Ваш ребенок ни минуты не может усидеть на месте? Он как «юла», суетлив, задает тысячи вопросов, но не дожидается ответов на них. Часто неуклюж, роняет вещи, проливает чай и сок, ломает игрушки. Ему сложно высидеть на занятии в детском саду или школе. Неутомимый, невнимательный, доводящий самых терпеливых родителей и педагогов до раздражения и чувства собственной беспомощности…
Что это, откуда и почему? Давайте попробуем разобраться. Гиперактивность является врожденным состоянием. Очень важно понимать, что гиперактивность - не следствие неправильного воспитания, – это физиологическая особенность мозга ребенка, которую нужно корректировать.
Обычно такого ребенка видно уже с рождения и основная ошибка родителей в том, что они боятся психиатров и упускают время, когда с большим успехом можно скорректировать симптомы. Лучшим для помощи таким детям является комплексный подход, который включает в себя психологическую коррекцию и медикаментозное лечение. Я предлагаю сфокусировать свое внимание на том, чем мы, педагоги и родители, можем помочь ребенку.
1. Забота о себе. Гиперактивный ребёнок требует много внимания и терпения. У родителей гиперактивных детей чаще других бывает повышенная тревожность, раздражительность они склонны обвинять себя. Подумайте о своих ресурсах, как вы можете восстановить собственные силы. Гуляйте на свежем воздухе, встречайтесь с друзьями, заботьтесь о полноценном сне и отдыхе.
2. Поддержка специалистов. Без помощи специалистов справиться с синдромом дефицита внимания при гипеактивности практически невозможно. Найдите специалистов: врача, психолога, дефектолога, логопеда (если он необходим). Начните коррекционные занятия с ребёнком.
3. Микроклимат в семье. Конфликты между родителями усиливают и ухудшают состояние ребёнка. Родителям важно поддерживать друг друга. Крики и физические наказания бессмысленны и вредны.
4. Не требуйте невозможного. Важно - ребёнок не слушается и отвлекается не потому, что он не хочет поступать правильно, а потому что не может. Хвалите ребёнка за усилия, особенно, когда занятие требует концентрации внимания.
5. Объятия. Физический контакт таким детям очень важен. Обнимайте ребёнка, прижимайте к себе в трудных ситуациях, когда он не может справиться с эмоциями или возбуждением.
6. Режима дня. Для таких детей важен распорядок дня. Чем чётче распорядок дня, тем легче ребенку справиться с собой. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня. Обедайте и ужинайте в одно и то же время. Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать. Помните, что ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.
7. Приоритеты дел. Ведите список важных дел.
8. Спорт. Детям с гиперактивностью противопоказаны соревновательные виды спорта, сложно играть в командные игры (из-за импульсивности и нарушений общения). Хорошо подойдут плавание, лыжи, теннис, ушу, конный спорт.
9. Тренируйте внимание. Игры, развивающие память и внимания необходимы таким детям.
10. Бережное отношение к психике. Оберегайте ребёнка от переутомления, большого скопления людей, массовых мероприятий. Все это приводит к усилению гиперактивности.
11. Полезные занятия. Детям с гиперактивностью необходимо работать с красками, глиной, заниматься творчеством.
12. Релаксация. Научите ребёнка расслабляться и сбрасывать напряжение. Это могут быть специально подобранные игры и упражнения.
13. Тренируем самоконтроль. Я предлагаю несколько игр и упражнений, с помощью которых мамы и папы могут помочь своему ребенку скорректировать его поведение.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, снижают соматические нарушения, успокаивают и снимают стресс, тренирую самоконтроль над поведением и эмоциями.
- Лежа на спине, ребенок делает вдох через нос, при этом надувая животик, как воздушный шарик. Можно положить ручки на животик, чтобы лучше ощущать, как он надувается. Выдох делается через рот.
- Представьте, что вы заблудились в лесу. Чтобы найтись, нужно покричать «ауу», поворачивая голову в разные стороны.
- «Водолаз». Нужно вообразить погружение под воду и задержать
дыхание, насколько это возможно.
- «Мельница». Поднять руки вверх и начать медленно их вращать, изображая мельницу. Упражнение сопровождается звуком «жрр». Постепенно движение ускоряется, а звук усиливается.
- «Воздушный шарик». Дыханием, двигаясь, удерживать надутый
шарик на руке (пальце, голове).
Игры с пуговицами
Вам понадобится 5 пуговиц разной формы и размеров (по весу и форме). Нужно выложит пуговицы в один ряд на небольшом расстоянии друг от друга.
Щелчком пальца нужно запустить пуговицы на равное расстояние. Не всегда детям удаётся правильно распределить силу удара. Повторите упражнение, но предложите ребенку использовать все комбинации пальцев, не только большой и указательный.
Попросите ребёнка отследить, как по-разному работают его пальцы
Идеальный вариант этой практики - когда ребёнок одновременно делает упражнение двумя руками, и левой, и правой. При этом на правой руке, например, работает большой и указательный палец, а на левой – большой и мизинец.
Пуговицы разные по размеру и по весу. И это вообще очень увлекательно, потому что ребенок прилагает одинаковую силу, а вес пуговицы другой, и она летит не так, как надо. И это нужно учитывать. Можно устроить пуговичные соревнования. Играя с пуговицами, ребенок учиться контролировать силу эмоционального посыла, понимать, какой силы выброс энергии он может создать, и к чему это может привести.
Пластилин
Случай из практики. Когда дети приходят ко мне в кабинет, я предлагаю им разные арт-терапевтические материалы: краски, карандаши, пластилин, ткань. Так я заметила, что Миша чаще остального выбирает пластилин. Он лепил миниатюрные фигурки, очень красивые. Мог слепить машинку размером с половину спичечного коробка. И вылепить стекло заднего вида, глушители, фары, ось, к которой крепятся колеса. Мы обыгрывали его работы, я от всей души восторгалась его мастерством. мама же пояснила, что дома не дает ему пластилин, потому «все будет в этом пластилине, не отмоешь». Мы все вместе установили правила техники безопасности при работе с пластилином. И оказалась, что мама волновалась зря. Миша аккуратно играл, убирал свой драгоценный пластилин на место, для поделок ему отвели полочку. Это была победа! У Миши были сильные приступы ярости, которые сложно было контролировать. Он мог кинуть стулом в детей, ударить чем-нибудь тяжелым… Мама боялась того, как они пойдут в школу, серьезно подумывала перевести его на домашнее обучение. Помог пластилин. Миша сейчас всегда носил с собой кусочек и постоянно что-нибудь лепил. Его поведение стало намного лучше.
Гиперактивный ребенок действует, не задумываясь о последствиях, но ни чего плохого не замышляет, и сам искренне огорчается случившимся. Если бы он мог, он бы вел себя хорошо.