!Внимание! Контент содержит описание сцен насильственного и шокирующего характера, что ни в коем случае не является самоцелью, но констатацией фактов из истории человечества.
Ущелье Чеддер (Cheddar) - живописнейшее ущелье, расположенное в холмах Мендип, в Сомерсете, недалеко от деревни Чеддер. В известняковых склонах ущелья множество пещер, гротов и скальных укрытий. В некоторых пещерах вызревает тот самый Чеддерский сыр. Знаменито ущелье и тем, что здесь в 1903 году был найден почти полный скелет доисторического человека, возраст которого оценивается в 9000 лет. К Человеку из Чеддера мы еще вернемся, а пока нас интересуют останки верхнепалеолитических людей, найденные здесь же - в пещере Гофа, позднее.
В 1987 г., здесь в ущелье Чеддер, в пещере Гофа были обнаружены кости людей и животных, в том числе фрагменты трех человеческих черепов (два черепа принадлежали взрослым особям и один череп ребенка). Возраст человеческих останков, определенный с помощью радиоуглеродного метода датирования, примерно 14 700 лет, т.е. эти люди жили в Британии в ранний постледниковый период в эпоху господства, в Европе, Мадленской археологической культуры. Возраст останков уже сам по себе привлек к ним внимание научного сообщества - это самые ранние свидетельства заселения Британии человеком, после окончания последнего ледникового максимума. Анализ костей выявил на них повреждения, характерные для костей животных, убитых и разделанных с помощью каменных орудий палеолитического человека. Тщательно изучив фрагменты черепов исследователи пришли к выводу, что они (фрагменты) образовались не естественным путем, в результате воздействия природных факторов, а были целенаправленно созданы с помощью все тех же каменных орудий. Другими словами из черепов намеренно сделали ритуальные сосуды-чаши. Открытие человеческих останков со следами каннибализма попало в заголовки национальных газет, но особо громкой сенсации не вышло - следы каннибализма во множестве обнаружены на костях палеолитических людей, найденных во Франции, Испании и Германии и характерны для Мадленской культуры.
Споры о том, с каким именно феноменом мы имеем дело, имеет ли он ритуальных характер или подразумевает преднамеренное убийство, ведутся до сих пор. Есть несколько версий и каждая из них имеет своих сторонников. Факты свидетельствуют о следующем:
- Найдены фрагменты человеческих костей (как минимум пяти человек) со следами того, что плоть с них была удалена с помощью каменных орудий. Подобные следы обнаружены и на костях животных, главным образом лошадей и северных оленей, убитых и разделанных палеолитическими охотниками.
- На некоторых костях имеются следы от человеческих зубов.
- Некоторые кости, кроме порезов, имеют насечки в виде косых линий, явно искусственного происхождения и не имеющие отношения к соскабливанию плоти. Т.е нанесены целенаправленно, с определенной целью, на уже очищенную, от мяса, поверхность.
- Многие кости разбиты так, как если бы из них доставали костный мозг.
- Все кости человека обнаружены вместе, вперемешку, с костями животных, имеющих аналогичные следы от каменных орудий.
- Найдены также фрагменты трех черепов, искусственно превращенных в чаши или сосуды. Следует понимать, что черепов три, но фрагментов гораздо больше. Исследователи пришли к выводу, что от черепов сначала грубо откалывали крупные фрагменты, после чего проводилась их более тонкая обработка, пока не получалась полусферическая емкость.
Самая первая, самая очевидная и шокирующая версия, охотно подхваченная прессой - гастрономическая: всех этих людей безжалостно убили, разделали и съели. Т.е. сделали это некие “охотники за головами”, дикие монстры-каннибалы, питающиеся исключительно человеческим мясом. Кроме того, что она слишком примитивна, против этой, крайне радикальной версии, свидетельствует то, что жертв всего пять, может немногим больше, а использовалась пещера, по оценкам экспертов, в течении примерно двухсот лет. Т.е. эти люди не были исключительно людоедами.
Близкая первой версия заключается в том, что съедены не чужаки, а соплеменники. Т.н. версия “Экстремального каннибализма”. Согласно ей были убиты и съедены наиболее “малоценные” члены общины охотников-собирателей, в период голода, вызванного длительным отсутствием дичи. Как вариант - жертвы сначала умерли от голода, а потом уже их съели соплеменники. Случаи “Экстремального каннибализма” не редки даже для 20 в., что уж говорить о каменном. Здесь правда есть один нюанс. Человек в то время вел исключительно бродячий образ жизни. Коллективы охотников-собирателей следовали за мигрирующими стадами животных и на одном месте не сидели. Культурные слои в пещерах говорят только о том, что люди предпочитали из года в год одни и те же сезонные убежища, а не о том что они жили в них постоянно. Таким образом, даже если предположить, что племя отстало от тучных стад, не было никакого смысла сидеть в пещере и ждать голодной смерти. Разве, что пережидая внезапную непогоду или ожидая другую волну мигрирующих животных, изменивших, по какой-либо причине, свой обычный маршрут. Версия, в целом, достоверная.
Казалось бы версия о том, что кости просто очищались от плоти, перед тем как их помещали в место захоронения, отпадает сразу. Кости не захоронены, а лежат вперемешку с костями животных. Да и следы зубов говорят о том, что плоть именно поедалась. Но не все так просто. “Ритуальный каннибализм”, в некоторых обществах существует и в наше время. Его например практикуют Агхори, адепты одной из аскетических, индуистских сект и еще совсем недавно практиковали, а может быть и сейчас практикуют некоторые племена Новой Гвинеи. Таким образом поедание умершего соплеменника могло носить ритуальный и мистический характер. Факт, что кости человека перемешаны с костями животных - не показатель. То что для нас выглядит как мусорная яма, для палеолитического человека могло иметь другой смысл. Во-первых, из костей изготавливались всевозможные орудия труда, их использовали в качестве топлива, а огонь священен в любом примитивном обществе. Во-вторых, следует учитывать, что во всех обществах, живущих преимущественно за счет охоты, существует трепетное и уважительное отношение к объекту охоты. Животное, объект охоты, одухотворяется, наделяется чисто человеческими чертами. Общества, исповедующие анимизм, не проводят четкой грани между природой и человеком, животным и человеком. Для первобытного человека все вокруг наполнено магией и сакральным смыслом. Воздействовать на природу, т.е. как-то контролировать ситуацию, можно строго исполняя определенные ритуалы. Еще совсем недавно индейцы Североамериканских прерий просили прощения у духа бизона за то, что охотнику необходимо убить животное, чтобы накормить семью и получить шкуру для покрытия вигвама. В таком контексте груда костей превращается в общую могилу для животных и человека. Возможно даже, что над ней совершались какие-то ритуалы, насечки на некоторых костях свидетельствуют об этом. Возможно, поедая соплеменника, люди совершали акт очищения, поглощая плоть - освобождали дух. Ну и конечно чаши из черепов наверняка использовались для ритуальных целей. Те же Агхори используют такие чаши и в наше время. Тщательно изготовленные они, возможно, по мнению палеолитического охотника, вмещали дух почившего, либо наделялись каким либо другим сакральным смыслом.
В любом случае правдоподобно выглядит любая из этих версий, кроме примитивной первой, явно Викторианской по духу. Однозначно доказать ни одну из них, в настоящее время, невозможно - изготовление из черепов ритуальных сосудов, косвенно, свидетельствует в пользу последней. Будем надеяться, что со временем будут найдены другие свидетельства, или кому-то из исследователей придет в голову светлая мысль: как доказать ту или иную теорию опираясь на уже имеющиеся данные.