Найти тему
частные суждения

Один из ужасов Толкиена через призму творчества Стивена Кинга.

«Было это, наверное, лет пять назад. Отправив детей на зимние каникулы в деревню, мы с женой остались в доме одни. В одну из ночей, меня разбудил механический голос напевающий детскую песенку. Звуки раздавались из спальни сына...
Да, всего-навсего что-то замкнуло в игрушечном зайце, но, чёрт возьми, как же я был напуган. Иррациональный страх, о котором так часто пишут в романах ужасов, на какое-то время сделал меня безвольным и растерянным. Испуг быстро прошёл, всё-таки я уже давно не ребёнок, но неприятное чувство, что это предвестие какой-то беды меня не покидало целый день».
(с) gamarus

Это не экранизация Кинга, а кадр из сериала «Сверхъестественное».
Это не экранизация Кинга, а кадр из сериала «Сверхъестественное».

Цитата взята с сайта fantlab.ru, со страницы читательских впечатлений от рассказа Стивена Кинга «Обезьяна». Персонажу рассказа, в отличие от читателя, не повезло — детская игрушка в виде обезьяны-музыканта с медными тарелками в самом деле несла смертельную угрозу. От неё невозможно было избавиться просто выбросив её вместе с мусором, она всегда мистическим образом возвращалась к владельцу. Её механизм был сломан, но порой она внезапно включалась. Нет, эта игрушка не убивала людей физически, как кукла Чаки. Но когда заводная обезьянка била в тарелки, умирал кто-то из близких главного героя.

Постер фильма ужасов 1988 г. «Обезьяньи проделки».
Постер фильма ужасов 1988 г. «Обезьяньи проделки».

Стивен Кинг в рассказе, вышедшем в 1980 году, блестяще передал всю гамму чувств человека, сперва в детстве, а потом и во взрослой жизни столкнувшегося с недобрым чудом. Не зря его рассказ был номинирован в 1982 году на премию British Fantasy Award, а в 1984 — на премию американского альманаха Gigamesh. Что характерно для творчества Кинга, появление жуткой игрушки никак не объяснено. Отец главного героя — морской штурман, он привёз её откуда-то издалека. На самой обезьянке стоит штамп «Сделано в Гонконге», то есть изначально это предмет массового производства, а не уникальное творение некоего мастера. Когда и как заводная кукла обрела смертоносные качества, читатель не узнает.

Обезьяна из мультфильма «История Игрушек 3».
Обезьяна из мультфильма «История Игрушек 3».

Однако в литературе жанра фэнтези встречаются не только заколдованные предметы или места (вроде домов с привидениями, волшебных рощ и т.д.), но порой целые страны, напичканные чёрными проклятьями, подобными тому, что лежала на игрушке из рассказа Кинга. Например, в «Средиземье» Толкиена есть бывшее королевство Ангмар, расположенное «на северных отрогах Мглистых гор, к северу от плато Эттенблат и к востоку от земель Арнора». Некогда там правил Король-чародей, впоследствии ставший предводителем назгулов.

Король-чародей. Фанарт по мотивам экранизации Питера Джексона.
Король-чародей. Фанарт по мотивам экранизации Питера Джексона.

В 1975 г. Третьей Эпохи его королевство было полностью уничтожено объединёнными силами гондорского десанта, эльфов Линдона и Имладриса, дунаданцев Артэдайна, всадников рохиррим и отряда лучников-хоббитов из Шира. Из местного населения не выжил никто. Война была исключительно ожесточённой — те же хоббиты, вооружённые луками, погибли все поголовно. Что для этого осторожного и весьма ловкого народа (можно вспомнить, как Бильбо умудрялся спасаться и выживать даже в абсолютно безнадёжных ситуациях) крайне нехарактерно.

«Падение Ангмара». Иллюстрация (имя автора, увы, не было указано).
«Падение Ангмара». Иллюстрация (имя автора, увы, не было указано).

Вполне возможно, что Король-Чародей не стеснялся применять для защиты родного края заклинания массового поражения. Но это лишь догадки. Зато достоверно известно, что после уничтожения Ангмара его земли не были повторно заселены. Жить в этих краях стало невозможно из-за зловредных духов и разнообразных проклятий, которыми оказалась «заминирована» местность.

Реальная игрушка японской фирмы Daishin C-K, выпускалась с 1950 г. Работала на батарейке.
Реальная игрушка японской фирмы Daishin C-K, выпускалась с 1950 г. Работала на батарейке.

Представим, что игрушечная обезьяна из рассказа Кинга является магическим подобием мины. Не сама игрушка, разумеется, а то проклятие, что было на неё наложено. Что о нём можно сказать?

  1. Оно не замаскировано и не скрыто. Даже обычный ребёнок при первом же взгляде на эту обезьяну чувствовал в ней нечто зловещее. В мире Толкиена любой даже не маг, а простой эльф или даже человек сразу распознал бы в ней тёмномагический артефакт.
  2. Оно жестко привязано к конкретному предмету и не покидает его. Но ведь проклятие нематериально, в фольклоре оно может передаваться от одного предмета (или человека) к другому. Подобный артефакт мог бы «заражать» своим проклятием другие вещи или, например, своих временных владельцев.
  3. Оно всегда действует единообразно, поэтому герой рассказа и понял его суть. Но оно могло проявляться совершенно по-разному, тогда вычислить его было бы намного сложнее.
  4. Момент срабатывания легко детектируется по включению механизма игрушки. Но для проклятия это совсем не обязательно. Более того, желательно, чтобы жертва ничего не знала о том, что проклятие вообще есть, и особенно о том, когда и как оно действует.
  5. Объект действия проклятия также очевиден — родные и близкие владельца. А вот если бы оно действовало на кого-то незнакомого главному герою, тот бы никогда не понял, с чем имеет дело и почему данная игрушка опасна.

А вот эта обезьянка производства Clockwork Company — заводная, как в рассказе Кинга.
А вот эта обезьянка производства Clockwork Company — заводная, как в рассказе Кинга.

Магическое оружие скрытого действия, созданное настоящим мастером своего дела, каковым был Король-Чародей, заведомо должно быть лишено всех перечисленных недостатков. Оно срабатывает непредсказуемо, может переходить с одного носителя на другой, может распространяться на несколько носителей и т.д. и т.п.

Ещё одна обезьянка на батарейках, производства американской фирмы Westminster.
Ещё одна обезьянка на батарейках, производства американской фирмы Westminster.

Неудивительно, что местность, засеянную подобными магическими «минами», всячески избегали. Просто представьте, каково это — жить даже не в самом разрушенном Ангмаре, а по соседству с ним, зная, что любое существо (в том числе неразумное животное, птица и т.д.) может принести оттуда какую-нибудь опасную магическую пакость.