Найти в Дзене
Берега Смыслов

История о том, как капитан тонущего корабля покинул его в числе первых

Однажды, давным-давно, в 1816 году у берегов Сенегала, на отмели Арген случилось кораблекрушение. Судно было французское, называлось "Медуза" и классифицировалось, как фрегат.

коллаж для обложки
коллаж для обложки

Оно не так, чтобы сразу - кораблекрушение и все утонули, нет. Просто дном зацепилось, пошла трещина, плыть нельзя - тонет, а тут ещё ветер усилился...

Вот, что про это написано в википедии:

Для эвакуации пассажиров планировалось задействовать лодки фрегата, для чего понадобилось бы сделать два рейса. Предполагалось построить плот, чтобы перенести на него груз с корабля и тем самым способствовать снятию судна с мели. Плот длиной 20 и шириной 7 метров был построен под наблюдением географа Александра Корреара. "..." Считая, что судно может разломиться, пассажиры и экипаж запаниковали, и капитан принял решение немедленно покинуть его. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации...

Поначалу этот плот был привязан к лодкам, в которых, как и полагается в таких случАях, сразу расположились сановные и просто "самодостаточные" пассажиры, включая (что удивительно) капитана фрегата Гюго Дюроя де Шомарея.

Надвигался шторм...

Обитатели лодок быстро поняли, что тащить на буксире этот плот, как говорится "импосибле" (невозможно), а пассажиры плота могут в панике начать перебираться на лодки... обрезали буксировочные канаты и поплыли к берегу.

И все, включая капитана, добрались до берега и спаслись.

На плоту, оставленном на "волю волн", наступила катастрофа. Образовались две враждующие группы группы — офицеры и пассажиры с одной стороны, и моряки и солдаты — с другой.

В первую же ночь дрейфа 20 человек погибли (были убиты или покончили жизнь самоубийством).

В шторм, многих просто смыло в море, а многие погибли в борьбе за наиболее безопасное место, в центре у мачты, где находились небольшие запасы еды и воды.

На четвёртый день в живых остались всего 67 человек, некоторые из них, мучимые голодом, стали поедать трупы умерших. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили в море слабых и раненых, а потом — и всё оружие, чтобы не перебить друг друга...

Плот находился в дрейфе тридцать дней.

Через год вышла книга «Гибель фрегата "Медуза"». Её написали два очевидца и "участника" этого дрейфа (Александр Корреар и врач Анри Савиньи).

А художник Теодор Жерико под впечатлением от книги написал картину "Плот «Медузы»".

фото картины "Плот «Медузы»", Теодора Жерико. (из интернета, в свободном доступе)
фото картины "Плот «Медузы»", Теодора Жерико. (из интернета, в свободном доступе)

Капитана позже осудили, дали условный срок, но всё "по тихому", не предавая огласке. Морское министерство не хотело скандала...

-3

Порой, гибель некоторых стран аллегорически схожа с вышеописанным...