Помните анекдот про то, как в колхоз-миллионник приехал репортер, чтобы взять интервью у председателя. И на вопрос о секрете, который позволяет делать свой колхоз лучшим в республике, когда все соседи далеко не на первых ролях и в районе то, председатель показал на три гвоздя, вбитых в бревенчатую стену его кабинета, с нанизанными на них бумажками. На первом гвозде было бумажек 100, на втором порядка 20, на третьем 5. Председатель рассказал, что когда ему звонят из района с рекомендациями, он записывает распоряжение на бумажку и вешает ее на первый гвоздь, когда о том же распоряжении напоминают, он перевешивает бумажку на второй гвоздь, после третьего звонка - на третий, и только после четвертого - начинает выполнять.
По личным ощущениям заветам этого председателя сейчас следует все населения страны, и процентов 40 делает это вполне осознанно. В качестве решения для борьбы с таким поведением коллег, сотрудников или подрядчиков предлагаю "режим дятла". Его алгоритм предельно прост:
1. При заключении договоренности о получения результатов всегда проговариваем "образ результата" и сроки его предоставления. При этом можно настоять на нужном сроке, не забыв заложиться на всякие непредвиденные случаи.
2. При наступлении обещанного срока и отсутствии результата связываемся со второй стороной (желательно голосом), спокойно напоминаем о себе и заключаем новую договоренность (перекидываем свою задачку на его второй гвоздь).
3,4,5 и т.д. Повторяем п.2
"Режим дятла" не принесет результат в 100% случаев, но сильно повысит долю выполненных договоренностей. В большинстве случаев задачка решается с третьего гвоздя.
Чтобы понять почему такой подход работает, перечислим почему могут не выполняться оговоренные сроки:
1. Банально забыли.
2. Ошиблись с прогнозами.
3. В планы исполнителя влетело что-то новое, что выдавило из его планов вашу задачу. И не важно действительно ли это была более критичная задача или просто у человека все новые задачи автоматом становятся более приоритетными.
4. Никто и не собирался выполнять сроки, а обещаны они были, чтобы Вы сейчас отвалили.
Регулярные напоминания об обещанном и невыполненном неплохо решают первые три случая, а вот от четвертого обычно ничего не помогает кроме грубого морального насилия (шутка). В четвертом случае у второй стороны нет мотива и регулярные напоминания тут вряд ли помогут, если только разговоры с Вами не окажутся более неприятными, чем выполнение самой договоренности.
Если подход дятла применять регулярно, то через какое-то время за Вами закрепляется слава, что "этот все равно не отстанет, да еще и приходит разговаривать о неприятном точно в обговоренные сроки". И такая репутация точно не добавит к Вам "любви". Плюсом же будет то, что договоренности начнут выполняться в большинстве случаев с первого или второго гвоздя.
По опыту продвижения в массы "дятлорежима" самое сложное - это научиться говорить о сроках.
Вторая сторона может очень болезненно реагировать на запросы сроков, считая это недоверием или микроменеджментом, в таких случаях помогает фраза "на какой результат мне ориентироваться в своих планах". Вторая частая ситуация, когда вторая сторона не готова точно назвать срок, и тогда меняем формулировку на "когда мне можно будет пристать к тебе в следующий раз?".
Ничуть не менее полезно "режим дятла" сработает, если попросить своих же подчиненных не давать Вам самому соскакивать с обещаний им. От такой идеи потягивает конечно мазохизмом, но отрезвляет.
На этом на сегодня все. А как Вы решаете проблемы необязательности?