Камень Мишо - это вавилонский кудурру, межевой камень, времен II династии Исина (XI в. до н.э.). Он был привезен во Францию в 1785 году придворным ботаником Людовика XVI Андре Мишо из его экспедиции по Ближнему Востоку. Кудурру был найден к югу от Багдад на берегу Тигра недалеко от древнего города Ктесифон, в месте под названием Таки-Кисра.
Текст написан на средневавилонском языке и представляет собой акт передачи земель от отца дочери по случаю ее свадьбы. Заканчивается текст проклятиями тем, кто сдвинет с места камень или попытается отнять земли.
Кудурру представляли из себя небольшие закругленные стелы, верхнюю часть которых часто украшал барельеф. Такие камни были очень распространены в касситский период и период II династии Исина (вторая половина 2 тыс. до н.э.), они имели юридическую значимость документа на собственность.
Вот прорисовка барельефа на лицевой стороне камня Мишо:
На самом верху изображения небесных божеств – Син, бог Луны в виде месяца, солярный диск бога Солнца Шамаша и звезда богини Иштар.
Во втором ряду волосы, похожие на греческую Омегу и на женскую прическу, – это символ богини-матери Нинмах, которая по мифу Энки и Нинмах вдыхает воздух в первого человека. Символ отсылает к созвездию Волосы Вероники.
Справа от Нинмах бог Энки, одно из трех главных божеств шумеро-аккадского пантеона, бог пресных вод и ирригации, его символизирует животное полукозел-полурыба, suḫurmašu. Этим же термином Месопотамские астрономы называли созвездие Козерога.
Два головных убора с несколькими парами рогов справа – это символы двух других божеств главной триады – Ану, бога неба, и Энлиля, бога воздуха и земли.
На третьем ряду два необычных животных, которых называли мушхушшу, дракон с головой змеи с рогами, передними лапами льва и задом грифона. Правый дракон сопровождает бога Мардука, покровителя сельского хозяйства, покровителя Вавилона и главного божества шумеро-аккадского пантеона, начиная с 2 тыс. до н.э., которого здесь символизирует лопата. Второй дракон сидит рядом с сыном Мардука, богом Набу, покровителем писцов, которого на барельефе символизирует стилус на пьедестале.
Рядом со стилусом молния бога грозы Адада. Стрела (šiltaḫu) отсылает к звезде Сириус, которую в Междуречье знали с 3 тыс. до н.э.
Длинный змей проходит по верху кудурру - это змей Нирах. Нирах в шумерской мифлогии сопровождал бога Иштарана, отвечающего за правосудие. К концу 2 тыс. до н.э. Нирах начинает использоваться как символ Иштарана и правосудия и становится таким образом гарантом сделок и охранником межевых камней.
На прорисовке оборотной стороны слева направо:
Скорпион - богиня Ишхара, в касситский период почитающаяся как богиня любви и воплощенная в созвездии Скорпиона.
Птичка, сидящая на ветке, символизирует касситскую божественную пару Шукамуна и Шумалия и царскую власть. Рядом с ней идет птица-визир Папсуккаль, помощник бога Ану и хранитель небесных врат. В касситский период Папсуккаль символизирует божественное одобрение сделок и часто появляется на кудурру и печатях.
Масляная лампа над Папсуккалем - бог яркого огня Нуску, охраняющий сон и отгоняющий кошмары.
Дальше вы видите две булавы. Первая с головой орла и вторая - с головой льва и ушами дикого осла. Последняя отсылает к богу подземного мира Нергалю, а первая - к богу войны Нинурте (который в этом образе и в этой функции вытеснил шумерского Забабу).
И наконец сидящая справа собака - богиня врачевания Гула.
Сейчас Камень Мишо хранится в Кабинете медалей Национальной библиотеки Франции. 3D модель камня Мишо можно посмотреть по ссылке.