Здравствуйте. Завершаем сегодня технический обзор по теме совершенствования радиооборудования на советских поршневых штурмовиках. Ранее вышло две публикации, где было подробно рассказано о том, как осуществлялся этот процесс на знаменитом летающем танке Ил-2 и его серийном наследнике в лице базового варианта Ил-10. Ссылка на предыдущую статью цикла будет приведена в конце текущей публикации. Как известно, дальнейшего качественного развития советская штурмовая авиация после завершения Второй Мировой войны, изначально не получила. Основные силы конструкторских коллективов (да и большая часть материально-технических ресурсов) была направлена на разработку самолетов других классов (в первую очередь реактивных фронтовых истребителей, фронтовых и стратегических бомбардировщиков). Однако, необходимость в качественно новых штурмовиках была, конструкторы предлагали свои проекты (к примеру построенные экспериментальные Ил-16 и Ил-20, а также нереализованные в металле Ш-218 и Су-14), но по совокупности причин, до логического завершения в виде запуска в серийное производство они не доходили. Не был принят на вооружение и экспериментальный реактивный штурмовик Ил-40. Чтобы хоть как-то временно закрыть потребность в новом самолете поля боя, решили выполнить глубокую модернизацию базового Ил-10, доведя его до уровня Ил-10М. В рамках этих работ как раз и была проведена комплексная замена всего радиооборудования.
Штатный комплект радиооборудования модернизированного штурмовика теперь состоял из приемо-передающей радиостанции, самолетного-переговорного устройства, радиоответчика и элементов системы слепой посадки (в данном случае это автоматический радиокомпас, маркерный приемник и радиовысотомер малых высот). Установка дополнительных потребителей электроэнергии была возможна только после проведения соответствующей модернизации электросистемы самолеты. В качестве основного источника питания теперь применялся генератор ГСК-1500 (мощностью в 1500 Вт), который работал в комплекте с регуляторной коробкой РК-1500В и сетевым фильтром СФ-1500. Также на самолете установили новую аккумуляторную батарею 12А-30. То есть источники электропитания теперь были такими же, как и на реактивных истребителях семейства МиГ-15 (его первых модификаций). Естественно переработке подверглись и прочие элементы электросистемы (различные автоматы, реле, электрощитки и т. д.). Кроме того, в ее состав включили специальные преобразователи (к примеру МА-100), для обеспечения питанием некоторых потребителей переменным током (напряжением 115 В и частотой 400 Гц).
К началу пятидесятых годов основной советской авиационной радиостанцией (для разных классов самолетов, но в первую очередь для фронтовых истребителей) становится семейство радиостанций РСИУ-3. Именно ее модернизированный вариант РСИУ-3М и устанавливали на обновленных штурмовиках. Она представляла собой симплексную приемо-передающую ультракоротковолновую станцию с кварцевой стабилизацией. РСИУ-3М могла обеспечить стабильную связь на дальности от 120 до 350 км при полете в диапазоне высот от 1000 до 10000 метров. Пульт управления станцией находился в кабине летчика, а основные элементы (к примеру приемник, передатчик, выпрямитель) разместили в задней части фюзеляжа. Антенна протягивалась между мачтой (которая устанавливалась на уровне передней части кабины) и килем. Общая комплектовочная схема новой радиостанции приведена на скриншоте ниже.
Для непосредственной связи между членами экипажа (а также для выхода на внешнюю связь через радиостанцию или радиокомпас), на Ил-10М использовалось самолетное переговорное устройство типа СПУ-2. В его состав входил усилитель, два абонентских щитка, кнопки управления и комплект соединительных кабелей. Соответственно это переговорное устройство было адаптировано на работу с установленным типом радиостанции и автоматическим радиокомпасом. По принципиально новому оборудованию можно сказать следующее. В те годы, максимально возможным образом, реализовали его унификацию между самолетами различных классов. Скажем, автоматический радиокомпас АРК-5 устанавливался как на фронтовых истребителях, бомбардировщиках, так и на новом модернизированном штурмовике. Это же касалось и радиовысотомера малых высот РВ-2, маркерного приемника МРП-48П и радиоответчика. Об этом радиооборудовании уже неоднократно говорилось ранее, в соответствующих обзорах по самолетам семейства МиГ-15 и Ил-28. Поэтому сейчас подробно останавливаться на них мы не будем, а оставим ссылки на соответствующие обзоры (Ссылка на статью). Заинтересованным читателям рекомендуем с ними ознакомиться (Ссылка на статью). Естественно на каждом из самолетов, место установки агрегатов радиооборудования выбирали исходя из его общей компоновочной схемы. На модернизированном штурмовке оно в основном находилось в задней части фюзеляжа. Это было необходимо для того, чтобы минимизировать уровень помех, которые возникали от работы поршневого двигателя. Общая схема размещения радиооборудования приведена на скриншоте ниже.
Что можно сказать в завершении этого цикла публикаций? В течении десяти лет активной эксплуатации поршневых штурмовиков, практически непрерывно шел процесс модернизации и совершенствования установленного радиооборудования. Это позволило качественным образом улучшить его основные характеристики. К примеру, были увеличены дальность связи и показатели общей надежности оборудования, а также снижен уровень воздействия помех. А добавление новых агрегатов и систем, позволило существенно расшить эксплуатационные возможности модернизированных машин по сравнению с их базовым вариантом.
С предыдущей частью обзора можно ознакомиться здесь (Ссылка на статью).
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.