С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды — знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления. Нервно-психическое развитие (НПР) обеспечивает ребенку адекватное взаимодействие с внешней средой.
Этапы нервно–психического и моторного развития ребенка
К моменту рождения у здорового новорожденного ребенка достаточно хорошо развиты спинной, продолговатый мозг, ствол, гипоталамус. С этими отделами связана жизнедеятельность ребенка, выживаемость новорожденного, процессы адаптации к окружающей среде. К рождению головной мозг является наиболее развитым органом. У новорожденного масса мозга составляет 1/8—1/9 массы тела, к концу первого года жизни она увеличивается в 2 раза и равна 1/11 и 1/12 массы тела, в 5 лет составляет 1/13—1/14, в 18—20 лет — 1/40 массы тела. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем рост позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. К моменту рождения относительно незрелы кора головного мозга, в разной степени дифференцированы подкорковые двигательные центры, не закончена миелинизация пирамидных путей. Мозжечок развит слабо, характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий и поверхностными бороздами. Недоразвитие коры и превалирующее влияние подкорки сказывается на поведении ребенка. Движения новорожденного ограниченные, хаотичные, беспорядочные. Когда ребёнок появляется на свет, он воспринимает окружающие предметы как множество цветовых пятен, а звуки, как шум. На то, чтобы научиться распознавать образы, или связывать звуки во что-то осмысленное, уходят два первых года его жизни.
Как развивается зрение
Реакция младенца на яркий свет и звук носит оборонительный характер. Для того, чтобы младенец научился из отражающихся у него в глазах туманных пятен выделять лицо матери (в первую очередь) а затем и других ему близких людей, в затылочной коре его головного мозга должны выработаться условные связи, а затем стереотипы, представляющие из себя сложные системы таких связей. Так, например, восприятие ребёнком пространства складывается из содружественной работы многих анализаторов и в первую очередь зрительного, слухового и кожного. Более того, связи в коре
головного мозга, отвечающие за сложные структуры, обеспечивающие представление о нахождении самого ребёнка в замкнутом пространстве, формируются довольно поздно. Поэтому ребенок первых лет жизни, находясь в замкнутом пространстве, не фиксирует свой взор на отдельных предметах и часто их просто не замечает.
Известно, что к концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Но уже на 2–3-ей неделе жизни в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения. Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-ем месяце жизни.
В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта. На 7–10м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-ем году жизни — нарисованные изображения Читайте продолжение в нашей книге: “100 советов по здоровью и долголетию. Том 5” https://ridero.ru/books/100_sovetov_po_zdorovyu_i_dolgoletiyu_tom_6/
Имеются противопоказания. Требуется консультация специалиста