Вот, между прочим, хотелось бы отметить для поклонников незабвенного Иосифа Виссарионовича, что ни в один период существования нашего государства после того, как его не стало, его так старательно не прославляли как сейчас. Даже взять ту же Третьяковскую галерею – в Новой Третьяковке, где выставлено искусство XX века висят самые известные полотна соцреализма с вождем всех народов. В том числе и те, которые прятались по запасникам почти все советское время. В том числе огромная и очень интересная картина Герасимова «Первая Конная армия».
Представляете, картина, на которой одним из центральных персонажей является Сталин, почти все время его правления лежала в запасниках.
Причем сначала история «Первой Конной армии» была достаточно радужной. Герасимов нарисовал огромную картину, которая как лично мне кажется, является перепевкой не менее знаменитой работы Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Понятно, что все подобные полотна как-то и чем-то похожи друг на друга. Но все равно, вот как хотите, а есть ощущение, что Герасимов свою «Первую Конную» рисовал с оглядкой на Репина.
Так вот поначалу с картиной все было хорошо. Ее сразу взяли в Третьяковскую галерею в 1936 году. Потом огромная картина с успехом побывала на Всемирной Выставке в Париже в 1937 году, где получила Гран-При.
А потом…
Выставлять ее перестали после того как оказалось, что центральный персонаж на картине – стоящий спиной к зрителям и как будто что-то рассказывающий другим персонажам Константин Озолин, оказался одним из врагов народа, шпионом, троцкистом и участником военного заговора.
Порой можно услышать, что «да Сталин почти всех с этой картины отправил под репрессии». Нет, не всех. Кроме Озолина – еще 12 человек. Из 46. Немало. Но и не всех.
В общем-то, учитывая, что репрессированных товарищей «вырезали» из фотографий, учебников и энциклопедий, нет ничего удивительного в том, что появилась легенда, что Герасимов много лет прятал эту картину у себя на даче под ковром на полу.
На самом деле, правда, она все это время числилась под учетным номером в Третьяковке и покрывалась пылью в запасниках.
Выставили ее уже в позднесоветские времена и теперь ее тоже можно увидеть вместе с «Незабываемой встречей» и «Двумя вождями после дождя». Они все висят в одном зале Третьяковки.
Кстати, интересно, что находятся возвышенные критики, которые этим недовольны. Вроде арт-критика Ольги Кабановой, заявившей как-то:
"...Пробегая по репортерским делам залы экспозиции ХХ века Третьяковки на Крымском, вдруг уперлась в огромную картину классика махрового соцреализма Александра Герасимова „Первая конная армия“ 1935 года. (Раньше перед ней не останавливалась, Бог миловал). И остолбенела от ужаса. Сотни одинаковых, жутких самодовольных лиц, опереточные усы, шпоры, что копытца, в центре — главный усач с улыбкой и трубкой..."
На самом деле лиц там не сотни, и они совсем не одинаковые. И вообще знаете - это все-таки наша история и искусство. Вот такие какие были. И бороться с памятниками и картинами, убирая их с глаз долой – как минимум, глупо. Тем более, что картина то – хорошая. Есть на что посмотреть, есть о чем и о ком поговорить и обсудить.
Хорошо, что она висит в основной экспозиции Новой Третьяковки.
----------
Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы сможете, только подписавшись на канал. Поэтому не пожалейте пары секунд, чтобы нажать кнопку "Подписаться", если интересно почитать что-то занятное об истории и интересных местах с ней связанных :)
Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте» и на YouTube