Еще одно когнитивное искажение. Его в 1920 году описал психолог Эдвард Ли Торндайк. А позже подтвердили и другие психологи, например, Д. Лэнди, Г. Сигал,Ф. Кардеса, А. Сундара и Т. Носуорси.
Суть искажения: если человек запомнился вам каким-то положительным качеством, автоматически вы наделяете его другими положительными качествами. И наоборот: если при первом знакомстве человек произвел на вас плохое впечатление, вы приписываете ему кучу плохих качеств.
Отсюда рождается всякое «Он не мог так сделать» и «Не думала, что он способен на это» (в хорошем и плохом смысле).
А еще на базе этого же эффекта рождаются всякие клише и прозвища. Запомнили вас по какой-то одной черте и все — других не замечают, особенно тех, которые никак не похожи на первую.
Другое название феномена — гало-эффект.
Некоторые исследователи так вдохновились эффектом ореола, что пошли дальше и выявили другие интересные особенности мышления и восприятия:
- люди чаще приписывают положительные качества тем, кто кажется им привлекательным внешне — считают, что раз человек красивый, значит он еще и добрый, умный и т.д.;
- человек автоматически начинает доверять тому, кто понравился ему внешне;
- люди склонны вестись на внешний лоск, например, красивые фото в социальных сетях, статусную одежду — больше доверяют человеку, который демонстрирует это.
Еще эффект ореола интересно распространяется на образ известных людей, например, актеров или музыкантов. Бывает ведь как: зацепились поклонники за образ, а потом удивляются, что в жизни медийное лицо совсем не такое.
Можно ли ослабить влияние эффекта на себя? Да. Как минимум, теперь вы знаете об этом эффекте. А как максимум нужно развивать эмоциональный интеллект — способность понимать и распознавать свои и чужие эмоции. А еще критическое мышление — способность рассматривать что-то с разных сторон, анализировать цельно и по частям, оценивать, критиковать, проверять.
Ссылки на исследования, которые я использовала при написании статьи: 1, 2 , 3.
Статьи, которые могут вам понравиться:
Живите и процветайте!🖖