КНИГА ДЕТЯМ
Эту книгу я написал много лет тому назад. В ней я хотел рассказать детям о картинах великого художника, обратив внимание на главное - ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СМЫСЛЫ ТВОРЧЕСТВА ВАН ГОГА. Рассматривая то, или иное произведение, я старался объяснить детям содержание картин, не забывая о том, что искусство мыслит образом, что всё, что они видят на картинах Ван Гога - это ОБРАЗЫ. Я считал и считаю, что это очень важно. Образная структура искусства, должна объясняться детям в раннем возрасте. Я писал эту книгу, думая, что пишу 8-9- летним. Но, я ошибся и считаю, что её содержание поймут 11-12 - летние. Говоря образно, я хотел «прокричать» детям об этом трагическом художнике и убедить их в том, что истинная любовь к искусству, истинный талант - не умирают. Они живут в благодарной памяти людей, в памяти тех, кто ценит и любит творчество Ван Гога. Её не получилось издать, поэтому я, с удовольствием выкладываю её в свой блог на Дзене. Может, кто-нибудь из детей, почитает.
ПИСКУРЁВ ВЛАДИМИР
КРАСКИ ВАН ГОГА.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ ВАН ГОГА ДЛЯ ДЕТЕЙ.
КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК, РОЖДАЕТСЯ И УМИРАЕТ.
ТАК УЖ УСТРОЕН МИР. НО МЕЖДУ РОЖДЕ-
НИЕМ И СМЕРТЬЮ ЕСТЬ ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ,
КОТОРЫЙ НАЗЫВАЕТСЯ ЖИЗНЬ. ВОТ ДЛЯ ТО-
ГО, ЧТОБЫ ПРОЖИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ, ЧЕЛОВЕК
И ПРИХОДИТ В МИР. И КАЖДЫЙ, ЖИВЁТ В
НЁМ ПО-СВОЕМУ. И ОДНАЖДЫ, В ЭТОТ МИР
ПРИШЁЛ ЧЕЛОВЕК, ПРИШЁЛ, ЧТОБЫ ПРОЖИТЬ
СВОЮ ЖИЗНЬ. О НЁМ Я И ХОЧУ ВАМ РАССКА-
ЗАТЬ.
Глава первая.
« АВТОПОРТРЕТ С ТРУБКОЙ »
Мы смотрим на картину. На ней изображён человек. Он уже не молод, но возраст его определить непросто. Человек курит трубку, из которой кольцами поднимается дым. На голове, перевязанной бинтом, шапка. Странный какой-то человек, странный и непонятный, и очень запоминающийся. Худое, уставшее лицо, в глазах - настороженность и, может быть, обречённость и, как будто бы вопрос: за что, судьба послала ему такие нелёгкие испытания? Кажется, что он нездоров. И он действительно нездоров. Он болен, очень болен.
Кто он, этот незнакомец? Как зовут его, чем он занимается? Он пишет картины, потому что он – художник и зовут его Винсент Ван Гог. А это - его автопортрет, на котором он изобразил сам себя. Родившись в семье священника, Винсент был умным мальчиком, много читал, любил размышлять. Как и его отец, он хотел быть священником. Но так получилось, что он стал художником. Правда, его картины были особенными, не похожими на те, к которым привыкли зрители. Они отличались своими свойствами, своими качествами, своими красками. Но ведь на то он и художник, чтобы видеть мир по-своему, по-своему его чувствовать и создавать своё искусство. Так думал Ван Гог. Он имел на это право, и искусство стало его любимым делом. А, ведь, настоящее искусство, это всегда великая тайна и он стремился не только понять её сам, но и открыть эту тайну людям. Но люди часто не понимали его, смеялись над ним и его картинами, говорили о нём плохо. Его искусство им было не нужно, они не считали его художником. Винсенту было очень обидно от такого отношения, он переживал и обижался. А ведь, на самом деле, он писал хорошие, красивые, умные картины, и не его вина была в том, что зрители их не понимали. Ведь в искусстве часто случается так, что оно бывает кому-то непонятным. Но вины самого искусства в этом нет. Если оно настоящее искусство, то оно никому, ничего не должно. Человек сам должен стремиться понять его и осмыслить. Ван Гог очень хотел, чтобы люди понимали и покупали его картины, но, к великому сожалению, так не получалось.
Иногда в душе Винсенту было так больно, что ему казалось, что он незваный и непрошенный гость на земле, прошмыгнувший украдкой в мир человека, но оставшийся в нём одиноким и беззащитным. И от этого он страдал, мучился, болел. И от этого, случались приступы страшной нервной болезни, и он совершал безумные поступки, и от этого он лишился уха. Он отрезал его себе. Сам. А потом его долго лечили, пытаясь спасти его жизнь и здоровье. На какое-то время болезнь отступала, и Винсент сразу же брался за кисть. Он не мог не писать картин, ведь, это был смысл его жизни.
Так и появился, этот « АВТОПОРТРЕТ С ТРУБКОЙ.», написанный после того, как очередной приступ болезни отступил. Вот почему на нём он изобразил себя таким.
Но посмотрите, как прекрасен автопортрет своими художественными качествами, своим художественным выражением. Он прекрасен своими красками, тем, как художник употребил их, создавая свой образ. Язык красок, их цвет позволили Ван Гогу рассказать о себе больше, чем это могли сделать слова. Ведь, живописец, разговаривает со зрителем на своём языке, языке красок.
Это они, краски, являются его мыслями, желаниями, поисками. Это они, руками мастера перенесённые на холст, заставляют зрителя восхищаться, волноваться, переживать. Это они, по прошествии многих лет, продолжают жить в творениях великих художников. Винсент Ван Гог был одним из таких. Он был замечательным живописцем. И краски на его картинах были замечательными выразителями его мыслей о жизни, о людях, о себе самом. Ван Гог самозабвенно любил краски, их цвет, их возможности, и они платили ему тем же.
Как сложен и хрупок внутренний мир человека, как беззащитен он и раним не только перед людьми, но и перед самим собой. Умом и сердцем Ван Гог понимал это, красками, он сказал об этом в своём автопортрете.
Глава вторая
« СПАЛЬНЯ ВИНСЕНТА »
Он жил один тихо и скромно. Его комната была маленькой и уютной. В ней было только то, что было нужно ему: кровать, стол, стулья. На стенах висели его картины. Они небольшие. Он не любил больших полотен. В этой комнате он отдыхал, думал, работал. В этой комнате рождались замыслы его картин. Наверное, можно сказать, что в ней картины уже начинались. Даже если в руках у него не было карандаша или кисти, то всё равно, картины уже появлялись. Они появлялись в мыслях, думах, чувствах художника. Ведь, прежде, чем браться за кисть, должно появиться желание, желание написать картину и мысли о ней, о том, какая она будет, и что, и как он расскажет людям.
Однажды Ван Гогу пришла идея написать свою комнату, цветом рассказать зрителю о ней, о том, что она для него значит. И тогда он написал свою спальню.
Мы смотрим на её изображение и видим тот маленький мир, состоящий из стен с висящими на них картинами, скромной мебели, крепкого деревянного пола, из всего того, что было частью его жизни. Эта маленькая комната была для него тем местом, где он мог побыть один, где никто не мешал, где было хорошо, тихо, спокойно.
На картине каждая вещь, каждый предмет имеют свой цвет, своё цветовое обозначение. Возможно, именно так и выглядели эти предметы, но вполне можно предположить, что Ван Гог что-то изобразил по-своему, то есть, немножечко изменил цвет, придумал что-то сам. Ему так захотелось, ему так показалось лучше, интереснее. Для картины- интереснее.
Ведь любая картина это вымысел художника, даже если это его любимая комната в которой, каждая вещь ему хорошо знакома и дорога. Невозможно на плоскость перенести реальные вещи. Но можно и вполне успешно перенести на плоскость, своё впечатление о реальных вещах. Что и делают художники. Они смотрят на мир, изучают его, а потом красками оставляют на плоскости о нём своё впечатление. А так как художники разные и у каждого своё впечатление, то и картины получаются разные. Вот и спальня Винсента получилась такой: маленькой, уютной, спокойной. У неё своя жизнь, которую она делит с этим удивительным человеком. Всё, что принадлежит ей, принадлежит и ему, и всё это, уместилось на одной маленькой картине, приглашающей
зрителя посмотреть на то, какой же он, этот домашний мир художника, что было нужно ему, что было дорого и любимо. И хорошо, что он написал свою спальню, и мы видим её такой - маленькой и обыкновенной. Тогда он ещё не знал, что в этой комнате жил великий художник. Он просто не мог этого знать, потому, что великим художником был он сам.
Глава третья.
« ЗВЁЗДНАЯ НОЧЬ »
А по ночам он часто смотрел в окно и видел небо. Ночное звёздное небо. Оно манило и удивляло Винсента – как человека и как художника. Особенно его восхищали Звёзды. Их так много и они такие разные. У них тоже своя жизнь. Они, наверное, как и люди, грустят и радуются, смеются и плачут. Это они только кажутся одинаковыми, но на самом деле, это не так, каждая светит по-своему, у каждой свой характер, своё настроение. Так, может быть, думал Винсент, смотря в ночное, звёздное небо. Ему казалось, что звёздная ночь, так таинственна и прекрасна, что стоит того, чтобы выразить её цветом.
А выразить в искусстве - это значит рассказать о явлении средствами того вида искусства, которое выбрал художник. Ван Гог выбрал искусство изобразительное, то есть, создающее изображение на плоскости, а, значит главное выразительное средство в его профессии, краска, её цвет. Он – цвет - выражает идею, мысли и чувства художника.
Винсент написал свою « ЗВЁЗДНУЮ НОЧЬ ». Картина получилась очень красивой. Огромные, яркие звёзды кружатся в удивительном танце. Звёзды такие большие, их так много, что кажется, будто вся ночь принадлежит им. Но присмотритесь: внизу - под звёздным куполом неба, спит маленький городок. Тишина и покой окружают его. Всё погрузилось в глубокий сон после яркого дня. Только звёзды не спят, им не до сна, пришло их время. Вот и устроили себе праздник – звёздный бал и кружатся в вихре танца. А люди спят и не знают, что звёзды вот так разгуливают по ночному небу. Но это знает Ван Гог, потому что он - художник. Он так видит, так чувствует и так изображает звёздную ночь.
Густые и сочные краски превращаются в очень красивое изображение ночного пейзажа. И ночь сама, помогает художнику подбирать цвет для своего выражения. Он такой разный. Не просто где-то тёмный, а где-то светлый. Он какой-то смешанный, сложный. Краски, как будто переливаются одна в другую, но, при этом, не мешают друг другу, а наоборот, создают красоту целого, гармонию картины, где нет ничего лишнего, ненужного, где всё на своём месте, так, как хотел художник.
Именно так придумал Ван Гог. Он так подобрал и смешал краски, что мы с вами, зрители, не просто видим образ звёздного неба, но и восхищаемся тем, как сумел он это сделать. Ведь вопрос: как это сделано? – важнейший вопрос искусства. От него напрямую зависит художественное качество произведения. Каждый художник стремится сделать как можно лучше. И чем лучше сделал, тем лучше выразил, тем больше удовольствия доставил зрителю. Ван Гог в каждой своей картине старался любое явление выразить так, чтобы это было интересно, красиво, художественно. И у него это здорово получалось!
Вот, наверное, поэтому и краски в этой картине сложные и очень красивые, и это они сделали знаменитой и любимой его « ЗВЁЗДНУЮ НОЧЬ ».
Глава четвёртая.
« ЕДОКИ КАРТОФЕЛЯ »
Люди. Они всегда рядом с нами. Их много и они такие разные. Их поведение, их поступки, их отношения – всё было интересно Ван Гогу. Он любил людей и посвящал им свои картины. На многих Винсент изображал человека, занимающегося тяжёлым физическим трудом: рабочего, крестьянина, шахтёра. Как правило, это обитатели бедных кварталов, жители тёмных и маленьких домов. Они живут своей жизнью, как и эти едоки картофеля, которые при тусклом свете маленькой лампы совершают свою вечернюю трапезу. Закончился ещё один, нелёгкий, трудовой день. День, похожий на многие такие же дни, полный забот и работы. Люди устали. Это видно по их лицам, освещённым тусклой керосиновой лампой, подвешенной на потолке. Они сидят вокруг маленького стола и неспешно, за разговорами, поглощают свой скромный ужин – картофель. Картина так и называется « ЕДОКИ КАРТОФЕЛЯ».
Где-то там, за стенами их убогого жилья, возможно, есть другая жизнь, сытая и богатая, а их мир вот такой. Всё тускло, уныло, отрешённо. И так, изо дня в день, и так проходит вся жизнь, в которой почти нет места праздникам, а если они и бывают, то видимо, редкими и скромными.
Создавая этот грустный мир человека, Ван Гог много думал и размышлял о том, чтобы подобрать такие краски, такой цвет, которые бы наиболее точно выражали содержание этой картины – нелёгкую жизнь простого труженика. И он нашёл их, и картина получилась выразительной и интересной. Её хочется рассматривать, над ней хочется размышлять, она вызывает у зрителя определённые впечатления, которые позволяют, смотря на образы изображённых людей, думать о людях живых, их жизни, трудностях, заботах. Ведь, наверное, и для этого существует искусство. Не только для того, чтобы доставлять удовольствие, но и для того, чтобы с его помощью что-то лучше понимать, чувствовать, что есть и происходит в самой жизни. Искусство изучает жизнь, думает над ней, пытается разобраться в её разнообразных смыслах и в результате является частью самой жизни. А всё потому, что искусство - порождение человека, его ума, вымысла, таланта. Так уж случилось у человека, что когда-то, тысячи лет тому назад, изображая на стенах пещер животных, исполняя ритуальные танцы, окружая свой быт изделиями из разных материалов, человек создал великое чудо – ИСКУССТВО и обрёк себя на вечное сосуществование с ним.
« ЕДОКИ КАРТОФЕЛЯ », это размышление Ван Гога о жизни, его отношение к определённым людям. Винсент любил их – жителей бедных кварталов. Любил и изображал. Изображал так, как может это сделать только человек, хорошо знающий и понимающий их жизнь. И к тому же, он обладал своими, особыми приёмами изображения. В изобразительном искусстве это очень важно. Ведь от того, как художник подберёт цвет, нанесёт краску на плоскость, какую форму он придаст мазку, зависит качество живописи. Живописные приёмы Ван Гога делали его картины умными, красивыми, особенными. А размышляя о красках данной картины, наверное, мы можем назвать их тёмными и безрадостными. Винсент знал цену тяжёлому физическому труду, поэтому скромные труженики, изображённые в « ЕДОКАХ КАРТОФЕЛЯ » были близки и понятны ему. Чем он мог помочь им? Наверное, только своим искусством, рассказывая о них в своих картинах. И он это делал, делал как мог, как человек и как художник. Вот почему, наверное, другими, светлыми, яркими, радостными, краски этой картины быть не могли.
Глава пятая.
« НОЧНОЕ КАФЕ В АРЛЕ »
А ещё Ван Гог любил бродить ночью по городу. По небольшому, старинному французскому городку, название которому, Арль. Он ходил по ночным улицам, смотрел на дома, одиноких прохожих и видел, как ночь меняет и здания, и человека. Всё становится каким-то другим – таинственным и загадочным. Ну что ж, на то он и художник, чтобы разгадывать тайны и рассказывать о них людям. Так что прогулки по ночному городу были полезны.
Однажды, он увидел дом, в двери которого изредка входили люди. Винсенту захотелось посмотреть, что манило и привлекало их сюда, в столь поздний час. Он тоже вошёл в эти двери и увидел освещённую комнату, в которой стояли столы и стулья. Это было ночное кафе – место, куда человек мог зайти ночью и посидеть, поговорить, просто отдохнуть. Посетителей было немного, да и сидели они как-то тихо, незаметно. В центре зала стоял стол для игры в бильярд, а возле него в белом костюме стоял человек. Возможно, что-то беспокоило его и это отражалось на его задумчивом лице. Так казалось Винсенту. А может и не казалось, может, так и было на самом деле. А ещё, Ван Гога не покидало ощущение того, что если человеку хорошо, он не придёт сюда, это место не для него. Ночная жизнь обитателей кафе не казалась праздником. Винсент не столько увидел это, сколько почувствовал, а чувства его не обманывали. И тогда он написал свою знаменитую картину « НОЧНОЕ КАФЕ В АРЛЕ ».
И снова я восхваляю картину Ван Гога и у меня есть такое право. Но не потому, что именно я люблю картины этого художника, а потому, что их любят, ценят, ими восхищаются, многие любители живописи в разных странах. Художник, при жизни не понятый и отвергнутый, он после смерти, через некоторое время, обрёл всемирную славу. Его стали считать выдающимся мастером. А ведь жестокая болезнь, условия, в которых он жил и работал, были постоянной помехой его творчеству. Но несмотря ни на что, он истово и страстно работал. Ни жара, ни холод, ни голод, не пугали его. Его мысли, его желания, его чувства, служили только одному делу – творчеству. И может быть поэтому, как художник, Ван Гог говорил со зрителем так, как до этого не говорил никто. Он нашёл свою манеру наложения на холст красок, свой, присущий только ему способ размышления цветом и это делало его картины совершенно не похожими на другие. В них было что-то такое, чего не было в произведениях других художников.
И может быть поэтому, его современники не поняли и не приняли прекрасные живописные качества его картин. Но это была не вина Ван Гога, а скорее беда тех, кто не видел, не чувствовал, не понимал его искусства. Пришло время, и люди по достоинству оценили талант художника. Его картинами гордятся лучшие музеи мира. Гордится и маленький французский городок Арль, с которым у Винсента было связано многое. Ведь эта картина о нём: его людях, заботах, жизни.
Глава шестая.
« БАШМАКИ »
Но посмотрите! Что это изображено на картине? Башмаки! Они занимают почти всю картину. Обыкновенные башмаки, да ещё такие старые и рваные. В них-то, что увидел Ван Гог, какую красоту, какую поэзию? Что побудило его изобразить башмаки? Как будто иных вещей и предметов нет для изображения на картине? Стоило ли на них краску переводить?
Стоило, ещё как стоило, потому что и эта картина, является прекрасным произведением живописи. Ван Гог увидел в «БАШМАКАХ» человеческую жизнь, он увидел в них человека. Странно, возможно, подумаете вы, ведь на картине мы его не видим. Мы видим только башмаки, только одни башмаки и больше ничего. Они-то и дали название этой картине. Но присмотритесь повнимательнее, и вы поймёте, как много они рассказывают нам о своём хозяине. Ведь, принадлежащие человеку вещи могут поведать о нём гораздо больше, чем он сам. И особенно остро это ощущают художники. Ван Гог был очень чувствительным человеком. Он болезненно переживал страдания, тяготы, несчастья людей, несмотря на то, что и сам был глубоко несчастен. И создавая свои «БАШМАКИ», он, конечно же, думал о человеке, о том, кто, возможно, одинок и никому не нужен.
Никого не волнует его жизнь и судьба, до него просто никому нет дела. Каждый вечер, усталый, возможно голодный, он приходит туда, где обычно ночует, снимает свои старые, истоптанные, дырявые башмаки, а сам отдыхает где-то рядом. Мы, зрители, не видим его на картине, но мы чувствуем, что он где-то близко. Ван Гог позволяет нам это. Как будто бы какая-то невидимая нить, связывает нас с невидимым хозяином. Он незримо присутствует в картине, потому что эти вещи - его. Им давно уже место на свалке, но хозяин не может их выбросить, потому что других нет и, он продолжает носить эти – старые и порванные. Мы смотрим на них и пытаемся понять, что происходит в том мире, в котором они существуют. Они как бы разговаривают с нами и в вечерней тишине мы слышим их голос: « Нам плохо, мы старые и изношенные, потому что наше время кончилось, мы износились, наш хозяин сделал нас такими. Мы живём его трудной и тяжёлой жизнью и замены вряд ли дождёмся. У него просто нет денег на новые, так что мы будем с ним жить ещё долго.»
Быть может, когда-нибудь, Ван Гог видел такие башмаки или похожие на эти и, наверное, ему показалось, что они не молчат, а рассказывают о себе, о своём хозяине. И после этих его мыслей, возможно, и появилась эта картина. Такая грустная и холодная. Почему холодная, возможно, спросите вы, ведь на ней мы не видим снега, мороза, холодного дня. Да, этого мы не видим. Но в «БАШМАКАХ» Ван Гог изобразил другой холод, более страшный, чем холодная суровая погода. Душе человеческой холодно, человеку плохо. Его некому согреть, приютить, помочь. Он одинок и несчастен. Эти ощущения возникают от обилия в картине разных оттенков холодных цветов. Ван Гог находит им очень точные места, и они, подавляя тёплые, делают картину холодной, выражающей боль и страдание. И ещё любовь, любовь и жалость Винсента к несчастному, одинокому человеку.
А может это его башмаки, может, это он рассказал о себе? Как знать, нам остаётся только догадываться и думать. Думать, чтобы понять. Ведь живопись, как и любое искусство, требует мысли, требует неспешного, спокойного созерцания, требует понимания того, что хотел сказать художник и как он это сделал.
Глава седьмая.
«КРАСНЫЕ ВИНОГРАДНИКИ В АРЛЕ»
О великий волшебник, Солнце! Ты проходишь свой дневной путь с утра до вечера, а затем уходишь отдыхать, чтобы завтра снова проснуться и снова дарить людям свет и красоту. И так изо дня в день, из года в год, из века в век. И свет твой, такой удивительный и неповторимый, освещает землю, даёт жизнь, творит чудеса. Вот и о тебе, в своей картине рассказал Ван Гог.
Однажды, прогуливаясь за городом, он увидел солнце. Оно было большим и белым, а небо было жёлтым, а дорожка, по которой шагал человек, была блестящей от намочившего его дождя. Всё остальное было разного цвета, с разными оттенками, а вот виноградники показались Винсенту красными. Наверное, этот красный цвет и дал название замечательной картине « КРАСНЫЕ ВИНОГРАДНИКИ В АРЛЕ».
Согласитесь, природа творит чудеса – уж так она устроена. Но ещё большее чудо творит художник, изображающий её. Только ему гораздо труднее. Природа раскрашивает себе сама, ей никто не мешает и от того, что она меняет свои краски, ей хуже не бывает. А художнику трудно, очень трудно и именно потому, что природа меняет свои краски. Ведь ещё утром виноградники были зелёными, днём они посветлели, а ближе к вечеру после дождя в лучах заходящего солнца стали кранными. Именно такими увидел их Ван Гог.
А может, и не увидел, может, представил, может, ему показалось, что они красные. Наконец, он мог всё это придумать, потому что он – художник. А художник видит и изображает мир по-своему. Так принято говорить и это, наверное, правильно, потому что на картине, мы с вами всегда видим мир, изображённый художником. Это очень важно понимать, так как на картине, художник изображает не жизнь, не человека, не природу, а всего лишь образы, то есть, подобие того, что он видит или придумывает. Мы называем образом всё то, что есть и живёт в искусстве и давайте помнить об этом. Искусство не возникло само по-себе, его придумал человек. Это его, человека, духовно-практическая деятельность, выражающаяся в создании художественных образов. Жизнь, конечно же даёт пищу для размышлений художнику, но она не владеет его рукой, ею владеет только голова самого мастера, самого творца. Ведь это не совсем правильно, когда говорят: «Какая красивая картина! Всё как настоящее, как в жизни…». В настоящем искусстве, как в жизни не бывает. В настоящем искусстве бывает только как в искусстве. И это тоже надо понимать. Так и у Ван Гога в его картине. Мы не знаем, увидел он свои красные виноградники или придумал, но написал он их такими, как мы видим на картине. Это его искусство, и оно принадлежит только ему.
А вот тут я не прав. Потому что теперь оно принадлежит и нам с вами. Потому что мы можем смотреть на его картины и думать над тем, что же хотел сказать нам художник и как он это сделал. И эту картину Ван Гога зрители любят не за то, что она называется «КРАСНЫЕ ВИНОГРАДНИКИ В АРЛЕ», а за то, что она красивая, умная, сложная. Солнце, небо, земля, растения, все эти природные явления осмыслены Ван Гогом в таких своеобразных тональных цветовых отношениях, что доставляет мне, зрителю, удовольствие смотреть и убеждаться в том, как прекрасна живопись как вид искусства, как удивительны её художественные возможности, когда она рождается великим живописцем. Я люблю искусство Ван Гога и поэтому говорю с вами о нём. И может быть, кто-нибудь из вас тоже полюбит его искусство, и не только его, а искусство вообще, и оно поможет вам жить интереснее, полнее, лучше. Как хорошо, если бы так получилось. Я бы, очень этого хотел и надеюсь, что так и будет. А пока, давайте продолжим наш разговор о Ван Гоге и посмотрим ещё на одну его картину.
Глава восьмая.
« ПЕЙЗАЖ В ОВЕРЕ ПОСЛЕ ДОЖДЯ »
Дождь, этот удивительный посланник неба, как по мановению волшебной палочки меняющий краски окружающего мира. После дождя и поля, и деревья, и дорога стали другими. Их цвет, их краски изменились. Эти перемены на своём полотне увидел Ван Гог. Оно так и называется: «ПЕЙЗАЖ В ОВЕРЕ ПОСЛЕ ДОЖДЯ».
Винсент часто изображал природу. Он любил наблюдать её и думать о ней. Она поражала и удивляла его своей красотой, своим настроением, своим характером. Природа была удивительным явлением, достойным внимания художника. Она давала его краскам пищу для размышлений, и краски старались, думали, творили.
Ох уж эти краски! Сколько же счастья, радости, тревог и волнений доставляют они художнику! Сколько тайн и загадок скрыто в них. Они всегда являются главным материалом в создании изображения, и от них зависит в конечном результате, какой получится картина. На ней краски обретают свою жизнь. Вместе с художником они как бы размышляют о явлении и создают его образ, то есть, видимое подобие. В этом и заключается смысл жизни красок на плоскости – создавать образ. Это их главная задача, их предназначение. И от того, как они справляются с этим, зависит художественное качество произведений. А качество в искусстве, мой уважаемый читатель, это так важно и так сложно, что извините, боюсь, пока, я не уверен, что смогу объяснить Вам это. Но это пока, когда же Вы подрастёте, мы обязательно поговорим с Вами об этом. Потому что огромное количество искусствоведческой литературы, научных исследований, размышлений об искусстве, посвящено именно этому самому - художественному качеству произведения. И это, наверное, самый главный вопрос искусства. Ведь, многие десятилетия, а то и столетия отстаивают люди свою точку зрения, свои взгляды на искусство. Одним нравится одно, другим - другое и каждому нравится своё, то, что близко и понятно ему. И это хорошо, потому что искусство даёт человеку такое право. Вот и Ван
Гог сначала был не понят, не принят, обижен зрителями. А потом вдруг произошло чудо. Люди как будто прозрели, у них открылись глаза, и они увидели такое великое явление в искусстве, как картины Ван Гога, они увидели и признали их художественное качество, художественное совершенство. Вот и знаменитый « ПЕЙЗАЖ В ОВЕРЕ ПОСЛЕ ДОЖДЯ» полон этих самых замечательных художественных качеств. Вы спросите читатель - А где же они?
Да везде! Вы только внимательно посмотрите, как прекрасна и удивительна эта картина!
Покой и тишина вокруг. Всё как будто застыло и молчит. Молчат поля, молчат деревья, молчит белый дом с красной крышей. Одинокий, работающей в поле человек не слышен. Его и рассмотреть-то не просто, так сливается его фигура с цветом мокрого поля. И только узкая полоса блестящей после дождя дороги издаёт какие-то звуки. Они негромкие, но отчётливо слышны в наступившей после шума дождевых капель тишине. Но что же это может быть, что нарушает эту прозрачную тишину? Всмотритесь и вслушайтесь. Это тихонько постукивают копыта лошади, да слегка поскрипывает повозка, в которой сидит невидимый нам возница. Медленно движется по дороге повозка и в этом беззвучном мире, только её тихий голос напоминает о том, что жизнь идёт своим чередом. Именно напоминает, потому что услышать эти звуки мы не можем. Ведь картина, безмолвна, она говорит на своём, неслышном языке. Эти звуки мы можем только представить, то есть, как будто бы услышать, глядя на картину Винсента. Посмотрите, какая она светлая и яркая, как прозрачны её краски, как легко ей дышится, как много в ней красивого и выразительного пространства. Мы смотрим на него сверху и восхищаемся его красотой. Оно простирается перед нами и лишний раз напоминает о том, как прекрасна земля, природа, жизнь. Ван Гог так убедительно говорит об этом, так точно ведёт свои художественные поиски, что в результате явления природы превращаются в явления искусства. Может это и есть художественное качество произведения, когда очевидное и понятное, превращается в поэзию и тайну, и зритель испытывает особые, ни с чем не сравнимые ощущения. Мне, почему-то кажется, что так может быть. Ван Гог убедил меня в этом.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ.
« ПОРТРЕТ ДОКТОРА ГАШЕ.»
В короткой жизни Ван Гога встречалось много людей. Они по-разному относились к нему: кто-то хорошо, кто-то не очень, а кто-то совсем никак. А этот человек с грустными и печальными глазами, кто он? Почему его написал Ван Гог, чем он был дорог ему?
Это доктор Гаше, друг Винсента, любивший и понимавший и его самого, и его искусство. Винсенту было хорошо с ним. Гаше много знал и многим интересовался. Он знал и любил искусство, сам рисовал и занимался гравюрой, но особенно любил живопись и собирал её. Доктор Гаше был другом многих художников, но Винсент был дорог ему особенно.
Задумчивым и печальным получился образ доктора у Ван Гога. Какую то душевную боль выражает его лицо. Что-то случилось. И это действительно так: недавно у доктора умерла жена, и он очень переживал эту потерю. Винсент очень уважал доктора и его детей, был их близким другом. Эта дружба продолжалась до последних дней жизни художника.
А портрет доктора Винсент решил написать сразу, как только его увидел, во время их первого знакомства.
Доктор сидит за столом. На нём тёмное пальто и светлая кепка. Поза доктора, его наклонённая голова, опирающаяся на руку и особенно глаза, выражают усталость и какую-то отрешённость. Человек как бы пребывает в том состоянии, когда окружающее не привлекает его внимания. Может быть поэтому, на картине почти нет предметов, разве что часть красного стола и веточка на нём, а всё остальное пространство занимает фигура сидящего человека. Он, конечно же устал, этот, уже немолодой человек. Устал от жизни, от её трудностей и забот. Но она дарила ему и радости: интересную профессию, любовь к искусству и общение с ним, встречи с талантливыми людьми. А тут ещё новое знакомство с неизвестным молодым художником, картины которого так нравились ему. В них было что-то такое, что волновало доктора, вызывало в нём восторг и восхищение, что делало его подлинным зрителем. Подлинным, значит настоящим, значит таким, которому интересно смотреть на картину, интересно понимать её, интересно думать о ней.
Доктор знал о тяжёлой болезни Ван Гога и искренне переживал за него. На портрете Винсента его образ получился таким, как будто бы он предвидел и предчувствовал грустный и печальный конец того, чей талант он так почитал и с кем так подружился. Да так оно и случилось. Недолго продолжалась их дружба, и очень скоро на глазах у доктора Гаше Винсент умер.
А своё изображение, написанное Ван Гогом, до конца своей жизни доктор хранил у себя. Среди многих картин его коллекции этот портрет был любимым. Но не сам себе нравился доктор. Как знатоку и любителю живописи, ему нравился тот образ, который получился у Ван Гога. Ведь именно образ рождается в искусстве. Оно живёт и размышляет образами, которые и являются результатом любой художественной деятельности. И мы, зрители, понимаем образ, то есть придуманное, совсем не так, как понимаем настоящее. Образ всегда будет вымыслом. И даже если это изображение человека, это всё равно вымысел, то есть, мысли того, кто творит образ человека. И каким бы ни был человек в жизни, на картине мы видим, прежде всего, его образ, созданный художником. Мы видим его, глазами художника. И это тоже надо помнить.
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ.
« СТУЛ ВИНСЕНТА »
Время, время… как быстро ты бежишь и нет силы, которая тебя остановит. И только человек, эта маленькая, но может быть, самая удивительная частичка вселенной разумом, сердцем и делами своими пытается спорить со временем. Но всё же и он бессилен.
Однажды к Винсенту в гости приехал отец. Он был уже стар и болен. Его волосы поседели, а лоб избороздили морщины. Зная, как трудно и нелегко живётся сыну, как сложен и непрост его характер, отец сильно переживал за него, а это не шло на пользу здоровью. Винсент с болью смотрел на постаревшее лицо и с горечью думал о том, что в этой старости и болезни есть и частица его вины. Он понимал, что многое в жизни не щадило отца и время делало своё неумолимое дело. Винсент чувствовал и понимал, что отец сильно постарел, жизнь его близится к закату, и скоро наступит вечный покой. Проводив отца на вокзал и простившись с ним, он долго смотрел вслед уходящему поезду.
Возможно, он чувствовал, что это их последняя встреча. Вернувшись домой, он почему-то посмотрел на стул, на котором ещё недавно сидел отец. Ему показалось, что стул ещё хранит тепло его тела. Винсент долго и внимательно смотрел на стул и вдруг, ему захотелось изобразить его, стоящим возле двери. Он так и сделал, не забыв при этом положить на стул трубку.
На картине стул получился большим и занял почти всё полотно. Его нельзя назвать красивым, но видно, что он крепок и удобен. Он имеет свою конструкцию и, видимо, вполне устраивал своего хозяина. Это та часть мебели, которая всегда есть в любой комнате. Он был нужным и необходимым.
А ещё он был для Винсента не только мебелью, но и предметом, который интересен художнику. Ведь художники так устроены, что им всё интересно: люди, природа, вещи, предметы. Все явления, которые их окружают. Вот и этот стул, удостоил Ван Гог своим вниманием и изобразил его на картине. Она получилась простой, незатейливой, понятной зрителю. Всего-то: деревянный стул с лежащей на нём трубкой, коричневый пол, часть двери и стены, возле которой мы видим предмет, похожий на сундук и всё.
Просто и понятно и, казалось бы, что ещё можно сказать?
Но знаете, наверное, можно, наверное, есть какая-то тайна, о которой поведал Ван Гог. Но вот какая? Подумайте, и, может быть, вы что-нибудь откроете для себя сами. В искусстве живописи не всё можно объяснить словами. Да и не нужно объяснять. Надо учиться видеть самому. Над этим стоит подумать. Ван Гог думал всю жизнь. Теперь пришла наша очередь думать. Он своё дело сделал, теперь постарайтесь вы. Ведь для того, чтобы понять художественный смысл произведения живописи, необходимо хорошо и внимательно его рассмотреть. Нужно постараться увидеть и почувствовать, как краски, их сложные тональные отношения, превращаются в образы, как эти образы вызывают у нас, зрителей, определённые ощущения, как из этих ощущений складывается восприятие того, что мы называем вымыслом. Ведь, как бы не смотрел художник на то, что он изображает, как бы ни изучал явление, не размышлял о нём, как только первые мазки краски ложатся на холст, рождается другая реальность, рождается художественный образ. Он всегда творение человека. И неважно, что изображено: предмет, человек, природа, всё равно, это сделано художником, это существует только на картине, это язык искусства. Оно говорит с нами от имени художника на своём языке, языке вымысла, то есть сочинённого автором. Задача зрителя понять и оценить это сочинение, почувствовать его смысл и получить от этого удовольствие. Я не оговорился, именно удовольствие, потому что искусство доставляет человеку любящему и понимающему его настоящее удовольствие, наслаждение от того, как оно затрагивает его чувства, его эмоции, как оно вводит его в мир своих художественных открытий, которых в настоящей, реальной жизни нет и быть не может. Иначе, зачем существуют театр, кино, музыка, изобразительное искусство, зачем всё это придумал человек, зачем-то ему это необходимо, если столько лет на земле существует искусство. Над этим стоит подумать.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ.
« ДОРОГА В ПРОВАНСЕ.»
Как часто, когда вы были совсем маленькими и только научились ходить, вы слышали такие слова: « иди по дорожке ». И вы старались идти по дорожке и она куда-то вас приводила. Так было, наверное, и не раз, и будет ещё долго и много. Человек всю жизнь выбирает себе дороги: длинные и короткие, трудные и лёгкие, самые разные. Да и сама жизнь человека это путь, дорога, но у каждого она своя.
А сейчас мы смотрим на дорогу, изображённую Ван Гогом. Картина называется « ДОРОГА В ПРОВАНСЕ». О чём беседуют эти двое, куда идут они, что манит их в даль, в этот жаркий солнечный день? Никто этого не знает. Знают только они, да может быть Винсент, ведь это его картина. О чём он думал и что хотел сказать, изображая этот пейзаж? Быть может о том, что изо дня в день, из года в год и в жару, и в холод, по этой дороге идут люди, едут коляски. И дорога живёт, живёт своей жизнью, она занята делом, кому-то нужна. Она дружит с огромным деревом, растущим на самом её краю, с жёлтым полем, живущим рядом. Она дружит с небом, солнцем, звёздами, посылающими ей ночью свой далёкий свет, с теми, кто идёт по ней или едет, выбрав именно её. Ведь человеку всегда что-нибудь нужно, вот он и ходит, и ездит, и выбирает свои дороги, как и эти двое, изображённые Ван Гогом на картине. Винсент тоже часто ходил по этой дороге, ему она тоже была нужна и в жизни, и в искусстве.
Но все дороги, все начинания, все повествования или рассказы имеют свой конец. Подходит к концу и наш с вами разговор о великом голландском художнике, Винсенте Ван Гоге. Он выбрал в жизни свою дорогу. И пусть она была трудной и тернистой, он прошёл её до конца гордо и честно. Он понял то, чего не могли понять многие – настоящее искусство помогает человеку жить, оно греет его душу, оно даёт пищу его уму, чувствам, сердцу. Настоящее искусство всегда проникает в самые глубины человеческого сознания и открывает человеку некий смысл, некую тайну. Быть может, на какие-то мгновения оно даёт человеку такое счастье, какое не даст ничто другое на земле.
И он, как только мог, старался в каждую свою картину вложить частичку себя, своего сердца, своего таланта, чтобы зритель мог почувствовать это и понять его как художника, как человека. И может быть, от этого кому-нибудь становилось лучше, кому-то его картины помогали. А если так, то значит его короткая и страстная жизнь прожита не напрасно. И то, что он оставил людям своё искусство, есть главный итог и смысл его трудной жизни. Он посвятил себя одному из самых удивительных видов искусства – изобразительному. Он искал свои художественные образы через сложные размышления красками на плоскости и являл зрителю своё понимание изображаемого явления. У него получалось так, как получалось, и это было его искусство, искусство Винсента Ван Гога.
Прошло много лет. Его давно уже нет. Но живут его замечательные полотна. Их смотрят, их любят, ими восхищаются многие люди. Они являются бесценным кладом человеческой культуры и дороги всем нам. Теперь они всегда будут с нами и спасибо ему за это.
30 апреля. 1996. г. КУРСК
Владимир Пискурёв.