Найти в Дзене
Записки белокнижника

А.Н.Толстой: совершается грандиозное — Россия снова становится грозной и сильной

Алексей Толстой, красный граф, великий русский писатель, символ эпохи – сколько писали о нем пасквилей и клеветнических статей, в которых подчеркивали, что он из бедствующего одного положения решил вернуться в Советский Союз в 1923г. Но мало кто теперь знает, после всей клеветы, что вернулся домой он совсем по другой причине. "Я увидел подлинную жизнь... Я увидел русский народ." А.Н.Толстой был человеком не только талантливым, но обладал огромным жизненным опытом. Так, во время Первой мировой он работал военным корреспондентом (“Русские ведомости”), - отсюда такое прекрасное описание битв и стратегий в романе «Хождение по мукам». Вот что писал сам Толстой позже об этом опыте: «…я увидел подлинную жизнь, я принял в ней участие, содрав с себя застегнутый наглухо черный сюртук символистов. Я увидел русский народ». В эмиграции жилось по-разному, деньги то были, то не хватало. Однако никто из эмигрантов не двигался с места. Почему же решение вернуться домой пришло именно к А.Н.Толстому? Д
Оглавление

Алексей Толстой, красный граф, великий русский писатель, символ эпохи – сколько писали о нем пасквилей и клеветнических статей, в которых подчеркивали, что он из бедствующего одного положения решил вернуться в Советский Союз в 1923г. Но мало кто теперь знает, после всей клеветы, что вернулся домой он совсем по другой причине.

"Я увидел подлинную жизнь... Я увидел русский народ."

А.Н.Толстой был человеком не только талантливым, но обладал огромным жизненным опытом. Так, во время Первой мировой он работал военным корреспондентом (“Русские ведомости”), - отсюда такое прекрасное описание битв и стратегий в романе «Хождение по мукам». Вот что писал сам Толстой позже об этом опыте:

«…я увидел подлинную жизнь, я принял в ней участие, содрав с себя застегнутый наглухо черный сюртук символистов. Я увидел русский народ».

В эмиграции жилось по-разному, деньги то были, то не хватало. Однако никто из эмигрантов не двигался с места. Почему же решение вернуться домой пришло именно к А.Н.Толстому?

Дело в том, что писатель ненавидел большевиков всей душой и болел за Белых. Но в конце 1919 года вести из России приходили все печальнее: Белые не просто проигрывали, их разгромили. Этого поражения Толстой Белой армии не простил, он разочаровался и в ней, и в ее лидерах. Он не увидел за ними исторического будущего и — что особенно важно — государственности. Вспоминается «турбинское» высказывание Булгакова: «Народ не с нами — народ против нас» - такое осознание пришло ко многим интеллигентам.

Но А.Н.Толстой, в отличие от И.А.Бунина, не мог жить одним разочарованием и ненавистью, ему нужна была энергия созидания, идейная опора. Он искал выхода. В России переходили на службу к большевикам, в эмиграции пытались понять их правду и найти ответ на вопрос: как могло получиться так, что авантюристы, бандиты, немецкие шпионы, захватившие власть в октябре 1917 года, которым все прочили скорое поражение и не воспринимали их всерьез, победили?

"Либо Советская Россия есть какой-то выродок... либо зародыш новой жизни"

«Либо Советская Россия есть какой-то выродок, и тогда вина за это падает на русский народ, и нет ему в этом оправдания, ибо целый народ не должен добровольно отдаваться шайке разбойников, — писал один из основателей партии кадетов Н. Гредескул, — либо Советская Россия есть зародыш, зародыш нового человечества, попытка трудящихся осуществить свои вековечные чаяния».

А.Н.Толстой одним из первых понял, что это будет именно второе – путем проб и ошибок, вопреки остальному миру – это будет осуществление гуманистических идеалов человечества.

Так писал Толстой о трилогии «Хождение по мукам» и своих взглядах, и письма его наиболее полно отражают тот духовный переворот, который совершился в нем в 1920-23гг.:

«Господь Бог сохранил меня от того, чтобы не кончить роман в октябре, ноябре. С тех пор я очень, очень многое понял и переоценил... За один год совершилась огромная эволюция; в особенности в сознании тех, кто стоит, более или менее, в стороне. Те, кто приезжает из России, — понимают меньше и видят близоруко, так же неверно, как человек, только что выскочивший из драки: морда еще в крови, и кажется, что разбитый нос и есть самая суть вещей.
Когда началась катастрофа на юге, я приготовился к тому, чтобы самому себя утешать, найти в совершающемся хоть каплю хорошего. Но оказалось, и это было для самого себя удивительно, что утешать не только не пришлось, а точно помимо сознания я понял, что совершается грандиозное — Россия снова становится грозной и сильной. Я сравниваю 1917 год и 1920, и кривая государственной мощи от нуля идет сильно вверх.
Конечно, в России сейчас очень не сладко и даже гнусно, но думаю, мы достаточно вкусно поели, крепко поспали, славно побздели и увидели, к чему это привело. Приходится жить, применяясь к очень непривычной и неудобной обстановке, когда создаются государства, вырастают и формируются народы, когда дремлющая колесница истории вдруг начинает настегивать лошадей, и поди поспевай за ней малой рысью. Но хорошо только одно, что сейчас мы все уже миновали время чистого разрушения (не бессмысленного только в очень высоком плане) и входим в разрушительно созидательный период истории. Доживем и до созидательного».

"Здесь на Западе одна гниль..."

Еще одно событие доказывает, что А.Н.Толстой поверил в новую Россию и искал примирения с ней. Как-то писатели в эмиграции (среди них Бунин, Куприн и др.) собрались и слушали новую пьесу Ключникова «Единый куст» о том, что родина должна быть древом, а сучья не могут оторваться от нее. Пьесу раскритиковали, но Алексей Толстой вдруг стал «доказывать, что Ключников совершенно прав, что дело не в пьесе, которая сама по себе бездарна, как ржавый гвоздь, а дело в идее, в руководящей мысли.

Ибо пора подумать, кричал он, что так дольше жить нельзя, и что даже Бальмонт, который только что приехал из России, уверяет, что там веет суровым духом отказа, и тяжкого, в муках рождающегося строительства, а здесь, на Западе, одна гниль, безнадежный, узколобый материализм и полное разложение…

Бунин, побледневший, как полотно, только и успел крикнуть в предельном бешенстве: “Молчи, скотина! Тебя удавить мало!..” И, ни с кем не попрощавшись, быстро зашагал по пустынной мостовой».

Этот поиск для А.Н.Толстого закончился так, как и следовало ожидать – возвращением в советскую Россию. Если бы он бы принял другое решение, быть может, не узнали бы мы его прекрасных произведений и не имели бы возможность прочесть роман-эпопею «Хождение по мукам» с подробным и правдивым описанием русской жизни в одну из самых страшных пор 20 века.