Наташа спала беспокойно. Снились тараканы и рыбья чешуя. Она что-то готовила на общей кухне в коммунальной квартире и старалась прислушиваться к звукам. В любой момент мог заплакать сын. Женщина ополоснула руки в грязной раковине, а когда обернулась, стол, на котором она готовила, был усеян тараканами. Их становилось все больше и больше. Женщина отшатнулась в ужасе и почувствовала тошноту, подкатывающую к горлу. Закрыла лицо руками в надежде, что ей все мерещится. Липкий страх расползался по телу, женщина моментально вспотела, когда поняла, что по ее рукам и лицу тоже ползут тараканы. Наташа закричала и проснулась.
За окном было еще темно. До сигнала будильника оставалось целых два часа. Невероятно клонило обратно в сон, несмотря на испытанный страх. Будто какая-то сила тянула обратно в этот кошмар. Женщина потерла глаза и похлопала себя по щекам. Не хватало еще этих кошмаров по ночам. Неужели, она сейчас недостаточно страдает? Ведь живет недоедая, считая каждую заработанную копеечку. Носит старую одежду уже много лет, в то время как ее коллеги постоянно в обновках. Экономит порой даже на транспорте. Женщина поняла, что злится. Не о такой жизни она мечтала когда-то. С другой стороны, у нее есть крыша над головой. На улице она не останется. Поставить бы сына с его женушкой на место.
Вспомнив о невестке и выложенном видео, Наташа решила проверить, как обстоят дела. К ее удивлению, бардак, который устроила молодая пара в комнате, принес ей много просмотров. Наташа ахнула, увидев, что на ее канал подписалось около пятидесяти тысяч человек. Это получается, она проснулась знаменитой? Тысячи комментаторов сетовали на свинство, устроенное невесткой. Саму Наташу подбадривали и советовали гнать неугодную девку взашей. Женщина немного удивилась, что винят только Максим. Ведь девка не одна устроила беспорядок, а вместе с Олегом. Но, в прочем, какая разница, если ее видео так понравилось людям? Руки моментально зачесались. Захотелось немедленно включить камеру и снять что-то еще. Интересно, она смогла бы зарабатывать, как все эти блогеры, на обычных видео?
Наташа листала комментарии в ленте и жалела о том, что в девяностые годы такого не было. Она бы такой ужас смогла бы отснять, когда жила в коммуналке, что у людей волосы бы дыбом встали. Одна только баба Люся со своей рыбой помогла бы ей стать популярнее знаменитых актеров и певцов. А алкаш бы добавил некой перчинки в ее контент. Пьяных людей тогда видели все. Водка дешевле молока была. Ничего особенного. Хотя, почему она в ту пору была так уверена, что все жили лучше ее? Какая-то внутренняя убежденность и зацикленность из-за усталости. Тяжело растить ребенка, когда ты фактически одна бултыхаешься в этом ужасе. Дизентерия, нищета, смрад и полная безнадега без просветов на светлое будущее.
Наташа убрала телефон и тяжело вздохнула. Вот ведь не хотела вспоминать жизнь в ту пору. Знала, что на нее тяжким грузом вновь свалятся старые обиды, которые спокойно покоились на дне ее души.
Почему так никто и не понял, что она ничего бы не смогла поделать с тем, что муж принял такое решение? В тот вечер, когда он ей рассказал о том, что сядет в тюрьму, у следователя уже лежало его признание с открытой датой. Ему дали время попрощаться с женой и проследить за сделкой. Даже если бы она попыталась его остановить, у нее ничего бы не вышло. Муж бы сел в любом случае. Ему бы не дали спокойно жить. Только квартиры бы в центре города не было. Нет, Наташа не чувствовала себя виноватой. Лишь жалела о том, что сначала одобрила его идею. А когда до нее постепенно дошло осознание, на что идет ее муж и сколько ему предстоит сидеть, ничего не смогла сделать.
Свекровь тоже ни о чем не знала. Марья Николаевна жила своей обособленной свободной жизнью, считая, что, раз сын ее вырос и женился, его проблемы ее не должны касаться. Да она внука лишний раз боялась взять к себе. Он не давал ей заниматься привычными делами. Внук требовал постоянного внимания и отвлекал. Наташа как-то поймала себя на мысли, что Марью Николаевну вообще раздражают дети с их соплями и плачем. Это не предвзятость к внуку, а, скорее, нетерпимость вообще ко всем детям. Удивительно, что она как-то вырастила своего ребенка с таким-то отношением. Может, и правильно, что Олег сейчас не хочет ухаживать за бабушкой. Ведь она не сильно-то им хотела заниматься. Своего рода бумеранг.
Время, потраченное на размышления, пролетело незаметно. Наташа постаралась абстрагироваться от плохих мыслей. Представляла себе, как сложилась бы ее жизнь, не поступи ее покойный муж таким образом. Но все это было пустое, прошлое не изменить.
Кажется, Наташа вновь задремала, проснулась уже от звонка будильника. Быстро засобиралась. Решила приехать на работу пораньше. Все-таки, вчера опоздала, нужно реабилитироваться. Уже обуваясь, увидела, как Тимофей выходит из комнаты. Мужчина еще сонный, посмотрел на женщину.
- Доброе утро.
- Доброе, - улыбнулась Наташа, - вы сегодня что-то рано проснулись.
- Есть такое, - Тимофей зевнул, - всю ночь снились тараканы, но это хорошо. Говорят, когда снятся тараканы, это к деньгам.
- Правда? – замерла Наташа, застегнув куртку, - не знала.
- Да. Только, если тараканы не нападают, - сказал мужчина, - тогда это плохо. Мама говорила, царство ей небесное, что это к сплетням и хлопотам. Вообще, она слишком большое значение придавала снам, как и всяким приметам.
Наташа не знала, что ответить, вспомнился ее сон с тараканами. Как такое возможно, что двум людям приснился одинаковый кошмар.
- Вы, наверное, спешите? – неправильно расценил замешательство женщины Тимофей.
- Не особо. Просто решила сегодня прийти на работу пораньше, - ответила честно Наташа и спросила, - а вы как считаете, можно верить снам?
- Ну, у меня на этот счет есть два мнения, - Тимофей задумался, - я принял для себя удобную позицию. Если мне снится что-то плохое, то я стараюсь не придавать этому значения, но если что-то хорошее, то настраиваю себя на удачный день.
- А если сны из прошлого? Вам мама что-то рассказывала про это? Простите…
- О, - Тимофей немного приободрился, - об этом можно долго говорить. У меня есть сводный брат, сейчас он уже взрослый мужчина, он попал к нам в семью, ничего не помня о себе. У него отсутствовала память о его прошлой жизни. И знаете что?
- Что?
- Несмотря на то, что он ничего не помнил, он был уверен, что что-то потерял. И сны у него были подобные. Ему часто снилось, что он что-то ищет, причем в прошлом, которого не помнит. Нас с братом это ужасно раздражало. Подумайте, как человек, который ничего о себе не помнит, может помнить о том, что что-то когда-то потерял? Мы были детьми и мыслили так. А мать придавала значение каждому слову приемыша. Одно время она чуть ли не создала семейный культ, посвященный снам брата. Столько информации изучила, что ей можно было смело идти работать толкователем снов. Или как это называется? Но на деле, скажу я вам, сны о прошлой жизни ничего не значат. Я бы сказал, что это просто внутренние переживания об ошибках прошлого. Все, потраченное на обработку тонны информации, время мать провела впустую. А почему вы заинтересовались?
- Просто, как-то что-то снилось из детства, - соврала Наташа, - решила спросить. Вы из многодетной семьи?
- Да, - кивнул Тимофей, - нас было четверо. Три брата и сестра.
- Было?
- Сестра умерла.
Наташа покосилась на часы, чувствуя неловкость.
- Наверное, я вас начал задерживать, - Тимофей заметил ее смущение, - если хотите, мы можем вечером поговорить.
- Да, давайте, - охотно согласилась Наташа, чувствуя, что ей очень жарко в верхней одежде.
Тимофей улыбнулся и зашел в ванную.
***
На работе было спокойно из-за огромного количества дел. Каждый занимался своей работой и времени на сплетни практически не оставалось. Наташа даже позабыла о своих проблемах, полностью погрузившись в рабочий процесс.
Уже ближе к обеду у нее зазвонил телефон. На экране высветился номер новой сиделки свекрови. Наташа поспешно взяла трубку.
- Наташа, алло, - вместо Анечки, прозвучал голос свекрови, - алло? Ты на громкой связи. Меня слышно? Алло!
- Да, да, Марья Николаевна, что-то случилось?
- Тьфу, тьфу, но нет. А ты ждешь? – засмеялась пожилая женщина, - не дождешься.
Наташе не понравился ее юмор. Что это еще за намеки?
- Моя Анечка набрала твой номер и включила громкую связь, - вдалась в бесполезные объяснения женщина.
«Моя? Уже моя Анечка?», - промелькнуло в голове.
- Слушаю, - Наташа сжала телефон сильнее.
- Я хотела бы пригласить тебя после работы к себе домой. Нам нужно поговорить. Сможешь ли уделить время старушке?
- Что вы такое говорите? Разве я когда-то отказывала? – Наташа напряглась еще сильнее.
- Ну мало ли… - загадочно сказала женщина, - говорят, с тобой мужчина теперь живет.
- Кто говорит? – Наташа еще не рассказывала женщине о своем решении заселить жильцов. Боялась скандала.
- Вечером придешь и поговорим, - ответила женщина и уже, видимо, своей сиделке, сказала, - все отключай эту…
Наташа недослушала, положила телефон перед собой. Разговор со свекровью ей не понравился. То, каким тоном она говорила и эти намеки, не сулили ничего хорошего. Неужели, это из-за Тимофея.
Наташа еле доработала свой день. У нее буквально все валилось из рук. Одна из коллег, заметив, что с женщиной что-то неладное, предложила Наташе уйти пораньше, заверив, что прикроет. Но Наташа отказалась.
До дома свекрови добиралась долго. Как назло, в городе стояли огромные пробки. Это добавляло нервозности и так обеспокоенной Наташе. Женщина задумалась, а почему она, собственно, нервничает? Что ей сделает свекровь? Отругает из-за жильца? Разве она маленькая девочка, чтобы переживать по такому поводу? Ее квартира, ее правила. И пусть хоть что говорит, но не ей жить Наташину жизнь и решать, как правильно поступать.
Дверь в квартиру открыли сразу. Вообще, у Наташи были ключи, но она решила позвонить в звонок. Сама не знала, почему так сделала. Квартира свекрови стала какой-то чужой.
Анечка встретила женщину лучезарной улыбкой.
- Марья Николаевна вас ждала, что-то вы долго, - пискнула девица.
- Пробки, - пояснила Наташа.
- Странно. Мне казалось, город пустой, - подвергла сомнениям ее слова Анечка, - в любом случае, я сейчас ухожу. Вернусь где-то через час. Вы сможете спокойно поговорить с Марьей Николаевной. В прошлый раз же я вам мешала.
Наташа окинула девушку быстрым глазом. Та оказалась хитрее и наблюдательнее, чем она думала изначально. Заметила недовольство Наташи в прошлый раз. Наташа готова дать зуб, но с этой девицей что-то не так. Не спроста Олег ее сюда подослал.
В небольшой комнате было на удивление чисто. Отдать должное Анечке, та следила за порядком и протирала пыль. Хоть в этом была молодец.
Марья Николаевна безучастно смотрела телевизор. Не подняла глаза на невестку, когда вошла в комнату. Делала вид, что не замечает ее.
- Марья Николаевна, я пришла, - сказала Наташа.
- Знаю, - ответила женщина, не отрывая глаза от экрана.
Они посидели какое-то время в тишине. Когда Анечка оделась и оповестила всех, что уходит, свекровь заметно оживилась.
В глубине души у Наташи появилась надежда, что свекровь специально ждала ухода сиделки, чтобы на нее пожаловаться. Но как только Анечка закрыла за собой дверь, пожилая женщина спросила:
- Когда собираешься свою любимую квартиру продавать?
- Я не собираюсь ее продавать, - опешила Наташа.
- Планируешь куда-то переехать?
- С чего бы? К чему вы клоните?
- А к тому, Наташа, что вопрос с квартирой надо решать.
- Это моя квартира. Я не буду ее продавать, отдавать, разменивать. Если вы звали меня к себе из-за этого, тогда мне лучше уйти.
- Давай говорить честно, это не твоя квартира, - Марья Николаевна посмотрела на Наташу, - ты живешь там только потому, что мой сын, в силу своей молодости, повелся на твои истерики и пожертвовал своей жизнью.
Наташа усмехнулась. Видимо, новая сиделка настолько пришлась по душе Марье Николаевне, что она забыла, кто все это время был рядом с ней. Свекровь тоже таила свои обиды.
- Чья же эта квартира, если не моя? – голос Наташи показался чужим.
- Моя, - сказала женщина. – Пусть не по бумагам, но, если быть честными, то моя. Я и мой внук Олег пострадали от решения моего сына. Ты же жила припеваючи все это время. Но это неправильно.
- Значит, так, - появилось гадкое чувство в душе у Наташи, - я не желаю продолжать этот разговор.
- Постой, - остановила ее женщина.
- Я не буду больше это обсуждать. Вы, видимо, решили взяться за старое, а я терпеть такое отношение к себе не собираюсь. Не вижу причин больше здесь задерживаться.
- Боюсь, ты ошибаешься, - засмеялась женщина, - я знаю, как минимум, одну причину, почему ты сейчас сядешь обратно и будешь меня слушать.
- Какую же? – от обиды фыркнула Наташа, застыв в проходе.
- Мой сын жив, - выделяя каждое слово, победно заявила свекровь.
- Невозможно, у меня дома свидетельство о его смерти. Вас что Зинаида Николаевна укусила? Простите уж... - не верила Наташа.
- Ты не расслышала. Мой сын жив, - вновь повторила свекровь.
________________________________________________________________________________________
Рассказ "Долги". Глава 12.