Найти в Дзене
ШЕСТЬ ОКЕАНОВ

Атомоход К-40 Героя СCCР Вадима Березовского ждал приказа ударить по Англии с севера

В этом году – очередная и «юбилейная» годовщина так называемого Карибского кризиса (осень 1962 года) – обострения военно-политических отношений между Советским Союзом и странами НАТО. По убеждению многих обывателей, в конфликте на море тогда участвовали только советские торпедные дизель-электрические подлодки проекта 641А Северного флота. В самом деле, американскую блокаду революционной Кубы тогда прорывали четыре североморских подлодки из состава 69-й дивизии. Однако мало кому известно, что в конфликте участвовал ещё и наш атомный подводный ракетоносец. С его командиром (впоследствии Героем Советского Союза) Вадимом Березовским мы были знакомы. И Вадим Леонидович о своём участии в Карибском кризисе мне рассказывал. Атомные подводные ракетоносцы 658 проекта на тот час были самыми новыми подлодками, а К-40 Березовского вообще незадолго до этого пришла на Северный флот из Северодвинска. Именно из-за новизны корабля её и решили включить в состав развёртываемых Советским Союзом своей флотс

В этом году – очередная и «юбилейная» годовщина так называемого Карибского кризиса (осень 1962 года) – обострения военно-политических отношений между Советским Союзом и странами НАТО. По убеждению многих обывателей, в конфликте на море тогда участвовали только советские торпедные дизель-электрические подлодки проекта 641А Северного флота.

Герой Советского Союза Вадим Леонидович Березовский
Герой Советского Союза Вадим Леонидович Березовский

В самом деле, американскую блокаду революционной Кубы тогда прорывали четыре североморских подлодки из состава 69-й дивизии. Однако мало кому известно, что в конфликте участвовал ещё и наш атомный подводный ракетоносец. С его командиром (впоследствии Героем Советского Союза) Вадимом Березовским мы были знакомы. И Вадим Леонидович о своём участии в Карибском кризисе мне рассказывал.

Атомные подводные ракетоносцы 658 проекта на тот час были самыми новыми подлодками, а К-40 Березовского вообще незадолго до этого пришла на Северный флот из Северодвинска. Именно из-за новизны корабля её и решили включить в состав развёртываемых Советским Союзом своей флотской группировки в Европе. Тот наш разговор с Вадимом Леонидовичем состоялся в декабре 2001 года (с ним также присутствовал бывший его шифровальщик на К-40 Александр Иванович Донцов). Березовский вспоминал:

- Атомные подлодки у нас уже были, но вот беда – все они часто выходили из строя. Пытались, было «вытолкнуть в море» торпедную АПЛ (атомную подводную лодку) подобную К-3 «Ленинскому комсомолу». Так у неё на выходе из базы приключилось ЧП с реактором. Головная же лодка нашего проекта – К-19 тогда уже получила зловещее прозвище «Хиросима» и находилась на ремонте в Северодвинске. У последующих лодок того же проекта – К-16 и К-33 тоже «текли парогенераторы». Поэтому выбор остановили на нашей, самой боеготовой новой подлодке – К-40. Мы загрузили боезапас в Сайда-губе, вышли в море, полигон № 140, заняли место для старта ядерных ракет – их было у нас в шахтах три, с ними и мотались по полигону, в строго означенное время подвсплывали для сеансов связи. На роль супостата, кажется, была нам определена «добрая старушка Англия».

Ракетоносная атомная подводная лодка проекта 658
Ракетоносная атомная подводная лодка проекта 658

- И чем всё закончилось в том знаменитом конфликте вокруг Кубы для К-40?

- Когда основной кризис миновал, получили приказ возвращаться. Вернулись.

- Вадим Леонидович, до реальной войны оставались часы. Было ли страшно?

- Страха не было, - почти в один голос ответили Березовский и Донцов, - Разве что боялись пропустить сеанс связи с тем самым приказом.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.