21 августа 2013 года
Столичное метро - не только средство передвижения, но и заповедник социалистического реализма. Осмотрев интерьеры станций «Сокольники», «Красносельская» и «Комсомольская», вновь отправляемся в путешествие по городскому чреву. В этом сюжете прогулка по перронам и вестибюлям станций «Проспект Мира» (кольцевая), «Новослободская» и «Добрынинская».
«Проспект Мира» кольцевая
«Проспект Мира» — пилонная станция глубокого заложения (глубина 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта: В.Гельфрейх и М.Минкус. Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская» и до июня 1966 года носила название «Ботанический сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ).
Смотрите старые фотографии: «Ботанический сад». 1957 год:
Наземный вестибюль, сооружённый по проекту А.Аркина, встроен в жилое здание, его фасад украшают лепнина и большие часы.
Зал вестибюля декорирован панно из смальты «Матери мира», выполненным художником А.Кузнецовым.
Основная тема художественного оформления — сельское хозяйство и наука в СССР, центральный зал украшают барельефы работы Г.Мотовилова и фриз с растительным орнаментом.
Станция «Новослободская» открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская»
Конструкция станции — пилонная глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — А.Душкин и А.Стрелков. Стрелков тогда был начинающим архитектором и работал под контролем маститого Душкина, при этом Стрелков даже превзошёл лауреата сталинских премий: градостроительный совет утвердил именно его проект вестибюля.
Смотрите старые фотографии: «Новослободская». 1980-1987 гг.:
В торце центрального зала расположено большое, во всю стену, смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П.Корина, изображающее счастливую мать с ребёнком на руках. При Хрущёве с панно был удалён медальон с портретом Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику и вместо изображения Сталина появились парящие голуби.
Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды. Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники — Э.Вейланд, Дж.Я.Бодниек, Э.Крастс и Х.Рыскин) по эскизам П.Корина.
Памятник бездомной собаке, убитой в переходе живодёрами, установлен в кассовом зале станции «Менделеевская».
По серой радиальной ветке пересекаем центр города и снова возвращаемся на кольцо. Станция «Добрынинская» открыта 1 января 1950 года в составе участка «Парк Культуры» — «Курская», до июня 1961 года называлась «Серпуховская». Нынешнее название — в память участника Октябрьской революции, одного из организаторов Красной гвардии Замоскворечья Петра Добрынина, бюст которого (работы скульптора Г.Распопова) установлен в 1967 году перед входом в наземный вестибюль. Этот 21-летний юноша был одним из организаторов рабочих дружин Замоскворечья, начальником отряда Остоженского участка и погиб в октябре 1917 года.
«Добрынинская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 35,5 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — М.Зеленин, Л.Павлов и М.Ильин.
Смотрите старые фотографии. «Серпуховская». 1950-1952 гг.:
Строительство станции «Серпуховская». 1948-1949 гг.:
Наземный вестибюль украшен портретом В.И.Ленина, выполненным из смальты, и шестнадцатью гербами союзных республик. На боковых панно работы скульпторов Г.Рублёва и Б.Иорданского изображены трудящиеся на Красной площади и парад спортсменов. Вестибюль освещает огромная люстра с рубиновой звездой.
Вам не кажется, что с портретом Гагарина что-то не так, смальта других оттенков? Его добавили позднее, изначально в центре композиции был портрет Сталина.
В торце центрального зала находится смальтовое панно «Утро космической эры» (1967 год, художник С.Павловский).
Тема декоративного оформления станции — труд советского народа. Пилоны декорированы барельефами работы Е.Янсон-Манизер, изображающими представителей разных народов СССР.
Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Автозаводская»…
Путеводитель - это алфавитный указатель всех публикаций «Город на память» с активными ссылками.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #московскийметрополитен #станцииметро #интерьеры #соцреализм #ссср #советскийсоюз #метро