В настоящее время в России существует большое количество пробелов и недоработок в области медицины, которое негативно сказывается на каждом из нас. К слову говоря, в теории права нет единого и полного толкования предмета, сущности и значения медицинских услуг. Именно это и негативно сказывается на здоровье населения, в большей части трудоспособного, так как взаимосвязь правового регулирования и качества оказания медицинских услуг очевидна и является одной из передовых проблем современной жизни.
Для начала исследования данной проблемы вернёмся к истории нашего государства и рассмотрим историю развития медицины. Первое узаконенное положение врачей наблюдается в XI веке в Уставе Владимира Святославовича. Далее в Киевской Руси в Русской Правде Ярослава Мудрого было закреплено право медицинской практики. Иван Васильевич Грозный в законодательном сборнике «Стоглав» также не оставил без внимания медицину и отвёл главу правилам содержания больниц. В Своде Законов Российской империи 1833 года посвящён том Врачебному Уставу.
Отдельный сборник юридических актов под названием «Врачебно-санитарное законодательство в России» был издан в 1913 году в Санкт-Петербурге. В большинстве данных документов содержатся вопросы санитарно-полицейского характера, которые оказали значимую роль в развитии основ медицины[7;3].
Изучением историей отечественного законодательства в области медицинского права занималась кандидат юридических наук Гецманова И.В. В своей статье «Из истории отечественного законодательства в области врачевания и охраны здоровья населения» подробно рассматривает о правовое регулирование медицинских услуг в дореволюционный и советский периоды России. Декрет Совета народных комиссаров от 20 января 1918 года привёл к ликвидации приютов и монастырских больниц, следствием которого стали массовые инфекционные заболевания. Однако уже в этом же году был образован Народный комиссариат здравоохранения, который объединил медикосанитарные отделения и была направлена, в большей части, на профилактику различных заболеваний. В результате нескольких следующих Декретов была уже разработана система ответственности медицинского персонала за отказ и оказание неквалифицированной медицинской помощи. Кроме того, за период 1917-1925 гг. огромное значение имело закрытие всех частных медицинских организации и становление их государственными [1; 49].
30 марта 1942 года с целью снизить детскую смертность был издан Приказ Уполномоченного Государственного комитета обороны по проведению противоэпидемических мероприятий НКЗ СССР. Ужесточилась ответственность за проведение абортов, которые были разрешены только в исключительных случаях. Однако в 1955 году Указ Президиума ВС СССР отменил данный запрет. Следующие мероприятия на протяжении 1930-1969 годов были направлены на недопущение эпидемий и массовой гибели граждан.
В статье Сальникова В.П. и Стеценко С. Г. «Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения в советский период» отмечено, что в поздний же советский период не было значимых кампаний по усовершенствованию медицинских услуг и ответственности за оказание недоброкачественной медицинской услуги [6;152].
Говоря о современных проблемах в области наиболее важной структуры в области здоровья и жизни населения, как медицина, была необходимость введения такого нового раздела в праве как медицинское право. Оно призвано увеличением числа врачебных ошибок и других нарушений правил этики медицины. И в настоящее время медицинское право является шестнадцатой отраслью права наряду с уголовным, семейным, налоговым, трудовым, земельным и др. отраслями.
Основанием говорить о самостоятельности отрасли законодательства о здравоохранении даёт Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. №511 «О классификаторе правовых актов», где уделяется внимание таким направлениям как:
1. Управление в сфере Здравоохранения.
2. Медицинское страхование.
3. Медицинская экспертиза.
4. Медицинские учреждения и другие.
Структура законодательства о здравоохранении как комплексное образование включает в себя Конституцию Российской Федерации и целый ряд нормативных правовых актов. В ст. 2, 7, 20, 41 Конституции Российской Федерации определена задача охраны здоровья людей, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закреплены права граждан России на жизнь и здоровье. Конкретизирована данная обязанность государства по охране здоровья населения в целом комплексе нормативных актов, среди которых особо (по своей значимости) следует выделить следующие:
-− Федеральный закон (ФЗ) "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" от 21.11.2011 - №323 - ФЗ (последняя редакция);
-Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010-№ 326 - ФЗ (последняя редакция);
− Федеральный закон (ФЗ) от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации»;
− ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»;
− ФЗ от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; − ФЗ от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О лекарственных средствах»;
− ФЗ от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
− ФЗ от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О радиационной безопасности населения»;
− ФЗ от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
− ФЗ от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
− Закон Российской Федерации от 09.06.1993 г. № 5142-1 (с посл. изм. и доп.) «О донорстве крови и её компонентов»;
− Закон Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979-1 (с посл. изм и доп.) «О ветеринарии»; − Закон Российской Федерации от 22.12.1992 г. № 4180-1 (с посл. изм. и доп.) «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
− Закон Российской Федерации от 02.07.1992 г. № 3185-1 (с посл. изм. и доп.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»;
− ФЗ от 20.05.2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека».
О платных медицинских услугах в государственных и муниципальных медицинских организациях писал А.В. Косолапов в статье «Сравнительный анализ регулирования медицинских услуг как гарантии конституционного права на охрану здоровья в России и зарубежных странах», где справедливо отметил, что это одна из наиболее значимых гарантий конституционного права на охрану здоровья [4;58]. В настоящее время очень популярным становится оказание платных медицинских услуг. В Постановлении Правительства РФ от октября 2012 года №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями правил платных медицинских услуг» чётко обозначены условия, порядок заключения договора и предоставления платных медицинских услуг, а также ответственность исполнителя и контроль за предоставлением платных медицинских услуг.
В соответствие с российским законодательством, на медицинских работников налагается ответственность за ненадлежащее исполнение либо неисполнение условий договора. Говоря об обязанностях потребителя (пациента), на них также налагается ответственность:
1. Оплата стоимости предоставляемых медицинских услуг.
2. Исполнение всех требований для получения качественной медицинской помощи.
Однако потребители вправе потребовать от медицинской организации возмещения убытков при ненадлежащем исполнении условий договора и компенсацию за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами организации.
При несоблюдении медицинской организацией сроков исполнения услуг, потребитель вправе потребовать на своё усмотрение:
1. Новый срок оказания услуги.
2. Уменьшение стоимости услуги.
3. Исполнение услуги другим специалистом.
4. Расторжение договора и возмещение убытков.
На практике часто возникают ситуации, когда потребителям не представляют информацию о медицинском учреждении, которое заключает договор на предоставление платных медицинских услуг. В некоторых случаях не указываются сведения о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, номере лицензии, сроке ее действия и об органе, выдавшем эту лицензию.
Кроме того, нередко наблюдаются случаи, когда при проверке медицинских организации и практикующих в нём врачей, оказывается отсутствие необходимой лицензии на осуществление медицинской деятельности, либо истёк срок действия лицензии.
Также установлено немало случаев, когда медицинское учреждение не предоставляет необходимую информацию до заключения договора.
В результате изучения данной проблематики, выяснилось, что данные нарушения зачастую наблюдаются в салонах красоты и стоматологических клиниках.
Например, не сообщается стоимость оказываемой услуги, что приводит к казусным ситуациям. В данном случае наблюдается нарушение прав пациентов: в соответствии со ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей», учреждения, оказывающие платные услуги обязаны своевременно предоставить потребителю информацию об услугах, которые бы обеспечили правильность её выбора [5].
Крайне значимым термином в данной сфере является «врачебная тайна», который обязывает медицинское учреждение хранить в тайне факт обращения пациента за услугой либо сообщать о проведённых мероприятиях и её результатах третьим лицам.
Подводя итоги проделанному исследованию, стоит отметить, что медицинская услуга сильно отличается от прочих видов услуг, так как:
1. Объектом является самое ценное благо человечества – здоровье и жизнь.
2. Качество услуги зависит не только от квалифицированности специалиста, но и от технических ресурсов организации.
3. Имеет место повышенных требований к квалификации исполнителя.
4. Результат оказания медицинской услуги не может быть передана потребителем третьему лицу, так как услуга потребляется в процессе её оказания.
Литература:
1. Гецманова И.В. Из истории отечественного законодательства в области врачевания и охраны здоровья населения // Медицинское право. – 2010.- №3.- с. 49-56
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая: принят Гос. Думой 21 октября 1994 г., одобрен Советом Федерации 30 ноября 1994 г.: с изм. и доп. на 29 июня 2009 г. - М.: Проспект, 2009. - 105 с.
3. Декрет Совета народных комиссаров от 20 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школ от церкви".
4. Косолапов А.В. Сравнительный анализ регулирования медицинских услуг как гарантии конституционного права на охрану здоровья в России и зарубежных странах // Вестник ВГУ. – 2017. - №3. – с. 58- 66
5. О защите прав потребителя: федеральный закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 ФЗ: по состоянию на 3 июня 2009 г. - М.: Проспект, 2009. - 23 с.
6. Сальников В.П., Стеценко С.Г. Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения в советский период // Журнал российского права. - 2002. - № 1. - с. 152-161.
7. Фрейберг Н.Г. Врачебно-санитарное законодательство в России: Узаконения и распоряжения правительства по гражданской, медицинской, санитарной и фармацевтической частям. - Спб., 1913. – 1107 с. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/405820
https://elibrary.ru/item.asp?id=42869082