Найти тему

Семья – основной источник агрессии

Оглавление

Агрессия – наш ответ на ситуацию, когда наши потребности не удовлетворяются. Это является следствием накопленного гнева.

Агрессия в детстве и как она проявляется:

Существуют исследования, доказывающие, что начиная с младенчества дети испытывают огромный гнев, когда их потребности недостаточно удовлетворяются. Показателем неудовлетворения потребностей ребенка служат громкий и требовательный плач, отсутствие улыбки и нежелание вступать в контакты.

Рождение второго ребенка становится вызовом для первого: внимание родителей переключается на второго ребенка, первый ребенок получает меньше внимания и может проявлять жестокость по отношению к брату или сестре. Мои клиенты рассказывают мне множество детских историй, где подвергались насилию со стороны старших сиблингов. Например, одну мою клиентку в детстве душила подушкой старшая сестра, её остановили родители, которые услышали шум. Другую клиентку заставляли сидеть с младшим братом и, однажды, он наелся при ней таблеток, а она не стала его останавливать. В результате брата увезли в больницу и еле спасли. Бездействие – вид пассивной агрессии.

Детский сад – следующий вызов для ребенка. Абсолютно все мои клиенты помнят только негативные моменты, связанные с необходимостью ходить в сад. В основном они связаны с бесчувственными и жестокими воспитателями. Проявление агрессии в детском саде может проявляться также в двух направлениях: активном и пассивном. Так, активное проявление агрессии – это нарушение дисциплины, драки, конфликты, обзывательства и даже поедание несъедобного. Пассивное – кусание ногтей и губ, отказы отвечать воспитателю, отказы есть, упрямство, сопротивление требованиям и правилам.

Поскольку ребенок «зеркалит» состояние взрослых, достаточно просто чувствовать агрессию, не обязательно её проявлять со стороны родителей или воспитателя – ребенок с большой вероятностью будет проявлять агрессию. При детях важно очень ответственно относиться к своим чувствам. К сожалению, многие с этим не работают и пренебрегают посещение психолога, который может с этим вопросом помочь.

Важно и то, что агрессия является обратной стороной беззащитности. Когда ребенок недополучает безопасность, любовь и теплое отношение он начинает испытывать тревогу, перерастающую в страх. Тогда ребенок прибегает к защитной и агрессивной стратегии, чтобы справиться с отрицательными эмоциями. Или, наоборот, направляет агрессию на себя. Это проявляется в деструктивных фантазиях, робости или причинению себе физического вреда в виде наказаний.

Существует еще много разных проявлений агрессии, я не буду их все описывать. Есть и иные проявления, свойственные младшему школьному возрасту и подростковому, и в зависимости от гендерного или культурного фактора.

Как семейные факторы влияют на появление агрессии:

Как ранее я писала, основной источник – это неудовлетворение потребностей. Но важно учесть и воспитание. Психологическое и физическое насилие часто встречается в семьях.

Физическое насилие – телесные наказания, подзатыльники, пинки и прочее физическое насилие. Да, наказать ребенка физически – это насилие. Я знаю, что многие говорят: «наказывать ребенка ремнем – это нормально!». Но нет, это вообще не нормально. Это насилие, и его из воспитания необходимо полностью исключить.

Психологическое насилие – холодность, равнодушие, оскорбление, критика, насмехательство, ирония.

Всё это – проявление агрессии и ребенок этому учится. Если в семье одобряется агрессия в форме драки, если ребенка поощряют за это – думаю, уже понятно, что он будет демонстрировать такое поведение со сверстниками. Здесь у меня неоднозначное мнение. С одной стороны, ребенка необходимо научить защищать свои границы и здесь могут быть уместны поощрения его самообороны. Но всегда нужно понимать, что это агрессия может вылиться в деструктивные формы, например, в унижение слабых сверстников. Пожалуй, одна из задач воспитания – это не пропитать ребенка агрессией, а научить защищать свои границы спокойно и без агрессии. Так тоже можно, но это встречается редко и является «идеальным» видом воспитания.

Далее, на формирование агрессивного поведения ребенка влияет и атмосфера в семье:

  • Плохие отношения между мужем и женой: низкая сплочённость, конфликты, отсутствие близких отношений
  • Неадекватный стиль воспитания: отсутствие близости с ребенком, суровые наказания, гиперопека, безразличие к занятиям ребенка (гипоопека)
  • Отдельно стоит выделить агрессию отца по отношению к матери – это наносит большую травму ребенку. Такая агрессия проявляется в физическом насилии или моральном унижении.

И финальный момент: не все дети агрессивны. Другое следствие описанного выше воспитания и семейной атмосферы является замкнутость, чрезмерная зависимость от родителей, тревога за родителей (так дети плачут, когда кто-то из родителей уходит или, испытывают тревогу, если они долго не возвращаются домой), исполнительность (которая граничит с подчиненностью). Самое худшее, что я могу услышать от своего клиента: «у меня такой спокойный и послушный ребенок!».

Что в итоге:

Если уж так получилось, что Вы не знали меня раньше, а ребенок уже проявляет агрессию, то Ваша задача – научить ребенка перенаправлять агрессию на конструктивные виды деятельность. Для этого Вам нужно самим этому научиться и далее обучить ребенка.

Основной вывод, который я хотела бы, чтобы Вы вынесли: агрессивное поведение ребенка формируется из-за недостатка любви, заботы и теплого отношения. Я регулярно наблюдаю, как ужасно родители обращаются со своими детьми в общественных местах. Иногда я хочу подойти и сказать: «вы ужасная мать/отец!». Но сдерживаю себя – ведь я же психолог.

 Психолог Виктория Алексеевна Хорошилова
Психолог Виктория Алексеевна Хорошилова