Найти в Дзене

НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕРЕЗ КУЛЬТИВИРОВАНИЕ В ЖЕНЩИНЕ ЧУВСТВА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

В трудах некоторых отечественных психологов (Мельниковой, Коноваловой, Ананьева) чувство вины является важным механизмом формирования нравственности. Однако нравственность, основанная на чувстве вины, не способствует проявлению нравственного отношению к человеку со стороны других людей. Добродетель, основанная на страдании, приводит к убеждённости в собственной уязвимости и неспособности влиять на ситуацию. В таком человеке окружающие видят не нравственную личность, а слабое существо.

Тем не менее именно такая "нравственность" - через культивирование в человеке неполноценности до сих пор преподносится как эталон воспитанности. Особенно в воспитании девочек. В издании "Золотая книга этикета" под авторством В.Ф. Андреева(2004) есть несколько любопытных цитат: "Как правило, причиной этих ссор и конфликтов (в семье - прим.) являются женщины"(с.18); "женщина, которая пытается парировать патриархальный натиск мужа, обвиняет его в бытовой пассивности, совершает ошибку, забывая об индивидуальных особенностях супруга, о том, что не каждый мужчина способен помочь во всех домашних делах"(с.21); "атмосферу спокойствия и умиротворения, душевности и благожелательности создаёт в семье именно жена - хозяйка дома"(с. 21); "если мужчине ещё можно извинить мелкие огрехи в соблюдении правил приличия, то хозяйке дома хорошего тона, этикета, утончённых манер и вежливости непростительно"(с.22).
В подобных фразах очень ярко выражаются двойные стандарты так называемого этикета, основная цель котрого - не в том, чтобы научить человека правилам гармоничного существования с другими людьми, а достичь этой "гармонии" за счёт преврашения женщин в молчаливых удобных прислужниц.

Сколько я себя не помню, я всегда старалась быть для своей семьи и окружающих максимально удобной. С 8 лет я готовила, мыла полы, расставляла вещи по местам и протирала пыль к приходу родителей, параллельно умудряясь сделать все уроки и посетить кружки. Став старше - училась на бюджете, принося стипендию в дом и умудрялась подрабатывать. Однако мною всё равно оставались недовольны. Наверное потому, что иногда я уставала от обязанностей и говорила "нет" на просьбы, которые я не в состоянии выполнить. В моей семьте это называли "неуживчивость" и "сложный характер". Я ощущала свою неуместность в мире, неспособность и невозможность быть "нормальной". Сколько бы усилий я ни прилагала для того, чтобы быть "идеальной дочерью/подругой/ученицей" - всё оказывалось тщетно.
"Все проблемы нашей семьи - из-за тебя", "почему у всех дети нормальные, а ты - странная?", "что-то сломалось - явно не обошлось без твоего участия", "тебя чмырят в школе? Значит, заслужила. Нормальных девочек не обижают", "не выноси сор из избы, во всех проблемах только твоя вина".

Однажды, когда я ехала в поезде, мне пришла в голову необычная и пугающая мысль. Она состояла в том, что я не должна была вообще рождаться и марать землю своим существованием. У родителей должен был родиться ДРУГОЙ ребёнок, а я занимаю его место, случайно попав в список Божественного замысла вместо дочери/сына моих родителей. Этого ребёнка любили бы и уважали сверстники, он/она радовал(а) бы моих родителей, не позорил(а) бы семью странным видом и поведением. Этот ребёнок не был бы ПРОБЛЕМОЙ.

Но именно в тот момент пришло и осознание того, что если на свет появилась я - Я, а не кто-то другой, - значит, именно я и должна жить в этом мире. Если я, такая странная, проблемная, конопатая, горбоносая и неуживчивая существую, значит, Вселенная этого очень захотела. Стало быть, моя жизнь в рамках Вечности намного важнее недовольства нескольких отдельно взятых личностей. И подобное ощущения - замысла Вселенной на тебя - побуждает взглянуть на себя другими глазами.

А также понять, что нравственность не зависит от пола и предполагает не аскезу, а человечность. Ведь на каждого из нас Вселенная имеет замысел. А потому каждый заслуживает уважительного отношения.