К середине 19 столетия владения Российской империи в Северной Америке насчитывали порядка 1,5 млн кв. км. Было основано несколько поселений, которые впоследствии выросли в города. Первым стала Уналашка (1772 г.), превратившаяся на время в основную базу Российско-Американской компании (РАК), учрежденной по указу государя Павла I в 1799-м.
Предприятие было исключительно российским и преследовало интересы Петербурга. Хотя его название на первый взгляд может наталкивать на мысль о некоем союзе с США. На самом деле образовано оно было слиянием нескольких компаний, принадлежавших исключительно отечественным купцам.
Ее влияние выходило и за пределы Аляски — в частности, в 1812-м на территории современного штата Калифорния (образован в 1850-м), большая часть которого входила тогда в состав Мексиканской республики, чуть севернее Сан-Франциско, была основана Крепость Росс (продана в 1841-м).
Баранов — первый правитель Русской Америки
Первым Главным правителем Русской Америки в 1790-м стал предприниматель Александр Андреевич Баранов. При нем на берегу Ситхинского залива в 1799 году была основана крепость, получившая имя Святого Архистратига Михаила.
История освоения этих мест началась со столкновений с индейцами (тлинкитами), у которых здесь находилось поселение Шии-Атика. Русские воевать с местными не хотели, рассчитывая на сотрудничество, торговые отношения и, конечно, рабочую силу в лице аборигенов.
Сначала удалось достичь некоторых договоренностей, включая строительство крепости. Но через пару лет индейцы напали на русский форт. Сложно сказать, что послужило причиной. По сведениям историков, американцы и англичане приложили к этому свою руку, снабдив местных оружием.
Баранов выступал за дипломатию, поэтому после череды столкновений, в 1804-м, ему удалось достичь соглашения с индейцами и наладить мирную жизнь по соседству друг с другом. При том, что русские не вмешивались особо в культурные традиции и обычаи здешних обитателей.
Основание Ново-Архангельска — столицы Русской Америки
На месте небольшого поселения, в 22 км от вулкана Эчкомб, вырастает город Ново-Архангельск, ставший в 1808-м столицей Русской Америки. До этого в течение пятнадцати лет ей была Павловская гавань на острове Кадьяк.
Город быстро развивался. Здания вырастали один за другим. В 1810-м насчитывалось не менее 60 жилых строений. Помимо этого, были возведены верфь, фортификационные сооружения, магазины, кузницы, кладовые, церковь, баня, казармы, мастерские, больница и др. На общем фоне выделялся величественный дом Баранова. Создаются школы, где обучались и родившиеся от смешанных браков дети — русские нередко брали в жены индианок.
В первые годы здания быстро гнили, но потом стали применять специальный состав, защищающий их от преждевременного разрушения. При возведении объектов, как правило, использовали сосну или лиственницу; частично — кирпич, который доставляли по воде, в том числе из калифорнийских владений РАК.
По заверению современников, архитектура Ново-Архангельска хоть и была самобытной, но очень сильно напоминала Санкт-Петербург. Большинство помещений отапливали русскими печами, а освещали сальными свечами.
«Тихоокеанский Париж»
Особо бурное развитие города приходится на 1830-1850-е гг. Застройка в этот период постепенно выходит за пределы крепости — образуется своего рода целый микрорайон. Появилась новая пристань, возведенная на каменном фундаменте; лютеранская церковь, прачечная, мельница и другие объекты. Заново отстроили дом главного правителя, где организовали библиотеку, музей и площадку для театральных выступлений. А недалеко от города появилась магнитная обсерватория.
Был основан также завод, на котором изготавливали оконные рамы, деревянные черепицы и другую продукцию. В столице Русской Америки наладили и строительство парусных и гребных судов. А в 1839-м на воду спустили пароход «Николай I». За несколько десятилетий Ново-Архангельск, как отмечается в ряде источников, развился до уровня европейского города. Его даже прозвали «Тихоокеанским Парижем».
Русская Америка и ее столица переходят США
С начала 1860-х город остановился в своем развитии — у РАК из-за спада пушного промысла дела пошли не столь успешно. А в скором времени и вовсе состоялась знаменитая сделка о продаже территории Аляски за $7,2 млн золотом — соответствующий договор стороны подписали в марте 1867-го. Само решение о передачи земель приняли на десять лет раньше, но процесс затянулся.
Важно отметить, что о своих намерениях власти не распространялись; все проходило в строгой секретности. А последний губернатор Русской Америки, князь Дмитрий Петрович Максутов, узнал о том, что территорию уступили США, уже по факту. Это стало для него полной неожиданностью. По некоторым сведениям, он был взбешен таким известием.
Но деваться было некуда, и с октября 1867 года флаг Российской империи больше не развивался над Ново-Архангельском; вместо него водрузили звездно-полосатое полотнище (тогда еще с 37 звездами). Так состоялась официальная церемония передачи русских владений в Северной Америке другому государству.
Осталось 6 «свидетелей»
Ново-Архангельск переименовали в Ситку, и он оставался столицей Аляски еще 39 лет. Сегодня в нем насчитывается свыше 150 зданий, однако лишь 6 построек помнят те времена, когда город был российским.
Примечательно, что аборигенам, по сведениям исследователей, после ухода русских пришлось непросто. Американцы со временем стремились установить свои порядки, которые в частности, ущемляли индейцев в правах. Например, отмечается, что последним запрещали говорить на родном языке. Хотя на этот счет, как и в целом на русский и американский периоды в Аляске, существуют разные взгляды в научной литературе.
Почему продали
Относительно причин продажи русских владений на Аляске, которая, как оказалась, богата золотом и нефтью, существует несколько версий. Наиболее распространенной считается решение финансового вопроса — деньги предполагалось направить на развитие Дальнего Востока (освоение которого в те годы было убыточным мероприятием) и строительство железных дорог. Хотя сумма, за которую отдали территории, оказалось не такой и большой.
К тому же считалось, что в случае притязаний США, экономических и военных средств не хватило бы для отстаивания земель. По крайней мере, эту мысль в письме императору еще в 1853-м высказал один из инициаторов будущей сделки — генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский.
© Изображения в статье — public domain