12 сентября 2013 года
Словосочетание «советский народ» появилось в 1930-е годы, а в 1961-м Никита Хрущёв констатировал: «В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты — советский народ». Хотя в паспортах граждан СССР и была графа «национальность», пропаганда всегда делала акцент на коллективных достижениях всего советского народа. На мозаиках и медальонах станций московского метро, символизируя дружбу народов, соседствуют русские и узбеки, армяне и грузины. «Киевская» (радиальная) - одно из исключений, где преобладает национальный колорит. Посмотрим, как художники отобразили на фресках труд и отдых граждан Советской Украины.
Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская».
Смотрите старые фотографии: Станция метро «Киевская»-радиальная. 1957 год:
Оформление станции посвящено труженикам Советской Украины. Большой коллектив художников (В.Коновалов, В.Аракелов, П.Михайлов, Л.Карнаухов, Т.Коновалова, А.Ширяева, К.Аксёнов, И.Радоман, Г.Опрышко) создал 24 фрески, на которых изображены трудящиеся разных профессий.
Музыканты
Студенты
Ткачи
Народные промыслы
Архитекторы
Рыбаки
Металлурги
Хлопкоробы
Сбор плодов во фруктовом саду
Хлеборобы
Овощеводы
Шахтёры
Строители
В детском саду
Железнодорожники
Танцоры
Урожай овощей
Агрономы
Энергетики
Животноводы
Учёные-химики
Рабочая смена
Машиностроители
Физкультурники
Фрески на пилонах со стороны путей посвящены флоре (Советской Украины?), где среди диковинных цветов спрятались райские птички.
Найдите птичку
На огромном панно в торце зала киевляне празднуют 300-летие воссоединения Украины с Россией.
В октябре 2010 года произошло подтопление стены, повлёкшее обрушение фрески «Праздник в Киеве». Аварийные бригады быстро устранили течь, но художественное полотно пришлось реставрировать почти три года.
В августе 2013 года пассажиры снова увидели киевские народные гуляния во всей красе. Дотошные блогеры, сравнив фреску до и после реставрации, обнаружили некоторые изменения: у девочки появился бантик, а у мужчины с наградами – лишний орден. Говорят, что сейчас мы видим как раз оригинальную версию, задуманную в 1953 году.
Керамический фриз пилона
Станция «Киевская» Филёвской линии (архитектор Дмитрий Чечулин) открыта 20 марта 1937 года. Наземный вестибюль этой станции снесли в 1972 году при строительстве нового кассового зала и эскалатора на Кольцевую линию.
Смотрите старые фотографии: Утраченный павильон станции метро «Киевская». 1947-1949 гг.:
На площади перед вокзалом планировалось построить большой универмаг, в который должен был быть встроен вход в метро. На месте снесённого павильона был сквер, пока уже в наше время не построили ТЦ «Европейский».
Капитель колонны и светильник в торцевом вестибюле
Смотрите старые фотографии: Промежуточный вестибюль. 1937-1939 гг.:
Интерьер станции «Киевская» изображён на одном из медальонов, украшающих фасад Северного Речного вокзала.
Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Парк культуры»…
Путеводитель - это алфавитный указатель всех публикаций «Город на память» с активными ссылками.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #московскийметрополитен #станцииметро #интерьеры #соцреализм #ссср #советскийсоюз #метро