Найти тему
Чердак Умной Эльзы

Души прекрасные порывы!

Я б литературу в школе вообще запретила.

Школьная литература всегда причесана, умыта и крепко приколочена мелкими гвоздиками к школьной программе, методическим указаниям и личности Алевтины Степановны, которая точно знает, кто там у нас Луч Света, а кто – Лишний человек. Знание, что плохо кончат все, не добавляет радости читать про маленьких людей и беспросветную дореформенную и пореформенную действительность. «Одним концом по барину, другим по мужику».

Плакат, Худ. А. Косов, 1958г
Плакат, Худ. А. Косов, 1958г

Школьный курс подразумевает, что к Пушкину, Гоголю и прочим Гайдарам с Булгаковыми надо подходить с остро наточенным скальпелем и препарировать их, болезных, на тончайшие микротомы. Разбор официальной биографии превращает мятежного и вольнолюбивого Пушкина (ехидного и суеверного, порой безбашенного и бесшабашного) в прилизанного пятиклассника с доски почета. Не будем говорить о Лермонтове, Горьком и прочих, с которыми тоже все непросто.

Текст расчленяется на части, в один тазик летят кровавые ошметки цитат, в другой – образы, лишенные плоти (кровь стекает по желобку на школьный линолеум) в лоточке лежат стерильные высказывания критиков.

Мысль где надо обрезается, где надо - растягивается и жестко фиксируется планом сочинения.

Такая литературная анатомичка... она вообще не для каждого. Анатомию знать в принципе неплохо, вопрос - зачем? Ветеринар учит анатомию коня, чтобы его лечить, художник - чтобы рисовать, а поэту вообще пофиг, он пришлёпывает коню крылья, красит в концептуальный синий цвет и ваяет нетленку про яблоки на снегу.

Школьный курс литературы как-то не подразумевает чтение для счастья, радости или проживания того, с чем сам в реальности не столкнешься. Чтение - оно для анализа. Ну, знаете, вот вы баночку в лабораторию принесли, а там вам на обмен выдали бумажку со списком, из чего состоит то, что в баночке.

-2

В начальной школе на бумажке с анализом написано:

1. Автор
2.Название
3.Жанр
4.Тема произведения
5.Главные герои и их характеристика
6.План произведения
7.Главная мысль
8. Чему учит эта книга
9. Отзыв, отношение к произведению.

К старшим классам список ветвится, потому что несовершеннолетние "лаборанты" должны научиться отделять от произведения на центрифуге образования всё более тонкие фракции.

Худ.  Родин А. 1954г.
Худ. Родин А. 1954г.

Нормальному читающему художественную литературу человеку в голову не придет размышлять - какая это главная мысль в "Муми-троллях" или в "Тропике Рака"? Потому что ну теоретически автор писал про одно что-то своё, а мы читаем совсем про другое своё. А если перечитаем через год, то увидим ну уже совсем другую главную мысль. И почувствовать можем совсем не то. От восторга до тошноты. (Иногда этого-то авторы как раз и добиваются).

Господибожемой, как мне нравился в 13 лет "Всадник без головы"!
Благородный Морис Джеральд, нежная и сильная духом Луиза Пойндекстер, простодушный и верный Зеб Стумп, экзотичная Исидора Коварубио де Лос-Льянос! Какие, к сколопендрам, антагонисты и протагонисты, если ты читаешь - а вокруг желтая трава прерий, и мустанг перебирает тонкими ногами, и плывет в тумане страшный всадник без головы, а где-то подлый Кассий Колхаун строит коварные планы?

Чему учит эта книга? Да одному-единственному, чему вообще может учить любая хорошая книга - жить и чувствовать. Всё. И то по большому счету ничему никого и никогда литература не учила. Мы либо сами учились, либо отвергали уроки. Что тоже, знаете ли, было уроком. Мне скучно с Болконским и противно с бестолковым Пьером Безуховым. Я не хочу учиться у Николеньки Ростова проигрывать 40 000 ассигнациями и обожать Государя Императора. Правда, понимание, почему они все мне не по душе тоже хорошая рефлексия… Но в 15-16 хорошая рефлексия это как крокодил-альбинос. Встречается редко и в естественных условиях выживает плохо.

В школьные годы пункт "отношение к произведению" вызывал лютое отвращение. Потому что если писать честно - то это какой-то душевный стриптиз получается, а если писать формально - то врать и подлизываться, изображая правильную пятёрошницу тоже противно.

Плакат. 1950-е
Плакат. 1950-е

У меня была коллега, которая с трагическим лицом и надрывом в голосе восклицала «Какой ужас! Как так можно! Всё неправильно!», брала тетрадочку с мучительными потугами будущего экономиста-бухгалтера охарактеризовать Базарова и - ХХХРЯСЬ! - рвала её пополам, отправляя орывки в дурацкую зелёную корзину. Можно ли было ожидать, что после этого сонмы студентов припадут к чистому источнику русской литературы?

Не нравилась мне литература в школе. Категорически. Были, правда, пара преподавателей, что могли показать что-то очень своё, личное. Мятежники от образования. У них литература дышала, и ты тоже дышал морозным воздухом Чертогов Снежной Королевы или чуял запах клубничного варенья из усадьбы Лариных…

«Литература – лоция в мире книг. Есть книги-бомбы и книги-плевки. Какую выбрать?» - спрашивал мудрый учитель в одной хорошей книжке. Иногда Лоцман нужен. Но плыть по морю литературы всё-таки приходится самому. Или сидеть на пустынном берегу спиной к океану.

#чтение #литература #школа