковский, ой, в смысле Денис Титов, которого играет Янковский. Простите мне эту обмолвку, но перепутать немудрено, учитывая сколько одинаковых героев он сыграл за последние несколько лет (мы здесь хвалим Глуховского, а на всех остальных я буду отрываться по полной). Денис - успешный айти предприниматель, создатель приложения Тру Толк. Не путать с Тик Током! Второе - приложение со смешнявками на 15 секунд, первое - сюжетный костыль, или лучше сказать ловкий прием, которым пользуются, когда нужно показать, что герой говорит правду. Ибо Тру Толк не просто революционная платформа, где можно делать исключительно видеозвонки (как часто вы вообще звоните по видео, кстати говоря? Понимаю, сосчитать трудно, числа огромные, но все-таки). Алгоритмы этой адовой машины позволяют по каким-то мимическим параметрам лица определить, лжет человек или говорит правду. Вообще по любому видео, любого качества, мгновенно. Как вы понимаете, Дмитрий избрал для этого сценария жанр эклектики, и здесь мы наблюдаем, к примеру, элемент научной (прости Господи) фантастики. Кроме своего восхитительного приложения Денис обладает очень большим желанием нажить неприятности, поэтому отказывается выдать ФСБ доступ к записям разговоров пользователей (а вот и актуальные проблемы тоталитарного режима, которые Глуховский так любит обличать во всех своих работах). Те злятся и с помощью Новичка и техники бесконтактного боя насылают на Дениса раковую опухоль прямо в голову.
Ладно, согласен, попытки улучшить сценарий изначально провальны, улучшать уже некуда. Так или иначе, опухоль в голове у Дениса действительно есть, что убедительно доказывает нам Янковский, отыгрывая отчаяние с помощью парочки скулежей и кучи матов. Кстати говоря, Кинопоиск позаботился о семейности сериала и сделал версию с запиканными матами - теперь вы можете посмотреть Топи вместе с детьми, наслаждаясь сценами с голым членом Янковского. Упс, спойлер)))
Макс Кольцов
Продолжаем экскурс по многогранным героям, созданным Глуховским, и следующий на очереди журналист-неудачник. Макс работает в желтой газетенке и смотрит на рабочем месте какое-то аниме-порево (так записано у меня в заметках, а пересматривать этот момент для большей точности я очень не хочу...). Если вам не хватило этого для полной экспозиции, скажу еще, что из достижений в его жизни - одна пьянка с Денисом Титовым. А еще он пытается трахнуть все движущееся и обладающее женской внешностью, так что будьте к этому готовы. Ладно, я наврал. "Движущееся" для него не является обязательным условием.
Соня Громовская
Если вы переживаете, что сериал намечается слишком модерновым, то вот вам характер, что называется традиционный для русских традиций - правильная, скромная, верующая девушка. К сожалению, у нее умирает сестра и она становится сукой по техническим причинам - сбегает от деспота-отца, но об этом чуть позже. В целом же, хотелось бы отметить, насколько филигранно у Глуховского получилось выдержать ее образ. Уверен, по ее поступкам в дальнейшем вы увидите, что это воистину прорывное переосмысление классического образа Сонечки Мармеладовой, во всяком случае так явно кажется автору сценария.
Эля Мусаева
Дальше - больше. Элю хотели выдать замуж за какого-то кавказца, а она любила русского Андрея и очень не хотела с ним расставаться (вновь Глуховским поднята актуальная тема современного общества - отжившие свое традиции). Однажды Эля приехала к своему любимому на поебушки, но ее кавказский жених, Дауд, ее выследил. Он ворвался и начал душить своего соперника, но Эля не растерялась и оттарабанила его в сраку (зачеркнуто) и выхватила у него из-за пояса пистолет. После чего по какой-то невероятной прихоти трассировок и маэстро Глуховского пуля, выпущенная в спину Дауда, убила стоящего за ним Андрея. Если вы думаете, что раскусили этого персонажа и ожидаете на протяжении всего сериала видеть душевные муки из-за убийства любимого, вы как дешевки попались на крючок ловкого Дмитрия. Позволю себе небольшой спойлер: об Андрее Эля больше ни разу не вспомнит. В этом сериале вообще у всех весьма и весьма короткая память и сильное отвращение к хоть какой-нибудь рефлексии. Но все это, я убежден, задумано таковым ради динамики и атмосферы! Ведь Глуховскому ничего бы не стоило прописать хорошую психологию. Правда ведь?..
Катя Лебядкина
Знакомьтесь, это Катя, Катю бросил парень по видеосвязи после пяти лет отношений, она из-за этого пыталась наглотаться таблеток, а потом решила пойти в отрыв. Катя женщина пробивная - остановит грузовик, показав сиськи, в баньку горячую голой войдет. Катя девчонка то в принципе неплохая, но у нее один существенный недостаток. Катя - филлер. И здесь я вынужден в первый, но далеко не последний раз умыть руки. Я, простите мой французский, в душе не ебу, на кой черт она вообще нужна, с такой-то блестящей предысторией и не менее блестящим будущим. Возможно, вы сможете ответить на этот вопрос, но я быдло и подсмыслы Глуховского в этом случае оказались от меня слишком глубокими.
1 серия. Введение
Да, вы не ошиблись. Я буду пересказывать вам сюжет по сериям. Да, все семь штук. Да, прямо весь. Дело в том, что я боюсь обозревать творчество Дмитрия кусками - все-таки, как мы убедились на примере Кати выше, я далеко не так умен, чтобы понять все, что он вложил в самую глубину этой кучи, смрадной кучи, пахнущей шедевральностью. А потому предлагаю вам самим поучаствовать в этом бесконечно увлекательном исследовании. Итак, мы начинаем.
Какой-то мужик едет по лесу в машине, пока саспенс нагнетается странной музыкой (нагнетать саспенс странной музыкой, кстати, состояние сериала по умолчанию, пока не упомянуто обратное). Он встречает пятерых москвичей на железнодорожной станции, чтоб отвезти их в чудотворный монастырь. Вся дорога от станции - кристаллизованный кринж, который, по мнению создателей, видимо должен быть жутким.
Мужик несет какую-то чушь, выглядит как умственно-отсталый, отпускает сальные замечания относительно того, с кем из трех девушек он бы покувыркался. Для окончательного раскрытия персонажа Макса-журналюги хочу отметить, что он надо всеми шуточками мужика искренне смеется. А потом они попадают в аварию, где, судя по всему, все пятеро героев умирают, а водитель эпично уходит в накинутом капюшоне дождевика.
И на таком эпичном моменте, ествественно, включается заставка.
Если вы не закончили читать до этого момента, поздравляю. Естественно, каждую сцену я так расписывать не буду, просто в этой кроется одна из главнейших загадок сериала. Ну а мы продолжаем.
После заставки нам рассказывают ультрамегаинтересные предыстории героев, которые по большей части мною вынесены в пункт выше. Денису звонит мать и предлагает съездить помолиться за здоровье в монастырь где-то в глуши. Он, пострадав минут двадцать экранного времени (как же хорош Янковский, давайте за такую игру звать его в каждый крупный проект! А, стоп...), решает все-таки поехать. Но вот незадача: монастырь принимает только туры из четырех человек. Как предполагает Денис потом, по экономическим причинам. Если вам кажется, что в таком случае эксцентричный богач в депрессии просто купил бы все четыре места и не стал бы никого больше брать, закройте статью и никогда не пытайтесь заниматься драматургией. Ничего вы не смыслите в построении сюжетов, раз способны критиковать самого Глуховского. Итак, Денис естественно поступает самым логичным образом - размещает в своем Фейсбуке запись на друзей, которых там около пятисот. И предлагает им поехать вместе в монастырь вот прям сегодня, прям сейчас.
На призыв спешит откликнуться Макс, которого уволили из его газетенки, за то, что он отказался писать заказную желтуху на Титова (заказуху, естественно, от ФСБ. Ведь именно так псы государственные расправляются с неугодными предпринимателями - натравливают на них второсортный новостной портал!). Вместо этого Макс решает поехать, чтобы написать свой независимый репортаж о таком великом человеке, который не побоялся противостоять системе. Он лично звонит (это важно) Денису и договаривается о поездке - пересылает свои данные документов секретарше и т.д.
На этом реалистичная часть серии заканчивается окончательно, начинается сюр. Соня, сбежавшая из машины отца прямо после похорон сестры, видит запись, выложенную Титовым. То же самое происходит с Катей, которая блюет после попытки покончить с собой таблетками, и с Элей, которая бьется в истерике в своей машине, сбежав с места преступления вместе с пистолетом.
Магия монтажных склеек.
Эля в последний момент вскакивает в поезд и проходит в купе, где уже сидят четверо - Денис, Макс, Соня и Катя. Сначала они не хотят брать Элю с собой, причем явно никто из присутствующих с ней не знаком. Но потом какое-то неадекватное человеколюбие берет верх и Денис дает взятку проводнице, чтоб провезти безбилетника.
Кстати, огроменная пачка налички в кармане Дениса - еще один великолепный художественный прием. С помощью него Глуховский как бы не зацикливается на мелких деталях, не занимает себя недостойным вопросом логики и правдоподобности. Непревзойденный реалист с острым взглядом, он знает: в России все берут взятки, это же Россия! А значит, взятками можно обосновать все, что необходимо по сюжету.
И если вы думаете, что это только Эля такая залетная, то нет, все остальные кроме Макса тоже впервые видят Титова. Как они попали в число избранных друзей такой медийной личности? Да черт его знает. Как та же Соня прислала ему документы для оформления, если она буквально сбежала из машины отца прямо на вокзал? Да плевать.
Эля, вся в стрессе, укладывается спать на верхнюю полку с пистолетом в руке, а четверо остальных занимаются тем, чем занимаются, по невероятно четкому замечанию Дмитрия, все русские в поезде - они пьют. Вернее не так, простите. Они нажираются в хлам и играют в правду или действие (вот и Тру Ток первый раз пригодился!). Обратите внимание, как ловко Глуховский раскрывает нам героев - не через действия, нет. Пусть они сами о себе все расскажут, пока пьяные играют в игру. Вопросы у них на уровне школьного флирта: "А ты сейчас кого-нибудь любишь?))))", а желание и вовсе одно - пить. Потом, правда, к нему добавляется желания вроде "Катя, поцелуй Соню" и "Макс, снимай футболку", но лучше от этого не становится. Титов уходит курить, Соня вместе с ним, а журналист любитель все трахать и ушедшая в отрыв брошенка находят друг друга во всех смыслах.
При этом Соня пытается соблазнить Дениса, признавшись, что она девственница, но у Титова встает только на свое отражение, а зеркала в тамбуре не находится, так что они не трахаются, а просто идут в соседнее купе и слушают, как трахаются за стенкой Макс с Катей. Эля, спешу напомнить, лежит там же на верхней полке, but who cares?
Утром Максу уже нахрен не сдалась Катя, и он в тамбуре рассказывает Денису, что предпочитает "свеженьких, чтоб вот огурцами пахло, молоком... чистотой". В общем говоря, обозначает свое намерение переключиться на Соню. Все пятеро выходят на станции, здесь повествование склеивается с началом серии, так что пережить кринж от шуток какого-то мужика зрителю приходится дважды. Только на этот раз они не попадают в аварию, водитель выворачивает руль в последний момент и машина слетает на берег реки. Водитель исчезает прямо из машины, москвичи остаются охеревать с произошедшего
А Титов ловит свой первый, но далеко не последний приход из-за того, что забыл обезболивающие таблетки в туалете поезда.
2 серия. Исчезновение
Титов, помимо того, что не боится высказывать свою гражданскую позицию и отказывается ебать девственниц в поезде, умеет заводить машину с помощью отвертки. Но даже это не помогает вытащить машину из кювета.
Все пребывают в расстройстве, и только бой-баба Катя вместе с Денисом пытается поймать попутку. Параллельно, решив что перепихона в поезде с журналистом недостаточно, она пытается Дениса склеить. Отдельно хочется отметить великолепные диалоговые реплики, раскрывающие ее, как явного представителя нового поколения интеллигенции: "Джезус говорил: не пострадаешь - не покайфуешь", "Проблемы решать, йопта". Проблемы она решает так: с помощью собственных сисек останавливает на дороге грузовик. Я бы прикрепил скриншот, но боюсь не все готовы лицезреть здесь голую грудь. Вот и водитель грузовика не был готов, так что от неожиданности аж затормозил. А дальше уже знакомая нам бесконечная пачка денег Дениса вытаскивает их машину обратно на дорогу.
Пока все остальные разбираются, куда им дальше ехать, Титов решает словить еще один приход и градус их абсурда продолжает набирать обороты: он заходит голый в реку, жрет листья под таинственную музыку, а 25-ым кадром старики в рубахах кувыркаются по полю.
После того как квота на задницу Янковского в кадре выполнена, наступает время блестяще выписанных моральных дилемм: эти пятеро пытаются решить, ждать ли им водителя, который неизвестно куда пропал, или просто съебать на его же машине в монастырь. Тремя голосами против двух (не крысами остались только Катя и Соня) решают уже наконец-таки ехать. Доезжают, но вот незадача: монастырь заброшен. Эля произносит свою первую значимую реплику с момента входа в вагон поезда. Она говорит, что этот бомжацкий притон по каким-то причинам "похож на засаду". Согласен, лучше бы она и дальше молчала. Спустя минуту блуждания по катакомбам Денис решает, что недостаточно поехал кукухой за последние десять минут и ложится под кран с водой, а потом видит, как за дверью вешается какой-то поп.
Другие тоже веселятся во всю: Макс во время исследования коридоров пугает Соню и та решает, что лучшим выходом из ситуации будет засосаться. Потом она, видимо на секунду прозрев и увидев зияющую дыру в собственной мотивации, убегает, натыкается на икону и начинает доебываться, какого хера Бог забрал ее сестру.
Дениса тем временем накрывают уже реальные боли от опухоли, а таблеточки то в поезде. К счастью, у Кати по-видимому были какие-то очень грандиозные БДСМ планы на это путешествие, потому что с собой она взяла обезбол, расчитанный, чтоб обезболить целиком слона. Иначе я не знаю, почему обычные таблеточки от мигрени так помогают человеку со злокачественным образованием прям в башке (и я сейчас, как ни странно, не про мозг этого придура). Здесь происходит момент максимальной духовной близости, глубокое сближение героев, а также диалог, достойный Оскара:
- У меня не мигрень. У меня опухоль
- Пиздец. Тебе сколько лет?
- 30
- Ну ладно, все хорошо будет. Ты справишься.
Поверьте, вам стоит благодарить Господа за то, что это текстовая статья, с их отыгрышем это звучит еще хуже. В общем, до этой пятерки гигантов мысли спустя время все же доходит, что заброшка не похожа на СПА-отель и они отправляются в обратный путь до станции. На середине дороги у них КОНЕШНО ЖЕ кончается бензин, поэтому приходится пилить на своих двоих за помощью в ближайшую деревню. И эта деревня, собственно Топи, - самая странная попытка нагнать атмосферу мистики из всего, что я когда-либо встречал.
В итоге они находят единственный дом, где живет адекватная бабулька, и с помощью волшебной пачки денег Титова снимают его на миллиард лет.
Кстати, баба Нюра, так зовут хозяйку, обладает очень мистическим свойством за одну склейку телепортироваться в другую сторону дома. Ну либо монтажеры класть хотели на свою работу. Но хватит мистики, ведь Глуховский ловко балансирует между двумя стульями - с таинственостью точеной и с эротикой дроченой. И сейчас нужно уделить время второму. Поэтому Макс пытается склеить уже Элю (три из трех, бинго блять), а потом все вместе отправляются в баню, дабы не только Янковский получил свою возможность посветить голой жопой. И заодно показать пару немотивированно откровенных разговоров о прошлом, которые должны показать якобы сближение персонажей, которого на самом деле нет. Потом пропадает свет, а вместе с ним и Катя, которая осталась попариться в баньке чуть дольше остальных. Но нашим героям абсолютно похеру, поэтому они ложатся спать и пропажу замечают только утром.
Поиски Кати по деревне заканчиваются на найденных в холодильнике кроссовках и очередной порции игнора от стариков, а это значит, что пришло время подключать полицию, благо Денис и Макс как раз замечают бобик у одного из домов. С участковым отношения не складываются, зато Макс находит себе особь женского пола, до которой он еще не домогался. И плевать, что ей лет шестнадцать или черт знает сколько. И между прочим, Глуховский, как воистину начитанный человек, не упускает возможности вложить в уста Дениса самую неочевидную литературную отсылку для такой ситуации - разумеется, на "Лолиту".
Остаток серии четверо москвичей вместе с подкупленным участковым (если бы я пил каждый раз, когда Титов кого-то подкупает, я бы спился) бродят по лесу и орут, пытаясь найти Катю, а находят окровавленный мешок на дереве.
Продолжение следует