Путешествие по Шри-Ланке. Храм Зуба Будды - самый священный храм для буддистов Шри-Ланки

Продолжаю рассказ о нашем 5-дневном самостоятельном путешествии по Шри-Ланке. Начало здесь:

После заселения в отель мы отправились посмотреть самую знаменитую достопримечательность города Канди - Храм Зуба Будды.

Как у христиан есть свои реликвии - святые мощи, так и буддистов тоже есть свои реликвии - зубы, волосы, след стопы, оставшиеся после кремации Будды.

По легенде во время сожжения тела Будды в 540 году до н.э. его ученики успели выхватить из огня 4 зуба. Куда делись 2 зуба я так и не смогла выяснить. А вот 2 зуба до сих пор хранятся, один на Тайване, а другой на Шри-Ланке, в городе Канди.

Изначально Зуб Будды хранился в Индии. Но в IV веке, во время междоусобных войн, индийский царь решил спасти священную реликвию и отправил свою дочь под видом простой девушки, в сопровождении ее супруга, на остров Цейлон. Во время путешествия святыня буддистов, Зуб Будды, была спрятана в волосах принцессы.

Принц и принцесса, доставившие Зуб Будды на Цейлон. Эта картина висит в храме Зуба Будды.

Сначала Зуб Будды хранился в столице Анурадхапуре, затем в Поллонаруве. В конце XVI века столицей стал город Канди. Сюда и переместилась реликвия Зуб Будды как символ власти и могущества.

Для этой святыни в Канди сначала был построен деревянный храм. В последствии вокруг старого храма был возведен каменный храм из гранита, мрамора и ценных пород дерева. Рядом был построен Королевский дворец.

Зуб Будды хранится в 7 золотых ларцах, вложенных один в другой, по принципу матрешки. Верхний ларец выполнен в виде золотой ступы. Ступа хранится за пуленепробиваемым стеклом. Увидеть ступу, но не зуб, можно только во время богослужений 3 раза в день.

Раз в году, во время праздника, посвященного Зубу Будды, Эсала Перахера, шкатулку с зубом выносят к народу и проносят по городу. А на сам зуб могут посмотреть только избранные, в число которых попали английская Королева Елизавета II и Валентина Терешкова.

Такие меры предосторожности оправданы, ведь на святыню несколько раз были совершены покушения. Считается, что если Зуб Будды будет уничтожен, то будет уничтожен и буддизм на Шри-Ланке. Одно из последних покушений произошло в 1998 году, когда исламисты "тамильских тигров" ворвались на грузовике, начиненном взрывчаткой, на территорию храма. Храм был частично разрушен, но Зуб не пострадал.

Поэтому сейчас при входе всем посетителям устраивают обыск и досмотр не хуже, чем в аэропорту, а на территории храмового комплекса мы повсюду встречали вооруженную охрану.

После прохождения досмотра мы оставили обувь в камере хранения. По храмовой территории ходить в обуви запрещено. Рядом стояли автоматы по продаже билетов. Мы подумали, что это продают билеты в какой-то музей. Мы ничего покупать не стали и прошли к храму свободно. Потом уже я прочитала, что вход в храм стоит 1000 рупий (500 руб.). А мы об этом и не знали, и никто у нас билеты не спросил.

Признаюсь, что мы были плохо подготовлены и практически ничего не прочитали про этот храм и что там есть. Решили, что все будем узнавать по ходу.

Сначала мы зашли в большое красивое здание, больше похожее на небольшой каменный дворец, чем на храм.

Вход в Храм Зуба Будды

Зайдя в это здание, мы увидели, что во внутреннем дворике стоит еще одно здание, гораздо больше похожее на буддийский храм.

Старый храм по всему периметру украшен красивой резьбой, ажурными деталями, флагами. Перед входом в самое священное место стоят слоновьи бивни.

За красным с позолотой занавесом, как мы поняли, и находится Зуб Будды. На занавесе как раз изображена золотая ступа.

После этого мы по лестнице поднялись на второй этаж. Здесь, как раз над входом в старый храм, находится галерея, где все пришедшие сюда буддисты молятся и делают подношения в виде цветов. В деревянный ящик можно забросить денежку.

Кроме этой галереи, на втором этаже есть несколько реликвий и статуй Будды, где буддисты также молятся, завязывают белые ленточки, делают подношения. Некоторые статуи Будды сделаны из кварца, нефрита, золота, изумруда, они богато декорированы драгоценными камнями.

После осмотра храма мы вышли и подумали, что на этом все. Но оказалось, что на территории храма есть много чего интересного.

Сначала мы прошли до павильона, где все буддисты зажигают лампадки и благовония. Рядом стоит колокол.

С этого ракурса хорошо виден золотой купол над Храмом Зуба Будды, который был построен уже в 20 веке.

Храм Зуба Будды в Канди

Затем мы вышли к поляне, на которой стояли старые каменные плиты с изображениями слонов и Будды, какие-то обломки колонн, чаши и другие артефакты. Это был археологический музей.

Затем мы посетили необычный музей, в котором за стеклом стоит мумифицированный слон Раджа.

На стенах висят фотографии, рассказывающие о жизни этого уважаемого ланкийцами животного. Оказывается, на протяжении 50 лет Раджа вывозил шкатулку с Зубом Будды во время празднования Эсала Перахера.

Фотографии о жизни и смерти слона Раджи

Рядом с мумией слона стоит образец одеяний, в которых слон показывался публике.

Попона для слона

Затем мы вернулись к храму и посетили Тронный зал. Здесь на стенах находятся фрески, которые рассказывают об истории Зуба Будды.

Под каждой фреской находится статуя Будды. Но самая главная тут статуя - Золотой Будда.

Интересно, что все детали и мебель зала вырезана ланкийскими мастерами из одной скалы. Зал богато украшен золотом, серебром, драгоценными камнями. Именно здесь был подписан Кандийский договор, здесь происходили коронации королей, а сейчас здесь дают присягу Президенты и проходят дипломатические приемы.

Тронный зал в Храме Зуба Будды

В Тронном зале всегда много людей: туристы, ланкийцы, монахи, школьники.

После мы посетили еще несколько небольших храмов, которые находятся тут же на территории храмового комплекса.

Еще мы поднялись и посидели у священного дерева Бодхи.

Свой осмотр мы закончили уже затемно у 8-угольной башни, построенной последним королем Канди в 1803 году. С этой башни король обращался к своим подданным и наблюдал за различными праздниками и шествиями.

Продолжаю рассказ о нашем 5-дневном самостоятельном путешествии по Шри-Ланке.-20

Сейчас в здании башни находится хранилище древних рукописей. Вся территория комплекса огорожена двойными ажурными стенами: стеной Облаков и стеной Морских волн. Во время праздников в отверстия в этих стенах вставляются светильники и лампадки, которые тысячами огоньков создают праздничную автмосферу.

Интересно, что после осмотра, когда мы забирали обувь из камеры хранения, нам намекнули на донейшен. Но мы не стали давать, так как это дело добровольное, как мы посчитали. А потом я прочитала, что хранение обуви стоит 200 рупий (100 руб.) Вот так, не зная обо всех этих поборах, мы случайно сэкономили по 1200 рупий каждый)). Получается, что иногда неосведомленность во благо). А вообще, все эти поборы только с туристов, местные ни за что не платят (ну и мы примазались к местным, получается).

В храме Зуба Будды мы находились порядка 3 часов и даже не все успели посмотреть. Интересно, что успевают посмотреть те, кто приезжает сюда с экскурсией? Если вы были на такой экскурсии, напишите, пожалуйста.

Посмотреть видео версию нашей экскурсии можно на втором нашем канале ТУТ.

#шри-ланка #экскурсии #достопримечательности #самостоятельные путешествия #буддийский храм

Продолжаю рассказ о нашем 5-дневном самостоятельном путешествии по Шри-Ланке.-22