Рецензия-отзыв на сериал "Оттенки синего" без раскрытия сюжета и спойлеров.
Детектив Харли Сантос служит в 64-ом отделе полиции Нью-Йорка под началом жёсткого и своенравного лейтенанта Мэтта Возняка, который создал из подчинённых сплочённую команду и некое подобие семейного братства. Детективы Возняка борются с преступностью не всегда законными методами и не прочь подхалтурить на стороне, пользуясь служебным положением и своими связями. Помимо Харли в команде также верные общему делу ребята, детективы Туфо, Эспадо, Тесс и Саперстин, которые давно работают под началом лейтенанта и за долгие годы совместной службы привыкли прикрывать и помогать друг другу.
Что не получается у подчинённых, получится у Возняка, который для своих просто Воз. Надо всего лишь поставить его в известность и рассказать о проблеме. Лейтенант всегда решит проблемы своих людей, отчего все в команде чувствуют себя защищёнными, что не может не сказаться на успешной службе. Но из-за излишней уверенности, офицеры порой теряют концентрацию, забыв, что они нью-йоркские копы, которые присягали служить и защищать горожан, а не только зарабатывать себе на пенсию.
Вот и Харли, по поручению Возняка взялась выполнить нехитрое дело - встретиться с одним букмекером, который изъявил желание работать на территории 64-го отдела, а для этого необходимо произвести первый взнос, чтобы работа его была спокойной. Вот тут‐то, на передаче пакета с деньгами, полученными Харли, появляются агенты ФБР и как говорится - берут "грязного" копа с поличным: букмекер был засекреченным агентом. Оказывается, ФБР уже несколько месяцев разрабатывало операцию по 64-ому отделу и лично лейтенанту Мэтту Возняку. Спецагент Роберт Стол, возглавляющий операцию, уверен в причастности каждого из команды Возняка в коррупционных связях с криминальными элементами, вымогательствах, запугивании, покрывательстве и ещё чего похуже в отношении бизнесменов и обычных граждан. Косвенных улик хватит, чтобы закрыть всю команду с Харли, но Столу нужен Возняк, который очень хитёр и его так просто не возьмёшь.
Спецагент предлагает детективу Сантос сделку - она предоставляет ФБР факты, подтверждённые аудио и видео записями, где Мэтт Возняк прибегает к нечистым делишкам и даёт соответствующие указания подчинённым, а взамен - детектив Сантос остаётся на свободе и с неё снимается обвинение в получении взятки с комерса. Причина согласиться, помимо возможности не загреметь за решётку, у героини более чем высокая. Хоть Воз ей как родной, который не раз помогал и выручал Харли, но на другой стороне весов её дочь-подросток Кристина. Девочка учится в престижной школе и имеет все шансы после окончания обучения поступить в не менее престижный вуз. Обучение стоит коллосальных денег и зарплаты детектива не хватит, не говоря о том, что из заключения вообще не будет возможности помогать финансово. Но главное не учёба, а то, что дочь будет под присмотром матери, а не останется одна на долгие годы и не впутается в дурную компанию.
Вроде всё просто: компромат на босса в обмен на снятие обвинений с себя. Надо лишь вывести в разговоре лейтенанта на интересующие федералов темы и зафиксировать это с помощью видео-аудио записи. Сложность в том, что Мэтт Возняк знает Харли более десяти лет и можно сказать, что у них действительно родственные отношения: Воз помог Харли упечь её бывшего мужа-тирана, который не раз поднимал руку на Харли, за решётку, не совсем честным путём. Десять лет назад именно этот момент и стал отправной точкой в их доверительных отношениях. Дочь Харли, Кристина, любит дядю Мэтта, как и он считает её чуть ли не своей собственной дочерью (но нет, герои Лопес и Лиотты не близки в интимном плане, но связь у них сильная, примерно как у отца и дочери, извиняюсь за тавталогию). Теперь главной героине предстоит непростой выбор: сдать федералам одного из самых близких для неё людей, который, мягко говоря, не совсем честный коп, либо отказаться от сделки с ФБР и тем самым оставить несовершенно-летнюю дочь одну на неизвестное время, которое Харли проведёт в заключении.
Тут ещё как ни кстати, за несколько дней до облавы федералов, в их отдел приходит новобранец - детектив Майкл Ломан. Темнокожий молодой человек, честный и справедливый по натуре, который искренне хочет служить и помогать гражданам Нью-Йорка. Но на первом же задании, новоиспечённый детектив совершает непозволительную ошибку, из-за которой ему могло грозить не просто отстранение, а реальный срок. Если бы не Харли, которая и прикрыла новобранца, обставив всё (по заветам Возняка) как вынужденную меру, применённую Ломаном в отношении преступника. Хотя на деле - никто не сопротивлялся и Ломан просто совершил роковую ошибку. И теперь внутри Майкла бушует внутренний протест, где борются две стороны. Одна говорит, что он теперь часть команды, такой же "грязный" коп, а другая настаивает - надо всё рассказать Службе внутренних расследований, у которых, помимо ФБР, также хватает косвенных улик относительно деятельности команды Возняка.
Но самой главной проблемой для всех главных героев остаётся тот самый спецагент Роберт Стол. Профессионал, бескомпромиссный, привыкший всё доводить до конца и не приемлющий отказов и каких-то поблажек, даже для привлекательных активов, каким является героиня Дженнифер Лопес. Наоборот, у агента просыпается не совсем здоровый интерес к главной героине, который обычным служебным делом или любовным влечением не назовёшь, больше похоже на навождение. Но Роберт никому не показывает своё внутреннее состояние, ведь для него главное закрыть Возняка, а с Харли он ещё "поиграет" после успешного завершения спецоперации.
Ну а Возняк не просто хитрый лис, бывший военный, а ныне один из опытнейших полицейских города на дух не пепеносящий стукачей, он прежде всего очень хороший детектив. Почти с первых дней взятия Харли в оборот федералами, лейтенант замечает за своим самым любимым и верным детективом странные перемены. Ещё Мэтту сообщает его верный друг Донни из Службы внутренних расследований, что в его команде завёлся "крот". И теперь подозрения падают на всех членов команды. Возняку предстоит как можно скорее вычислить "крысу", а что он сделает и как поступит с предателем - лучше бы никому не знать, кроме зрителей.
Это наименьшее описание начала первой серии и по сути всей завязки сериала. Простыми словами - сериал про "грязных" копов, которых прижали федералы, путём вербовки одного из них. Перед зрителем крепкая криминально-детективная драма с неожиданными поворотами. Сюжет хоть и незамысловат, а какие-то моменты вторичны, но смотрится увлекательно за счёт актёрской игры и неопределённости, по крайней мере в первом сезоне. Даже можно сказать, что сериал держится на исполнителях главных ролей: убери кого-то из них и навряд ли данный ТВ-проект продержался хотя бы один сезон, а то и вовсе мог не начаться, остановившись на пилотном (первом) выпуске.
Актёрский состав, в частности главные герои, почти все удачно справляются с отведёнными им ролями.
Дженнифер Лопес, центральный персонаж наравне в Лиоттой, но фактически её персонаж является главным героем. Как актриса, Джей Ло, прежде всего ассоциируется с романтическими фильмами, хотя есть в её послужном списке хорошие киноленты не только из жанра мелодрам. Например "Анаконда" (1997), "Клетка" (2000) и "С меня хватит" (2002), где Лопес создала на экране интересные и запоминающиеся образы. Играла Дженнифер и копа в ленте "Глаза Ангела" (2001). Прекрасный фильм, где актриса убедительно воплотила роль сильной, но в тоже время ранимой женщины и её героиня никак не меркнет на фоне не особо разговорчивого персонажа Джеймса Кэвизела. В данном сериале, детектив Харли Сантос - собирательный образ многих продажных копов из других тематических фильмов и сериалов, но плюс ко всему, коп обаятельный и привлекательный. Да, кое-где, особенно в совместных сценах с героем Лиотты, может сложиться ощущение, что Лопес слегка переигрывает или не доигрывает, в зависимости от эмоциональности самого эпизода, но в целом, её персонаж убедительно передаёт переживания героини. Особый интерес вызывает сама перемена Харли Сантос под воздействием всех перипетий в сериале, ну а концовка первого сезона - это своеобразный апофеоз той личности, которой она стала за время службы с Возняком и в частности после попадания на крючок к федералам.
Рэй Лиотта - это половина, если не больше, залога успешности сюжета. Кто видел этого актёра прежде, наверняка знает какой харизмой обладает Рэй. В этом сериале он не халтурит ни в одной из серий. Ну а как Лиотте идут роли продажных и грязных копов особо и не стоит говорить. В этой ленте он великолепен: так умело играть в одной сцене грусть, разочарование и личную трагедию, а через пару минут уже предстать в гневе и ярости - не каждый актёр так сможет.
Уоррен Коул или спецагент Стол по сериалу. По сути, этот персонаж должен был стать главным протагонистом всей истории. Но волей сценаристов, его герой оказывается очень не прост и по мере развития сюжета, агент Стол раскрывается с очень неожиданной стороны для многих. Причём, по первым двум сезонам, очень хорошо показано, что, как и почему происходит в изменении личности Стола. Также, как и Лиотта, Уоррен Коул воплотил колоритного и запоминающегося героя, без которого сериал многое бы потерял в плане напряжения и интриги. Агент Стол, не раз удивит Харли и зрителя своими действиями.
Остальные персонажи не выбиваются из общей картины, но и ничего особо сюжету не добавляют. Отдельно можно выделить новичка Майкла Ломана, хоть его герой и выглядит несколько шаблонным, но добавляет морали в сюжет. Эдакий честный коп с чистыми намерениями служить и защищать, оказавшийся в плохой компании. Теперь он должен принять для себя непростое решение: изменить свои взгляды или попытаться вразумить остальных. По сути, четвёртый персонаж в сериале по экранному времени. Вполне убедителен, но немного не хватает глубины раскрытия его характера, до попадания в команду Возняка. Несколько скоротечно происходят изменения личности, но в целом, до третьего сезона этот персонаж является своебразной совестью команды.
Основной упор в сериале делается на эмоции, путём диалогов между главными героями о правильности их поступков - ведь они, преступая закон, по их мнению, помогают людям. Вот только чем дальше они заходят, тем сложнее держать эту самую грань "правильности", которую всей команде прививает лейтенант Возняк.
Но при всей "эмоциональной болтовне", нельзя сказать, что сериал скучный. Скорее, диалоги являются следствием снятия сюжетного напряжения в той или иной сцене. Главное, что все разговоры связаны с общим делом, либо с поступками, что временами добавляют запутанности сюжету. Хотя, второй женский персонаж в сериале, Тесс Розарио, переживающая кризис в отношениях с мужем, постоянно жалуется об этом Туфо или Эспадо. Последние двое до третьего сезона сильного влияния на сюжет не оказывают, но как часть команды представляют собой верных союзников Харли и Возняка.
Есть отдельные серии с погонями, перестрелками и прочими фишками из боевиков, но большая часть - это напряжённые диалоги, манипуляции с уликами, слежка и ложь на лжи. Первый сезон вообще быстро пролетает. Через разговоры и общение между героями, зритель узнает их истинные личности и мотивацию к тем или иным поступкам. Ну и детективная линия вызывает главный интерес: тайны, подозрения, верность, предательство - всё это интригует до конца, а некоторые сюжетные повороты способны порадовать любителей неожиданных ходов. Ну и в контексте общего повествования, каждый зритель по разному решит, сопереживать главным героям или нет.
В целом, сам сериал довольно простой в плане развития. Есть напряжённые сцены, но нет лишних бумажно-бюрократических моментов, которые зачастую отвлекают зрителя и из-за чего сам фокус общей истории несколько размывается. Нет, здесь не просто детектив, тут именно криминально-детективная драма. Благодаря актёрам, два сезона смотрятся довольно увлекательно, хоть во второй половине второго сезона и наблюдается некое сюжетное провисание. Авторы решают добавить больше динамики и действия, тем самым немного теряется та напряжённая линия, когда непонятно кто и что выкинет в следующей сцене. Но без этого никуда: ведь зритель в первом сезоне узнал героев и получил какую-никакую развязку. Остаётся лишь интерес в том, что же будет в итоге со всеми этими "грязными" копами.
Со второго же сезона можно подметить некоторые ляпы, на которые не особо обращаешь внимание в первом, так как интересна сама линия с "кротом" в отделе. Например, прослушка, которую используют персонажи по поручению ФБР. Ладно, нужны стопроцентные факты, записанные на аудио-видео приборы, но почему-то тема с прослушкой личных телефонов практически не затрагивается, хотя порой, главные герои обсуждают по ним отнюдь не рутинные дела, а довольно компрометирующие делишки. Это основной момент, который для меня был несколько не понятен, но возможно, такова специфика работы американских спецслужб, где доказательством является именно диктофонная запись со встречи, а не разговор по телефону.
Какие-то моменты могут показаться слишком простыми в плане выхода героев из непростой ситуации, как, например, сцена с ограблением инкассаторского грузовика и последующим "исчезновением" героев с места преступления. Или слежка, которую устроил новичок и остался незамеченным даже агентами ФБР. Кто-то может придраться к неправдоподобности, относительно чуть ли не вседозволенности обычных нью-йорских детективов, но это можно списать на кино-условность, дабы не загружать сюжет ненужными второстепенными персонажами. Да и эти моменты нивелируются хорошей игрой актёров и затягивающим сюжетом в первых двух сезонах. P.S. И это я ещё молчу про нарощенные ноготки главной героини, которые периодически меняются в цвете и размере. Хотя непонятно когда она успевает ходить в салон красоты с её-то нервной работой ;). Но пока есть основная линия: копы под колпаком ФБР, пытающиеся обхитрить федералов и выпутаться из этого омута, сам сериал держит интригу и второстепенные нюансы не портят общей картины.
Но вот в третьем сезоне сценаристы решают добавить ещё больше драмы, уже путём противостояния двух отделов, но именно из-за этого, сам сериал теряет элемент неожиданности, если так можно выразиться. Третий сезон вообще по концепции очень отличается от двух предыдущих. И не только тем, что в нём всего 10 серий (в отличие от первых двух, в каждом из которых по 13 эпизодов). Нет, перед зрителем уже какой-то психологический триллер с элементами криминальной драмы. Да, весь сериал основан на взаимоотношении и эмоциях героев в принятии тех или иных решений. На их действия влияют многие факторы, от дружбы до защиты близких людей, но главные герои находят какой-то совместный выход, пускай и не для всех них он оказывается благоприятным. Но в третьей части "Оттенков" добавляется ещё и самокопание и терзания. Может, по логике и подводке к завершению, это нормальный ход, но мне это показалось излишним.
История, которая исчерпала себя за два сезона, продолжает отголосками доноситься в третьем. Хотя, на мой взгляд, хватило бы и пары серий, чтобы завершить линию с ФБР. Не хватает колоритного злодея в третьем сезоне: тот, что есть, не слишком убедителен, хоть и опасен для команды. Возможно, каждый по разному воспримет такие сюжетные ходы, но повторюсь, добавив динамики в середине второго сезона, сериал несколько отошёл от заданной линии с первого сезона, концентрируя внимание на эмоциональном состоянии главных героев. По логике происходящего, всё по канону - зрителя подводят к завершению той истории, с которой сериал начался. Это главный плюс, что авторы не бросили начатое и не оставили каких-то явных сюжетных дыр. Вот только кульминация к завершению немного подкачала. Первые два сезона заканчиваются на сильном эмоциональном фоне, сопровождающемся неожиданными решениями и поступками. От третьего (если рассматривать его как завершающий) и не требуется прям какого-то драматизма, но само подведение к финалу могло быть и получше проработано. Но тут, на вкус и цвет. Сериал, на фоне многих других в подобном жанре, явно неплох, а местами способен удивить.
Операторская работа на хорошем уровне. В нужные моменты зрителю акцентируют именно на те эмоции, которые испытывает в данный момент тот или иной герой (не всегда, конечно, убедительно, но всё же). Сам Нью-Йорк не особо показан, но не забывайте, что и сериал не про город, а про конкретный полицейский отдел и самих героев. Но есть сцены с тем же Бруклинским мостом или парком Нью-Йорка. В общем, сериал в плане визуальной части довольно качественно снят.
Музыка - это ещё один небольшой плюсик. Конечно, в сериале присутствуют композиции в исполнении Дженнифер Лопез, но есть и другие хиты своего времени (а сериал затрагивает временной промежуток с 2016-го по 2018-ый год). И вот некоторые композиции добавляют классный окрас тем сценам, где и без музыки хватает драматизма или неожиданностей, но за счёт мелодий и монтажной склейки кадров, отдельные сцены способны вызвать различные эмоции. А ведь именно эмоции - это главное при просмотре любого кино.
Ну и отдельной строкой, а точнее парой абзацев, считаю необходимым отметить, наверное, волнующий многих любителей современных сериалов и кинофильмов момент: есть ли в этом киносериале, так называемая, "актуалочка"? Имею ввиду - темы расовой неприязни и её подачи в современном кинематографе. Где глупые белые только и делают, что принижают бедных африканских американцев. И тема нетрадиционной, а в современных американо-европейских реалиях, можно сказать, нормальной ориентации. Ответ: не совсем да, но и не совсем нет. То есть, всё это есть, но его очень мало. Здесь вообще это всё не выбивается из общей истории.
Авторы удачно вплели в сюжет про грязных копов линию с не совсем нормальными увлечениями одного из главных героев. НО, не спешите плеваться и заканчивать просмотр, когда увидите как два мужика целуются. В сериале нет откровенных (с обнажонкой) сцен - это плюс в контексте парочки сцен про нетрадиционные делишки, но минус - Джей Ло мы видим лишь в белье ;). Говоря простыми словами - тут нет акцента на самих геях и каково им такими быть. Есть один персонаж с би-сексуальной наклонностью, которую сценаристы смогли обыграть в сюжетном контексте и это не вызывает отталкивающих чувств. Авторы постарались показать, как обычный семьянин дошёл до таких странных связей на стороне, заведя любовника и умело скрывая это от своих близких, при этом искренне любя свою жену. Это вам не норма современной американской полиции, что показана в сериале "Новичок" (2018), где один из стажёров гей и это показывается как что-то обыденное, где данному герою сопереживают коллеги, когда у того не клеится с каким-то из любовников. Нет, в "Оттенках" этот поворот событий показан как сюжетный ход. Зрителю дают на откуп, на его восприятие, как ему относиться к этому всему. Вы это поймёте при просмотре. Относительно навязчивого феминизма тут вообще нечего сказать, только если вы, в принципе, не воспринимаете главных героев женщин, которые могут за себя постоять. Героиня Лопес в сериале в меру крутая и жёсткая, но при этом не лишена нормальных чувств и эмоций. По сути, та самая Джей Ло из фильма "Глаза Ангела", только хитрая, часто обманывающая и стирающая рамки дозволенности по закону.
По поводу расовых тем: если вы смотрели американские фильмы, то у них всегда должен быть темнокожий в какой-то роли и я не вижу ничего в этом прям эдакого. Есть много отличных фильмов с темнокожими актёрами, где даже не задумываешься над цветом кожи главного героя. Но в последнее время стали активно проталкивать всякого рода "блм"-щину, что порой невозможно не заметить, что это не просто темнокожий актёр, а именно африканский американец, подверженный несправедливости и все белые обязаны его уважать (грубо говоря, актуальная тема, продвигаемая заинтересованными в финансовом плане чинушами). В "Оттенках" данную тематику затрагивает такой же темнокожий детектив Ломан. Но тут это не выбивается на первый план, забывая, что история про копов-коррупционеров, нет. Новичок Ломан через эти моменты "находит" себя в полиции и конкретно в отделе Возняка. Так что, смело смотрите, не боясь вляпаться в навязывание такой популярной в последнее время американо-европейской толерантности, которая никакого отношения к настоящему взаимоуважению не имеет. Кстати, персонаж, отчасти, благодаря этой "теме" хорошо раскрывается, хоть по началу своим правдорубством может немного раздражать, но постепенно становится ясно, что к чему. Единственное, в третьем сезоне, волей сценаристов, слишком уж быстро Ломан "заматерел".
Много написал, хотя старался наиболее лаконично в общих чертах описать общее представление о сюжете, но вроде без спойлеров и по всем трём сезонам.
Сам сериал может напомнить некоторые фильмы, например, "Тренировочный день" (2001) с Дензэлом Вашингтоном и Итаном Хоуком или "Проклятый сезон" (2002) с Куртом Расселом. В сериале много классических поворотов, свойственных крепким американским криминальным драмам. Есть что-то и своё. А вообще, не фанат всяких определений, но, возможно, из-за дуэта Лопес и Лиотты, есть в этом сериале что-то "олдскульное", напоминающее те самые, старенькие боевички и триллеры из 90-ых.
Из отечественных аналогов могу сравнить, и то, лишь отдалённо, с сериалом "Ментовские войны", но это если только поверхностно, так как тема борьбы между структурами затрагивается и в "Оттенках". В целом, любителям отечественных криминальных сериалов, вполне можно посоветовать к просмотру данный сериал, для сравнения сюжетного развития.
В сериале, на три сезона, всего 36 серий, что по современным меркам не так много, поэтому 40-45-минутные эпизоды не выглядят затянутыми. Если ищите что-то незамысловатое из криминальных детективных драм, то "Оттенки синего", как минимум не должны разочаровать. Все сюжетные линии завершены и сериал логически закончен.
Общая оценка сериалу: 7 из 10