Найти тему
Валерий Грачиков

Как получилось, что русская революционерка стала святой Константинопольского патриархата

Нет, мои читатели, пророков в своем Отчестве. Вот что вы знаете о Лизе Пиленко? А ведь в честь этой русской женщины, революционерки, поэтессы и подвижницы повешены мемориальные доски в Риге, в Париже вообще есть улица ее имени, она признана православной святой. Правда, не РПЦ, а Константинопольским патриархатом.

А у нас… В Петербурге, недалеко от Спасо-Преображенского собора есть памятная доска на доме, в котором давно, во времена Серебряного века жила молодая женщина, недавно вышедшая замуж за Дмитрия Кузьмина-Караваева - большевика в юности и правительственного чиновника в дальнейшем.

Ее звали Лиза Пиленко. В силу семейных обстоятельств она родилась в Риге, потом семья родителей переехала в Анапу, затем в Ялту, где её отец некоторое время служил, на секундочку, директором Никитского ботанического сада. Потом был Петербург – поэты, Бестужевские курсы, Серебряный век, богема, замужество в 19 лет, развод в 24.

С Дмитрием Кузьминым-Караваевым они «не сошлись характерами». Зато Лиза дружила с Блоком, Гумилевым, Алексеем Толстым, который вообще стал крестным отцом ее дочери. Она тоже писала стихи и публиковала стихотворные сборники. Но не настолько известные, чтобы остаться в истории как поэтесса.

Потом началась Великая война и грянула Февральская революция. Как и все тогда, Лиза встретила её с энтузиазмом, вступила в партию эсеров в Анапе, где Пиленко оказалась еще в 1916 году, вернувшись к фамильным виноградникам в тех краях.

Дальше была Октябрьская революция. И тут получилось очень интересно. Потому что капиталистка и помещица (у нее же имелись виноградники) и еще вдобавок эсерка, стала комиссаром по образованию и здравоохранению в Совете Анапы. Потом белые погнали красных из Анапы. А Лиза осталась в городе. И там была арестована деникинской контрразведкой. Её собирались расстрелять. Но сначала устроили суд, на котором она отбилась от обвинений. И, что характерно, её не только оправдали. На Лизе женился тот, кто выступал на суде её обвинителем: Даниил Скобцов, один из лидеров кубанских казаков.

-2

Поэтому когда белогвардейское движение разгромили, Елизавета, ставшая теперь из Кузьминой-Караваевой Скобцовой, оказалась сначала в Грузии, потом в Константинополе, потом в Сербии и в конце концов в Париже.

Русская эмиграция была разнородной. Занимались, кто чем придется. Елизавета Скобцова первоначально занялась литературой, но ей пришлось пройти через серьезную жизненную драму - она потеряла младшую дочь, после чего ушла в религию. Тем более, что поводов было достаточно и до этого, да и не чужда она была религии и ранее. Как и её близкие люди. Тот же первый муж – Дмитрий Кузьмин-Караваев из большевика стал христианским философом, увлекся католической религией и после высылки из Советской России на «философском пароходе» через несколько лет стал доктором богословия.

-3

В 1932 году Елизавета Скобцова приняла монашеский постриг и стала матерью Марией. Ее старшая дочь вернулась в СССР, где ее не стало через несколько лет. Нет, не потому что репрессировали, просто так получилось. Мать Мария же помогала безработным, организовала дом отдыха для чахоточных, причем сама в нем и работала - готовила еду, вышивала одежду, расписывала церковь. При этом она не совсем отреклась от бренного мира – выступала с лекциями, писала богословские статьи, в которых высказывала свой взгляд на православие. Работала вместе с Бердяевым и писала очерки и биографические статьи о своих встречах с Блоком. А потом Францию захватили немцы.

И вы знаете, многие монахини просто жили все это время. Были те, кто вообще перешел на сторону немцев и Вишистского правительства. А в общежитии, основанном матерью Марией, стал работать штаб Сопротивления. Понимаете, на это тоже нужно огромное мужество – делать то, что ты можешь, когда все вокруг просто молчат.

Благодаря матери Марии спасли архив Бунина. Она укрывала и вывозила евреев и сбежавших советских военнопленных, давала евреям фиктивные свидетельства о крещении. Вместе с ней в Сопротивлении участвовал и ее восемнадцатилетний сын Юрий. Они спасли многих. Не спасли только себя.

За Юрием Скобцовым и его матерью – православной монахиней матерью Марией, гестаповцы пришли в феврале 1943 года. Дальше был концлагерь. Юрия не стало в феврале 1944 года. А мать Мария 31 марта 1945 года в концлагере Равенсбрюк поменялась платьем с молодой женщиной и пошла в газовую камеру вместо нее. Советские войска освободили этот концлагерь всего через восемь дней. Могла бы дожить. Но она сделала свой выбор и свой шаг через порог.

-4

В 2004 году мать Марию канонизировал Константинопольский патриархат. Католический архиепископ Парижа от имени Католической церкви заявил, что католики также станут почитать мать Марию как святую. В Париже есть улица её имени в том самом округе, где когда-то находилось ее общежитие и штаб Сопротивления. И только у нас о Лизе Пиленко-Елизавете Юрьевне Кузьминой-Караваевой- преподобномученице матери Марии Парижской напоминает только скромная мемориальная доска на доме в Манежном переулке в Санкт-Петербурге.

Почему мы не помним и не хотим чтить своих настоящих героев? У меня нет ответа. Может быть, у вас есть?

----------

Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы сможете, только подписавшись на канал. Поэтому не пожалейте пары секунд, чтобы нажать кнопку "Подписаться", если интересно почитать что-то занятное об истории и интересных местах с ней связанных :)

Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте» и на YouTube