Найти в Дзене
между прошлым и будущим

Вторая любовь д'Артаньяна

Ненадолго оставлю век XIX, как его изображает Дюма, и возвращаюсь в век XVII. Роман "Двадцать лет спустя". Отношения д'Артаньяна и прекрасной Мадлен.

Как обычно возмущаются читатели любовным отношениям в мушкетерской трилогии. Там ведь — как странно для XVII века! — не существует равенства, мужчины сплошь и рядом живут за счет женщин и при этом себя считают выше, там очень странные представления о верности и еще более странные представления о браке. Вот просто праздник какой-то!

И, естественно, после смерти Констанции д'Артаньян вовсе не остался навеки в одиночестве. В один прекрасный день в его жизни появилась прекрасная Мадлен — опять простолюдинка.

С точки зрения положения в обществе она стояла ниже Констанции. Та все же была галантерейщицей, да еще и камеристкой королевы. Мадлен была трактирщицей. Возможно, она была даже богаче г-жи Бонасье, но все же хозяйка гостиницы "Козочка" не может сравниться с женщиной, вхожей в Лувр, пусть и с черного хода.

Но д'Артаньяна все устраивало. Правда, у Мадлен был муж — ужасно строптивый, упрямый и неудобный, но он сбежал, заодно обокрав жену. И что же? Мадлен это не разорило. Зато через некоторое время она захотела выйти за д'Артаньяна замуж.

Д'Артаньян естественно отказался. Но интересно, как он это сделал. Подавляющее большинство дворян возмутились бы самой идеей, будто можно жениться на простолюдинке. Нет, вот если у нее 800 тыс. ливров состояния (как у г-жи Кокнар), тогда можно, да и в любом случае, прокурорша в обществе значит намного больше трактирщицы. Но просто состоятельная трактирщица и лейтенант мушкетеров из древнего рода?! Да это же смешно!

Но д'Артаньян говорит иное:

— Ну уж нет! — ответил д'Артаньян. — Двоемужие, милая? Нет! Нет! Это невозможно.
— Но он умер, я уверена.
— Он был очень неподатливый малый и вернется, чтобы отправить нас на виселицу [за преступления против брака могли повесить даже дворян — прим. ЮРБ].
— Ну что ж, если он вернется, вы его убьете; вы такой храбрый и ловкий.
— Ого, голубушка! Это просто другой способ попасть на виселицу!
— Значит, вы отвергаете мою просьбу?
— Еще бы!
Прекрасная трактирщица была в отчаянии. Она хотела бы признать д'Артаньяна не только мужем, но и богом: он был такой красивый мужчина и такой лихой вояка!

Д'Артаньян выбрал самый деликатный способ отказа и, кстати, сказал чистую правду. Когда позднее он выгонял соперника, который, как сообщила Мадлен, хотел на ней жениться, он вовсе не разрушил единственный шанс хозяйки гостиницы — этого шанса на самом деле не было, ведь доказательства смерти ее мужа отсутствовали.

Ну а д'Артаньян обнаружил, что действительно любит Мадлен. Да, в этой любви не было поэзии и тем более интриги, как в случае с Констанцией. Не было безумной страсти, как в отношениях с миледи. Да и значительной части расчета, как случилось в отношениях с Кэтти. Его чувства к Мадлен были гораздо спокойнее, но ведь были же!

В результате д'Артаньян мог бы жить припеваючи, вызывая негодование читателей отношением дворянина к простолюдинке. Но... вспомните, как живет д'Артаньян в романе "Двадцать лет спустя".

Да, он мог бы пользоваться любовью Мадлен. Мог бы занять лучшую комнату в гостинице, вкусно есть и сладко спать. Мадлен обожала его и готова была признать хоть богом. Все для любимого!

Вот только д'Артаньян почти не пользовался своими возможностями. Он ведь — редкая деликатность и щепетильность для дворянина XVII века — не хотел сокращать доходов Мадлен! В силу этого выбрал самую скромную комнату в гостинице: под крышей рядом с водостоком.

Для дворянина XVII века его поведение практически идеально. И в отличие от молодости он не ищет любовных приключений на стороне. Его отношения с Мадлен — это фактически супружество. Своеобразное, конечно, но все же. А если еще и вспомнить, что в начале романа "Виконт де Бражелон" он еще проживал в "Козочке" (позднее она не упоминается, видимо, Мадлен умерла), то получается, что он более шестнадцати лет жил в тихом-мирном супружестве, пусть оно и не было освящено законом. Дольше в браке прожил разве что Портос, вот только его семейная жизнь была не такой мирной.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"

Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи

Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи

Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки