Найти тему
Точка на карте

История Британии. Верхний палеолит. Часть 5. Пещера Гофа. Палеолитический детектив. За что Британцы съели…

Оглавление

!Внимание! Контент содержит описание сцен насильственного и шокирующего характера, что ни в коем случае не является самоцелью, но констатацией фактов из истории человечества.

Ущелье Чеддер, в холмах Мендип, Сомерсет
Ущелье Чеддер, в холмах Мендип, Сомерсет

Ущелье Чеддер (Cheddar) - живописнейшее ущелье, расположенное в холмах Мендип, в Сомерсете, недалеко от деревни Чеддер. В известняковых склонах ущелья множество пещер, гротов и скальных укрытий. В некоторых пещерах вызревает тот самый Чеддерский сыр. Знаменито ущелье и тем, что здесь в 1903 году был найден почти полный скелет доисторического человека, возраст которого оценивается в 9000 лет. К Человеку из Чеддера мы еще вернемся, а пока нас интересуют останки верхнепалеолитических людей, найденные здесь же - в пещере Гофа, позднее.

Пещера Гофа, Ущелье Чеддер, в холмах Мендип, Сомерсет https://www.geograph.org.uk/photo/1232463
Пещера Гофа, Ущелье Чеддер, в холмах Мендип, Сомерсет https://www.geograph.org.uk/photo/1232463

В 1987 г., здесь в ущелье Чеддер, в пещере Гофа были обнаружены кости людей и животных, в том числе фрагменты трех человеческих черепов (два черепа принадлежали взрослым особям и один череп ребенка). Возраст человеческих останков, определенный с помощью радиоуглеродного метода датирования, примерно 14 700 лет, т.е. эти люди жили в Британии в ранний постледниковый период в эпоху господства, в Европе, Мадленской археологической культуры. Возраст останков уже сам по себе привлек к ним внимание научного сообщества - это самые ранние свидетельства заселения Британии человеком, после окончания последнего ледникового максимума. Анализ костей выявил на них повреждения, характерные для костей животных, убитых и разделанных с помощью каменных орудий палеолитического человека. Тщательно изучив фрагменты черепов исследователи пришли к выводу, что они (фрагменты) образовались не естественным путем, в результате воздействия природных факторов, а были целенаправленно созданы с помощью все тех же каменных орудий. Другими словами из черепов намеренно сделали ритуальные сосуды-чаши. Открытие человеческих останков со следами каннибализма попало в заголовки национальных газет, но особо громкой сенсации не вышло - следы каннибализма во множестве обнаружены на костях палеолитических людей, найденных во Франции, Испании и Германии и характерны для Мадленской культуры.

Фрагмент человеческой кости со следами соскабливания и насечками. Пещера Гофа, Ущелье Чеддер, в холмах Мендип, Сомерсет https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.52960295-62358a76-a85b1cf6-74722d776562/https/journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0182127
Фрагмент человеческой кости со следами соскабливания и насечками. Пещера Гофа, Ущелье Чеддер, в холмах Мендип, Сомерсет https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.52960295-62358a76-a85b1cf6-74722d776562/https/journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0182127

Споры о том, с каким именно феноменом мы имеем дело, имеет ли он ритуальных характер или подразумевает преднамеренное убийство, ведутся до сих пор. Есть несколько версий и каждая из них имеет своих сторонников. Факты свидетельствуют о следующем:

  1. Найдены фрагменты человеческих костей (как минимум пяти человек) со следами того, что плоть с них была удалена с помощью каменных орудий. Подобные следы обнаружены и на костях животных, главным образом лошадей и северных оленей, убитых и разделанных палеолитическими охотниками.
  2. На некоторых костях имеются следы от человеческих зубов.
  3. Некоторые кости, кроме порезов, имеют насечки в виде косых линий, явно искусственного происхождения и не имеющие отношения к соскабливанию плоти. Т.е нанесены целенаправленно, с определенной целью, на уже очищенную, от мяса, поверхность.
  4. Многие кости разбиты так, как если бы из них доставали костный мозг.
  5. Все кости человека обнаружены вместе, вперемешку, с костями животных, имеющих аналогичные следы от каменных орудий.
  6. Найдены также фрагменты трех черепов, искусственно превращенных в чаши или сосуды. Следует понимать, что черепов три, но фрагментов гораздо больше. Исследователи пришли к выводу, что от черепов сначала грубо откалывали крупные фрагменты, после чего проводилась их более тонкая обработка, пока не получалась полусферическая емкость.

Самая первая, самая очевидная и шокирующая версия, охотно подхваченная прессой - гастрономическая: всех этих людей безжалостно убили, разделали и съели. Т.е. сделали это некие “охотники за головами”, дикие монстры-каннибалы, питающиеся исключительно человеческим мясом. Кроме того, что она слишком примитивна, против этой, крайне радикальной версии, свидетельствует то, что жертв всего пять, может немногим больше, а использовалась пещера, по оценкам экспертов, в течении примерно двухсот лет. Т.е. эти люди не были исключительно людоедами.

Чаша, изготовленная из человеческого черепа, со следами обработки. Пещера Гофа, Ущелье Чеддер, в холмах Мендип, Сомерсет https://www.researchgate.net/figure/View-of-the-modified-edges-of-a-skull-cup-from-Goughs-Cave-A-Skull-cup-GC87190_fig6_50228267
Чаша, изготовленная из человеческого черепа, со следами обработки. Пещера Гофа, Ущелье Чеддер, в холмах Мендип, Сомерсет https://www.researchgate.net/figure/View-of-the-modified-edges-of-a-skull-cup-from-Goughs-Cave-A-Skull-cup-GC87190_fig6_50228267

Близкая первой версия заключается в том, что съедены не чужаки, а соплеменники. Т.н. версия “Экстремального каннибализма”. Согласно ей были убиты и съедены наиболее “малоценные” члены общины охотников-собирателей, в период голода, вызванного длительным отсутствием дичи. Как вариант - жертвы сначала умерли от голода, а потом уже их съели соплеменники. Случаи “Экстремального каннибализма” не редки даже для 20 в., что уж говорить о каменном. Здесь правда есть один нюанс. Человек в то время вел исключительно бродячий образ жизни. Коллективы охотников-собирателей следовали за мигрирующими стадами животных и на одном месте не сидели. Культурные слои в пещерах говорят только о том, что люди предпочитали из года в год одни и те же сезонные убежища, а не о том что они жили в них постоянно. Таким образом, даже если предположить, что племя отстало от тучных стад, не было никакого смысла сидеть в пещере и ждать голодной смерти. Разве, что пережидая внезапную непогоду или ожидая другую волну мигрирующих животных, изменивших, по какой-либо причине, свой обычный маршрут. Версия, в целом, достоверная.

Казалось бы версия о том, что кости просто очищались от плоти, перед тем как их помещали в место захоронения, отпадает сразу. Кости не захоронены, а лежат вперемешку с костями животных. Да и следы зубов говорят о том, что плоть именно поедалась. Но не все так просто. “Ритуальный каннибализм”, в некоторых обществах существует и в наше время. Его например практикуют Агхори, адепты одной из аскетических, индуистских сект и еще совсем недавно практиковали, а может быть и сейчас практикуют некоторые племена Новой Гвинеи. Таким образом поедание умершего соплеменника могло носить ритуальный и мистический характер. Факт, что кости человека перемешаны с костями животных - не показатель. То что для нас выглядит как мусорная яма, для палеолитического человека могло иметь другой смысл. Во-первых, из костей изготавливались всевозможные орудия труда, их использовали в качестве топлива, а огонь священен в любом примитивном обществе. Во-вторых, следует учитывать, что во всех обществах, живущих преимущественно за счет охоты, существует трепетное и уважительное отношение к объекту охоты. Животное, объект охоты, одухотворяется, наделяется чисто человеческими чертами. Общества, исповедующие анимизм, не проводят четкой грани между природой и человеком, животным и человеком. Для первобытного человека все вокруг наполнено магией и сакральным смыслом. Воздействовать на природу, т.е. как-то контролировать ситуацию, можно строго исполняя определенные ритуалы. Еще совсем недавно индейцы Североамериканских прерий просили прощения у духа бизона за то, что охотнику необходимо убить животное, чтобы накормить семью и получить шкуру для покрытия вигвама. В таком контексте груда костей превращается в общую могилу для животных и человека. Возможно даже, что над ней совершались какие-то ритуалы, насечки на некоторых костях свидетельствуют об этом. Возможно, поедая соплеменника, люди совершали акт очищения, поглощая плоть - освобождали дух. Ну и конечно чаши из черепов наверняка использовались для ритуальных целей. Те же Агхори используют такие чаши и в наше время. Тщательно изготовленные они, возможно, по мнению палеолитического охотника, вмещали дух почившего, либо наделялись каким либо другим сакральным смыслом.

Музей естественной истории. Лондон. Чаша, изготовленная из человеческого черепа. Пещера Гофа, Ущелье Чеддер, в холмах Мендип, Сомерсет https://arkeofili.com/tag/gough/
Музей естественной истории. Лондон. Чаша, изготовленная из человеческого черепа. Пещера Гофа, Ущелье Чеддер, в холмах Мендип, Сомерсет https://arkeofili.com/tag/gough/

В любом случае правдоподобно выглядит любая из этих версий, кроме примитивной первой, явно Викторианской по духу. Однозначно доказать ни одну из них, в настоящее время, невозможно - изготовление из черепов ритуальных сосудов, косвенно, свидетельствует в пользу последней. Будем надеяться, что со временем будут найдены другие свидетельства, или кому-то из исследователей придет в голову светлая мысль: как доказать ту или иную теорию опираясь на уже имеющиеся данные.