Найти тему
Smart Babylonia with Olga

Камень Мишо, первый привезенный в Европу клинописный памятник

Камень Мишо - это вавилонский кудурру, межевой камень, времен II династии Исина (XI в. до н.э.). Он был привезен во Францию в 1785 году придворным ботаником Людовика XVI Андре Мишо из его экспедиции по Ближнему Востоку. Кудурру был найден к югу от Багдад на берегу Тигра недалеко от древнего города Ктесифон, в месте под названием Таки-Кисра.

Камент Мишо, лицевая сторона. © Кабинете медалей Национальной библиотеки Франции
Камент Мишо, лицевая сторона. © Кабинете медалей Национальной библиотеки Франции

Текст написан на средневавилонском языке и представляет собой акт передачи земель от отца дочери по случаю ее свадьбы. Заканчивается текст проклятиями тем, кто сдвинет с места камень или попытается отнять земли.

Оборотная сторона Камня Мишо.
Оборотная сторона Камня Мишо.

Кудурру представляли из себя небольшие закругленные стелы, верхнюю часть которых часто украшал барельеф. Такие камни были очень распространены в касситский период и период II династии Исина (вторая половина 2 тыс. до н.э.), они имели юридическую значимость документа на собственность.

Вот прорисовка барельефа на лицевой стороне камня Мишо:

-3

На самом верху изображения небесных божеств – Син, бог Луны в виде месяца, солярный диск бога Солнца Шамаша и звезда богини Иштар.

Во втором ряду волосы, похожие на греческую Омегу и на женскую прическу, – это символ богини-матери Нинмах, которая по мифу Энки и Нинмах вдыхает воздух в первого человека. Символ отсылает к созвездию Волосы Вероники.

Справа от Нинмах бог Энки, одно из трех главных божеств шумеро-аккадского пантеона, бог пресных вод и ирригации, его символизирует животное полукозел-полурыба, suḫurmašu. Этим же термином Месопотамские астрономы называли созвездие Козерога.

Два головных убора с несколькими парами рогов справа – это символы двух других божеств главной триады – Ану, бога неба, и Энлиля, бога воздуха и земли.

На третьем ряду два необычных животных, которых называли мушхушшу, дракон с головой змеи с рогами, передними лапами льва и задом грифона. Правый дракон сопровождает бога Мардука, покровителя сельского хозяйства, покровителя Вавилона и главного божества шумеро-аккадского пантеона, начиная с 2 тыс. до н.э., которого здесь символизирует лопата. Второй дракон сидит рядом с сыном Мардука, богом Набу, покровителем писцов, которого на барельефе символизирует стилус на пьедестале.

Рядом со стилусом молния бога грозы Адада. Стрела (šiltaḫu) отсылает к звезде Сириус, которую в Междуречье знали с 3 тыс. до н.э.

Прорисовка оборотной стороны кудурру
Прорисовка оборотной стороны кудурру

Длинный змей проходит по верху кудурру - это змей Нирах. Нирах в шумерской мифлогии сопровождал бога Иштарана, отвечающего за правосудие. К концу 2 тыс. до н.э. Нирах начинает использоваться как символ Иштарана и правосудия и становится таким образом гарантом сделок и охранником межевых камней.

На прорисовке оборотной стороны слева направо:

Скорпион - богиня Ишхара, в касситский период почитающаяся как богиня любви и воплощенная в созвездии Скорпиона.

Птичка, сидящая на ветке, символизирует касситскую божественную пару Шукамуна и Шумалия и царскую власть. Рядом с ней идет птица-визир Папсуккаль, помощник бога Ану и хранитель небесных врат. В касситский период Папсуккаль символизирует божественное одобрение сделок и часто появляется на кудурру и печатях.

Масляная лампа над Папсуккалем - бог яркого огня Нуску, охраняющий сон и отгоняющий кошмары.

Дальше вы видите две булавы. Первая с головой орла и вторая - с головой льва и ушами дикого осла. Последняя отсылает к богу подземного мира Нергалю, а первая - к богу войны Нинурте (который в этом образе и в этой функции вытеснил шумерского Забабу).

И наконец сидящая справа собака - богиня врачевания Гула.

Сейчас Камень Мишо хранится в Кабинете медалей Национальной библиотеки Франции. 3D модель камня Мишо можно посмотреть по ссылке.