Те коллекционеры, которые желают собрать полное наследие группы Deep Purple первого состава (Mark I) не на CD, а именно на виниле, не должны довольствоваться приобретением только трех первых пластинок. Кроме этого существует еще концертный альбом этого состава, а также два сборника, включающих не вошедшие на номерные альбомы песни и прочие раритеты, например, другие, не менее интересные варианты многих композиций.
Естественно, начинал я знакомство с музыкой Deep Purple (середина 70-х) с самых известных ее образцов времен Гиллана и Ковердейла. Но постепенно мне стали попадаться и первые опыты группы, вылившиеся в три первых диска – «Shades of Deep Purple» (1968 г.), «The Book of Taliesyn» (1968 г.) и «Deep Purple» (1969 г.). Конечно, эти альбомы не шли ни в какое сравнение с «Machine Head» (1972 г.) или «Burn» (1974 г.), и меня они очень долго не впечатляли. Да, на тех первых дисках тоже были хиты, но саунд был просто ужасный, да и музыканты, на мой взгляд, играли как-то не совсем профессионально, особенно Ричи Блэкмор.
Но постепенно я начинал приобщаться к начальному творчеству своей любимой группы, и даже прикупил в 1980 году в одной комиссионке в Калькутте (до армии я был моряком дальнего плавания) совершенно не новый «Shades of Deep Purple» на индийской пластмассе. Причем за довольно большие деньги – целых 40 рупий, что соответствовало 40 советским рублям, которые я получил бы в СССР, если бы не истратил эту валюту в Индии. И это при том, что у нас на «тучах» даже новая индийская пластмасса стоила всего 30-35 рублей.
Однако я все же этот диск прикупил даже за такие деньги, потому что начинал приходить к пониманию, что даже ранние, «непрофессиональные» альбомы Deep Purple – это все же Deep Purple, и выискивать в их музыке каких-то вошей совсем не стоит.
В общем, очень скоро я ментально присовокупил первые три альбома DP к коллекции своих фаворитов, и стал искать в этих записях не то, что разъединяет записи, сделанные составом Марк I с составами Марк II и Марк III (плюс Марк IV), а то, что их объединяет. Конечно, различия был огромными, но не фатальными. Тем не менее, я всегда рассматривал и рассматриваю эти три пластинки отдельно от всего остального творчества Deep Purple.
Об этих дисках DP я написал в этих публикациях:
«Shades of Deep Purple». Середина 1968 года. Появление новой рок-звезды
Deep Purple «The Book of Taliesyn», 1968 г. ~ альбом великой пятерки, закрепивший ее успех в Америке
Deep Purple 1969 года «April» - первый по-настоящему хард-роковый альбом группы
Уже гораздо позже мне стали попадаться в руки всякие сборники, на которых появлялись песни, не вошедшие на первые три альбома, и таких оказалось пять, плюс несколько других вариантов известных песен Deep Purple состава Марк I.
Таким образом вырисовывались уже не три, а как бы три с половиной диска первого периода, то есть не 24 песни, а целых 29, при этом среди них – 9 каверов.
И при этом до недавнего времени этот период группы все равно был неполным, так как не хватало концертного альбома, которые имелись у всех последующих составов DP, а то и не один. Но недавно мне удалось узнать, что такой «концертник» у состава Марк I все же был, правда, первоначально в виде винилового боотлега (слово изменено по цензурным соображениям), но впоследствии выпущенного как официальный концертный альбом.
Этот альбом на виниле, вышедшем в Германии где-то в 70-х годах, назывался «Purple Storm», а в 2002-м появился в Великобритании на CD под названием «Inglewood / Live In California», и в 2009-м – в Германии как «Live At Inglewood 1968». Запись была сделана 18 октября 1968 года на концерте в США, и даже имеется видеофильм этого концерта, правда, такого ужасного качества, что может представлять интерес только для самых фанатичных поклонников группы.
Впрочем, я об этом альбоме более-менее подробно написал тут: «Purple Storm - первое концертное выступление Deep Purple 1968 года, записанное на видео». Всего было записано тогда 7 песен – 4 с первого альбома, и 3 со второго. Приведу тут информацию, которая появилась на этой пластинке:
Purple Storm
SIDE 1:
1. Hush
2. KentuckyWoman
3. Mandrake Root
4. Help
SIDE 2:
5. Wring That Neck
6. River Deep, Mountain High
7. Hey Joe
Recorded Live in Inglewood
California on October 18, 1968
Однако оставался вопрос с теми песнями, которые были записаны, но не вошли на альбомы группы. Этот вопрос частично решился последующими выпусками первых трех дисков на CD, куда вошли и некоторые «потерявшиеся» песни. Только две из них («Emmaretta» и «Shadows») в «эпоху винила» появились на виниловых сборниках, остальные позже вышли на компакт-дисках. Однако уже в наше время, в «эпоху нового винила», стали появляться виниловые сборники, включившие в себя все этих пять песен, а также другие варианты остальных композиций группы, причем таких вариантов набралось немало.
Тут следует, наконец, огласить их список, чтобы было более понятно, о чем идет речь.
1). Emmaretta (3:00). Один из первых хитов DP Марк I, записывался в 1968-м для дебютного альбома, но вышел только на сингле в 1969-м в Европе, США, Японии и многих других странах на самых разных лейблах. Впоследствии входил во многие сборники группы, начиная с «Purple Passages» (1972 г.), также существует и перезаписанный 14 января 1969 года на BBC Top Gear session вариант, который заметно отличается от оригинала. Авторы песни – Лорд, Эванс и Блэкмор.
2). Shadows (3:39). И эта песня записывалась в марте 1968 года для первого альбома, но она гораздо менее известна. Авторы - Лорд, Эванс, Симпер и Блэкмор. Впервые была опубликована на официальном двойном сборнике «The Anthology» в 1985 году, а почему не вошла на дебютный альбом - непонятно. Вполне зачётная вещь, ее бы перезаписать помощнее.
3). Playground (4:29). Эта композиция была записана 18 августа 1968 года, планировалась к включению на альбом, но к концу сессий, которые завершились на другой день, к песне так и не был придуман текст. В связи с этим композиция так и осталась инструментальной, мало того, она вообще затерялась в архивах лейбла до самого 2000 года, когда впервые была опубликована на ремастированном выпуске альбома «The Book of Taliesyn» на CD. На виниле композиция появилась в 2014 году на французском диске «Shadows ~ A Collection Of Rare Early Tracks (March 1968 ~ March 1969)» от лейбла Verne, стилизованного под всем известный Harvest. Авторы песни – Блэкмор, Симпер, Лорд, Пэйс.
4). Oh No No No (4:25). Эта песня была записана в октябре (по другим источникам – в декабре) 1968 года, через 2 месяца после выхода в США альбома «The Book of Taliesyn». Вероятно, планировалась как сингл к этому альбому, который ожидался к выходу в Европе, появилась даже ацетатная пробная версия сингла, но песня так нигде и не вышла. Впервые она была опубликована вместе с «Playground» в 2000-м на ремастированном выпуске второго альбома на CD, а на виниле тоже появилась в 2014 году на «Shadows ~ A Collection Of Rare Early Tracks». Авторы – Берт Рассел (Бернс) и Майк Линдер.
5). It's All Over (4:14). Эту песню тоже написали Бернс и Линдер, и она была записана 14 января 1969 года на BBC Top Gear session. Так же, как и песни №№ 3 и 4, впервые появилась в 2000-м на ремастированном выпуске второго альбома на CD. На виниле впервые вышла в ноябре 2011 года на сборнике «Deep Purple BBC Sessions 1968-70». Вообще-то этот двойной сборник выходил на CD, но в Европе был произведен совмещенный выпуск, включающий в себя и две виниловые пластинки.
Также на этих выпусках (как CD, так и LP) выходила еще одна песня, тоже записанная на шоу BBC Top Gear session 14 января 1969 года – «Hey Bop A Re Bop». Однако весной того же года она была перезаписана в студии и вошла на третий альбом «Deep Purple» под названием «The Painter».
Тут есть еще интересные моменты по двум виниловым альбомам «Deep Purple BBC Sessions 1968-70» 2011 года и «Shadows ~ A Collection Of Rare Early Tracks (March 1968 ~ March 1969)» 2014 года. На этих альбомах имеются очень интересные варианты старых песен, и не только «Emmaretta» или «The Painter». Так, на альбоме 2011 года есть более десятка песен с первых трех альбомов, записанных на BBC Top Gear session 18 июня 1968 года и 14 января 1969 года, а также на других BBC-шоу в 1968 и 1969 годах.
А на альбоме 2014 года кроме нескольких раритетов имеются и другие варианты песен с первых трех альбомов, в основном записанных как альтернативы, всего около десятка, и это очень интересные варианты.
Таким образом мы видим, что для того, чтобы коллекционеру собрать всё наследие группы Deep Purple состава Марк I не на CD или в файлах, а именно на винилах, ему достаточно прикупить себе три номерных диска, один концертный боотлег и два современных виниловых сборника, указанных выше. Ничего сложного в этом нет – все эти пластинки, включая и «концертник», имеются в продаже в разных интернет-магазинах.
Да, стоят некоторые эти вещи дорого, но настоящий коллекционер перед расходами никогда не остановится.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ DEEP PURPLE:
5 композиций Deep Purple Mark I, которые потом были перепеты и перезаписаны с Иэном Гилланом