Найти тему
Елена Холодова

Когда смех - не грех

яндекс фото
яндекс фото

"Столько труда, нервов, а продуктов одних сколько...Сто раз делали, но именно сегодня надо было ему подгореть.." - тихо рыдала, присев к окну, заглянувшая на большой перемене в учительскую колледжа кондитерша Галя. Галин в коллективе - две. И обе - Михайловны. Чтобы различить, о ком речь, каждой присвоено звание сообразно роду деятельности. Эта Галя ведёт профессиональные модули на поварском отделении, потому и зовётся кондитершей. Она совсем молодая, работает третий год, потому и не обижается на прозвище, а, наоборот, гордится.

Как-то непривычно тихо в последнее время у нас в учительской. Даже не тихо, а - никак. Нет настроения по вполне понятным причинам. Раньше бы хлебосольную паникёршу Галю обязательно кто-то утешил, она, ещё пару раз всхлипнув, побежала бы к себе в мастерскую, и поплыл бы по всему этажу восхитительный аромат ванили, кардамона и корицы, что издавали принесённые Галей печенья, слойки и прочие рогалики. И раза четыре кипятила бы Люся, зам. по учебной, чайник.

А тут.. Тут кто-то бесцветным голосом просто из вежливости спросил, что именно подгорело, и какой такой сегодня особенный день. "Бисквит! Тема у меня сегодня - бисквит. И Андрей Палыч пришёл на занятие. Что-то всё время писал. Велел завтра прийти. Будет анализ занятия делать." - и Галя снова залилась слезами.

"Бывалые" переглянулись между собой, пряча иронические полуулыбки. Андрей Палыч ведает учебно-производственной работой и учебной практикой, замещая в этой части директора. Работает лет пять-шесть. Опытные профессионалы его не воспринимают, поскольку он, имея сельскохозяйственное образование, весьма далёк от того, чтобы дать оценку работе коллег, допустим, отделения товароведения. Но административный ресурс - вещь серьёзная. Вот и рыдала Галя.

И так стало мне зябко и неуютно от этого всеобщего "никак", что решила я Галю утешить одним ярким эпизодом из богатой своей педагогической биографии.

"Галь, горелый твой бисквит - это, можно сказать, ничто. Другой завтра испечёшь. А вот во что встряла я, в твоих будучи годах, тебе и не снилось."

Одна коллега голову подняла, оторвавшись от телефона, другая...

"Я по распределению стала работать в училище. На портных там учили. И почти сразу определили меня в заместители директора по воспитательной работе. Обязанностей - миллион. И миллион первая - дежурство по училищу с 7 утра до 22.00. Подъём проверить в общежитии, завтрак, целый день - занятия, обед, потом кружки-секции всякие, ужин, а после - еле живая - домой. В одно такое утро бегала по квартире, собираясь. Юбку нагладила и повесила на дверь, не надев сразу, чтоб не помять. Наспех позавтракала, в ванной наскоро красоту навела, пшикнула пару раз (были времена!) Turbulences Revillon, глядь: опаздываю! Сорвала с вешалки пальто, сапоги уже на бегу застёгивала и - на дежурство.

Хожу по столовой туда-сюда, зал - огромный, девочек-учениц человек 200 завтракает. Подошла к раздаче расписаться в журнале дежурств, а повариха тётя Сима, лет 50 с плюсом и размером таким же - мне: "Слышь, воспитательша, ты пальто-то запахни. Ты где ночевала сегодня?" И громогласно захохотала на всю кухню. Я глянула вниз, и даже кожу головы мне стянуло от полноты ощущений. Юбка-то моя так и осталась висеть дома, на двери. Свитер на мне длинный был. Но его всё равно было мало... А ты - бисквит... занятие...Андрей Палыч...Вот где позору-то было.."

...Хохот в учительской стоял - стёкла в шкафах дрожали. "Сергеевна, правда, что ль? А колготки-то хоть были на тебе?" - изощрялись стосковавшиеся по позитиву коллеги. - "Были. Самого что ни на есть телесного цвета." Ха-ха-ха!

На смех заглянул серьёзный историк Валерий Васильевич. Кабинет - через стенку. Его быстро ввели в курс дела, он, тоже посмеявшись, решил это хорошее дело продолжить. "Я, когда в лицее работал, принимал экзамен по истории. Группа была - строители-отделочники. Сел один отвечать. Знаний - ноль. На уроках пару раз в месяц появлялся, не чаще. "Можно" - говорит. - я с листка, по которому готовился, читать буду? Я волнуюсь." " Да хоть как отвечай, лишь бы.." Ну он и начал: "25 октября 1917 года крейсер "Аврора" произвёл 2140 залпов по Зимнему. Это в Петрограде." Я аж взмок. "Ты что, очумел?! Где ты взял такое?! Один! Один выстрел был! Если бы столько - так с лица земли Питер снесён был бы!" - " Я в конспекте прочитал.." - "В каком?! У тебя его сроду не было!" - "Мне Чижов дал. У него "четыре" по истории." - "Где конспект? Неси сюда!" Принёс. А там - время! 21.40! Даже списать толком не сумел. Я прямо выдохся от всего этого, пишу в ведомости "удовлетворительно" и спрашиваю на прощанье: "Ты хоть знаешь, кто такой Ленин? " Он, счастливый, что сдал: "Ну, князь какой-то..." Я только рукой махнул...

...Прозвенел звонок. Все пошли по своим группам. Порозовевшие, улыбающиеся. И то самое "никак" - отступило. Может, не надолго. А потом, может, кто-то вспомнит что-то ещё, и мы снова будем смеяться, и как-то легко станет где-то внутри...

Мне днями попалось вот что - «Люди принимают все так серьезно, что это становится обузой для них. Учитесь больше смеяться. По мне, смех так же свят, как и молитва»

Мало молиться мы стали...