Школа дизайна, самая влиятельная концепция стратегии с 1960-х годов, послужила основой для учебных программ бизнес-школ, предложений консалтинговых компаний и подходов к корпоративной стратегии, которые мы знаем сегодня. Остатки школы все еще можно выявить в каждой школе стратегии, которая развивалась с тех пор.
Двумя источниками, которым приписывают мышление, лежащее в основе школы дизайна, были книга Филипа Селзника 1957 г. "Лидерство в управлении" и книга Альфреда Чандлера 1962 г. "Стратегия и структура". Идея особой компетентности была предложена Селзником, который подчеркнул важность синхронизации “внутреннего состояния” организации с ее “внешними ожиданиями”. К 1960-м г. академические дискуссии были сосредоточены на выявлении сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, с которыми компания сталкивалась на рынке. Упражнение, обычно называемое SWOT-анализом, все еще используется и по сей день, с четкой стратегической целью создания “подгонки” путем манипулирования как внешними, так и внутренними факторами.
Несколько лет спустя Альфред Чандлер присоединился к школе дизайна, внеся свой вклад в понятие бизнес-стратегии и ее структуры. Классическое определение стратегии Чандлера 1962 г. было сосредоточено на определении основных долгосрочных целей и задач предприятия. Он рассматривал стратегию как имеющую “две специфические характеристики: множество отдельных операционных подразделений, управляемых иерархией наемных руководителей". На самом деле отличительной чертой школы дизайна была ее особая основа в области экономики. Тематическое исследование было выбрано в качестве основного метода разработки стратегии.
Школа дизайна 1960-х г. заложила основу для последующих стратегических направлений, таких как школы планирования и позиционирования. Предпосылки школы дизайна продолжает доминировать в стратегии даже в ХХI веке.
Реальный импульс для развития мышления в школе дизайна пришел из Гарвардской школы бизнеса. Как заявил Кеннет Эндрюс, выдающийся сторонник школы дизайна, последовавшее за этим “создание бизнес-школ обеспечило основу для обучения стратегических менеджеров, а разделенная структура организаций предоставила им форму для работы”.
Следует отметить, что в 1959 г. Фонды Карнеги и Форда провели исследования учебных программ бизнес-школ и пришли к выводу, что “чтобы противостоять разрозненному "органическому" росту программ с различными "специализациями", необходимо было осознать, что экономика традиционно обеспечивала единственную теоретическую основу для изучения бизнеса.” Исследование фондов показало, что экономика служит центральной основой, из которой вытекают все остальные курсы по менеджменту. Исследования Карнеги и Форда выступали за стандартизацию высшего уровня учебных программ. Они рекомендовали основные курсы, которые позволили бы студентам завершить то, что они узнали в различных областях бизнеса, а курсы по корпоративной стратегии стали вершиной образовательного треугольника.
Отчеты Фондов Карнеги и Форда об учебных программах бизнес-школ не только укрепили, но и увековечили представление о компаниях как о треугольных иерархиях. Представление Ансоффа и Чандлера об организациях также было треугольным. Это видение “вершины треугольника” соответствовало представлению школы дизайна о том, что те, кто находится на вершине организации, как правило, знают всё лучше всех - идея, которую многие организации и бизнес-школы увековечивают даже сегодня.
Контекстуальный фон 1960-х и 1970-х г. способствовал созданию таких школ стратегии, как школы дизайна и планирования. Считалось, что ответственность за стратегию лежит на избранных кадрах высокообразованных планировщиков, находящихся на вершине корпоративного треугольника.
#стратегия
#дизайн
#swot-анализ
#лидерство
#Ансофф