Найти тему
Авиационное обозрение

Каким был типовой состав радиооборудования советских штурмовиков в сороковых годах? Часть третья.

Здравствуйте. Завершаем сегодня технический обзор по теме совершенствования радиооборудования на советских поршневых штурмовиках. Ранее вышло две публикации, где было подробно рассказано о том, как осуществлялся этот процесс на знаменитом летающем танке Ил-2 и его серийном наследнике в лице базового варианта Ил-10. Ссылка на предыдущую статью цикла будет приведена в конце текущей публикации. Как известно, дальнейшего качественного развития советская штурмовая авиация после завершения Второй Мировой войны, изначально не получила. Основные силы конструкторских коллективов (да и большая часть материально-технических ресурсов) была направлена на разработку самолетов других классов (в первую очередь реактивных фронтовых истребителей, фронтовых и стратегических бомбардировщиков). Однако, необходимость в качественно новых штурмовиках была, конструкторы предлагали свои проекты (к примеру построенные экспериментальные Ил-16 и Ил-20, а также нереализованные в металле Ш-218 и Су-14), но по совокупности причин, до логического завершения в виде запуска в серийное производство они не доходили. Не был принят на вооружение и экспериментальный реактивный штурмовик Ил-40. Чтобы хоть как-то временно закрыть потребность в новом самолете поля боя, решили выполнить глубокую модернизацию базового Ил-10, доведя его до уровня Ил-10М. В рамках этих работ как раз и была проведена комплексная замена всего радиооборудования.

Рисунок штурмовика Ил-10. Источник: http://warwall.ru/
Рисунок штурмовика Ил-10. Источник: http://warwall.ru/

Штатный комплект радиооборудования модернизированного штурмовика теперь состоял из приемо-передающей радиостанции, самолетного-переговорного устройства, радиоответчика и элементов системы слепой посадки (в данном случае это автоматический радиокомпас, маркерный приемник и радиовысотомер малых высот). Установка дополнительных потребителей электроэнергии была возможна только после проведения соответствующей модернизации электросистемы самолеты. В качестве основного источника питания теперь применялся генератор ГСК-1500 (мощностью в 1500 Вт), который работал в комплекте с регуляторной коробкой РК-1500В и сетевым фильтром СФ-1500. Также на самолете установили новую аккумуляторную батарею 12А-30. То есть источники электропитания теперь были такими же, как и на реактивных истребителях семейства МиГ-15 (его первых модификаций). Естественно переработке подверглись и прочие элементы электросистемы (различные автоматы, реле, электрощитки и т. д.). Кроме того, в ее состав включили специальные преобразователи (к примеру МА-100), для обеспечения питанием некоторых потребителей переменным током (напряжением 115 В и частотой 400 Гц).

Установка аккумуляторной батареи на штурмовике Ил-10М.
Установка аккумуляторной батареи на штурмовике Ил-10М.

К началу пятидесятых годов основной советской авиационной радиостанцией (для разных классов самолетов, но в первую очередь для фронтовых истребителей) становится семейство радиостанций РСИУ-3. Именно ее модернизированный вариант РСИУ-3М и устанавливали на обновленных штурмовиках. Она представляла собой симплексную приемо-передающую ультракоротковолновую станцию с кварцевой стабилизацией. РСИУ-3М могла обеспечить стабильную связь на дальности от 120 до 350 км при полете в диапазоне высот от 1000 до 10000 метров. Пульт управления станцией находился в кабине летчика, а основные элементы (к примеру приемник, передатчик, выпрямитель) разместили в задней части фюзеляжа. Антенна протягивалась между мачтой (которая устанавливалась на уровне передней части кабины) и килем. Общая комплектовочная схема новой радиостанции приведена на скриншоте ниже.

Комплектовочная схема радиостанции РСИУ-3М.
Комплектовочная схема радиостанции РСИУ-3М.

Для непосредственной связи между членами экипажа (а также для выхода на внешнюю связь через радиостанцию или радиокомпас), на Ил-10М использовалось самолетное переговорное устройство типа СПУ-2. В его состав входил усилитель, два абонентских щитка, кнопки управления и комплект соединительных кабелей. Соответственно это переговорное устройство было адаптировано на работу с установленным типом радиостанции и автоматическим радиокомпасом. По принципиально новому оборудованию можно сказать следующее. В те годы, максимально возможным образом, реализовали его унификацию между самолетами различных классов. Скажем, автоматический радиокомпас АРК-5 устанавливался как на фронтовых истребителях, бомбардировщиках, так и на новом модернизированном штурмовике. Это же касалось и радиовысотомера малых высот РВ-2, маркерного приемника МРП-48П и радиоответчика. Об этом радиооборудовании уже неоднократно говорилось ранее, в соответствующих обзорах по самолетам семейства МиГ-15 и Ил-28. Поэтому сейчас подробно останавливаться на них мы не будем, а оставим ссылки на соответствующие обзоры (Ссылка на статью). Заинтересованным читателям рекомендуем с ними ознакомиться (Ссылка на статью). Естественно на каждом из самолетов, место установки агрегатов радиооборудования выбирали исходя из его общей компоновочной схемы. На модернизированном штурмовке оно в основном находилось в задней части фюзеляжа. Это было необходимо для того, чтобы минимизировать уровень помех, которые возникали от работы поршневого двигателя. Общая схема размещения радиооборудования приведена на скриншоте ниже.

Общая схема размещения радиооборудования на штурмовике Ил-10М.
Общая схема размещения радиооборудования на штурмовике Ил-10М.

Что можно сказать в завершении этого цикла публикаций? В течении десяти лет активной эксплуатации поршневых штурмовиков, практически непрерывно шел процесс модернизации и совершенствования установленного радиооборудования. Это позволило качественным образом улучшить его основные характеристики. К примеру, были увеличены дальность связи и показатели общей надежности оборудования, а также снижен уровень воздействия помех. А добавление новых агрегатов и систем, позволило существенно расшить эксплуатационные возможности модернизированных машин по сравнению с их базовым вариантом.

С предыдущей частью обзора можно ознакомиться здесь (Ссылка на статью).

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.