Конец 1944 года – период, когда скорое крушение Третьего Рейха уже не вызывало сомнений даже у нацистов-фанатиков. Однако напоследок у Люфтваффе получилось показать свою силу англичанам и американцам.
С лета 1944-го немецким истребителям приходилось отражать чудовищные по своей мощности налёты англо-американских бомбардировщиков на Германию, и нести при этом огромные потери.
Только поздней осенью, когда давление союзников немного выдохлось, и накал воздушных боёв пошёл на спад, германские ВВС получили возможность что-то планировать.
И они запланировали. И провели – 1 января 1945 года.
Расчёт на внезапный и одновременный удар
Операция «Боденплатте» стала последней крупной воздушной операцией люфтваффе. Она поддержала наступление вермахта и ваффен СС на Западном фронте (в Арденнах).
Смысл состоял в нанесении внезапного и массированного удара по англо-американским аэродромам в Бельгии и Голландии. За каждой эскадрой был закреплён аэродром для атаки (некоторым группам досталось по 2 или даже 3 цели). Авиаудары решили провести одновременно, всеми наличными силами.
Лётчикам было приказано приблизиться к целям скрытно (следуя за самолётами-лидерами: по два Ju 88G, приданных каждой группе на высоте 30–100 м, в полном радиомолчании). А потом сделать по 2–4 захода на цель.
Секретность удалось соблюсти: пилоты большинства авиагрупп узнали свою задачу всего за день до атаки. Но она (забегаю вперёд) сыграла скверную шутку с люфтваффе: не менее 15-ти самолётов были сбиты своими же зенитчиками, не проинформированными об операции и принявшими её за воздушное нашествие противника.
В операции «Боденплатте» задействовали все истребительные и штурмовые авиачасти, бывшие в распоряжении западной группировки люфваффе. По штату там было изначально 2484 самолёта. А по факту, после понесённых потерь, в наличии оказался лишь 921 (37%) исправный самолёт.
После типичных для авиации инцидентов с проявившимися в последний момент неполадками, в рейд на аэродромы англо-американцев ушло: всего 852 ударных машины и несколько десятков – обеспечивающих и контролирующих. И то – более двадцати из них вернулись на базы из-за неполадок на борту.
О неудачах атакующих
«Рихтгофены» первыми углубились в территорию противника, и их самолёты первыми начали падать на землю от огня зенитчиков и истребителей противника. Эскадра потеряла от 37 до 43 самолётов из 80-ти имевшихся на момент взлёта. Заданной им цели – авиабазы Сен-Трон (A-92) – они так и не достигли, а присоединились к JG 11, атакующей аэродромы Аш и Опховен. А многие лётчики просто израсходовали боеприпасы куда попало.
Также под плотный огонь попала группа JG 4. В нарушение приказа, её остатки поднялись выше 1000 м и спрятались за облаками, и штурмовали Сен-Трон, а не намеченный им Ле Кюло (A-89). Но успешно: уничтожили 15 и повредили 37 самолётов противника.
Cводная группа майора (это звание ему присвоили как раз 1 января) Фридриха Эберле (Friedrich Eberle), аса с 33 победами, попав под плотый зенитный огонь, попросту развернулась и ушла. Эберле отдали под суд. Правда, он отделался лёгким испугом.
Провалился и рейд SG 4: ведущие, придя в точку сбора, не обнаружили там командира и «лоцманов». Покружили некоторое время, не сумели связаться по радио с командованием, и пошли на базы.
Об их удачах
Но в целом, расчёт на единовременность и внезапность ударов (при помощи полёта на малой высоте) сработал: о появлении противника англо-американцы узнали только когда немцы уже появились прямо над их аэродромом. Дежурные истребители не успели вовремя стартовать, и почти все воздушные победы были одержаны теми англо-американскими лётчиками, которые уже находились в воздухе во время немецкого рейда.
Связь показала себя плохо: на тех аэродромах, до которых германские лётчики не добрались, узнали об атаке не по радио, а по столбам дыма на горизонте.
Пилоты JG 27 и IV./JG 54 на аэродроме Мелсбрук (B-58) уничтожили около 60ти самолётов противника, и ещё 30 повредили. На Эйндховене англо-американцы потеряли не менее 44х самолётов, и ещё 60 было повреждено. На авиабазе Эвере (B-56) немцы уничтожили 41 самолёт англо-американцев, а повредили 27 машин.
Были и неудачи. Например, группа 4./JG 1, как ей и было намечено, вышла на Урсел, а I./JG 26 и III./JG 54 – на Гримберген. Но эти авиабазы оказались почти пустыми: всего несколько машин. Немцы их, разумеется, уничтожили или повредили, но эта игра не стоила свеч.
Итог – пиррова победа люфтваффе
Всего же в ходе операции «Боденплатте» было потеряно от 262 до 290 немецких самолётов, 32-35 из которых сели на брюхо на своей территории и могли потом вернуться в строй. Теоретически. 65-80 самолётов пострадало от огня противника, но их пилоты дотянули до своих баз.
Потери эти были очень большими, особенно для одной-единственной операции продолжительностью всего в несколько часов.
По немецким данным, на земле было уничтожено 402 уничтоженных и повреждено 114 англо-американских самолётов. 65 сбитых в воздушных боях самолётов противника записали на свой счёт немецкие лётчики-истребители.
По данным союзников, они потеряли 1 января 1945 года 290 самолётов уничтоженными и 180 – повреждёнными.
С точки зрения простой арифметики, операция «Боденплатте» стала для люфтваффе победой, одержанной очень дорогой ценой.
Но! Англо-американцы восполнили нанесённый этой операцией ущерб, полностью восстановив штатную численность всех попавших под удар частей, – за период от 2 до 7 суток! А вот в Германии запасы авиатехники были не столь велики. А с личным составом дело обстояло ещё хуже.
Поэтому операция «Боденплатте» тоже стала очередным шагом люфтваффе и Третьего Рейха на пути к поражению.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!
А как Вы считаете, была ли эта операция бессмысленной?