Найти в Дзене
My Music Memories

Изображая музыку, или О чем нам говорят обложки альбомов

Всем привет! Раньше я собирал CD-альбомы, mp3-сборники, DVD с концертами и клипами музыкальных групп. Бывало, что и сам рисовал обложки для мною переписанных дисков. С недавних пор я стал коллекционировать винил. Соответственно, сколько пластинок, столько и обложек. Все мы их любим, рассматриваем, выбираем экземпляры с непотрепанными конвертами, ставим на полки, в рамки, фотографируем и хвастаемся друг перед другом; обложками украшают интерьер квартир, ресторанов и магазинов; обложки успешных альбомов приносят славу их авторам, а безуспешных - просто становятся элементом их портфолио; под изображение обложек декорируют сцены на концертах артистов; с изображением обложек годами выпускается и покупается куча музыкальной атрибутики; люди "косплеят" сюжеты обложек (сколько народу перешло через улицу Эбби Роуд, как на знаменитой фотографии Beatles?), набивают татуировки с обложками любимых альбомов и так далее.

Обложки альбомов в квартирах меломанов заменили картины (здесь и далее - изображения из Интернета)
Обложки альбомов в квартирах меломанов заменили картины (здесь и далее - изображения из Интернета)

Как визуальный элемент альбома обложка выполняет очень важную функцию. Особенно это актуально сегодня, в эпоху стриминг-сервисов. Если ещё лет 40 назад многие слушатели очередного альбома группы его обложки, что называется, в глаза не видели (поскольку зачастую альбомы переписывались друг у друга с кассеты на кассету, с бобины на бобину), то сегодня, с учётом невероятного количества выпущенной и доступной к прослушиванию музыки, альбомы во многом "встречают по обложке". Прежде всего, альбомы групп не очень известных. Допустим, вы решили послушать что-то новенькое из жанра рок. Открываете стриминг-приложение и начинаете искать. На что вы обратите внимание? Если в списке альбомов будут альбомы от вам известных артистов, возможно, вы сделаете сразу свой выбор в их пользу. А если ни один из исполнителей вам не знаком? Перед вами 50 случайных новых альбомов. Рискну предположить, что вы обратите внимание либо на названия (исполнителей и альбомов), либо на обложки - эти картинки, сопровождающие (а по сути - визуально презентующие) неизвестный музыкальный материал. Если обложка вам приглянулась, вы уже обратите внимание на альбом (то есть дадите шанс самой музыке, визуально преподнести которую она и должна).

Аналогичный выбор вы делаете и, например, в магазинах с виниловыми пластинками. Когда вы не ищете что-то конкретное, а просто озираетесь по сторонам, бегло сканируете множество обложек, и что-то в итоге вас да зацепит. А что именно цепляет в обложке - вопрос сугубо индивидуальный. Кому-то нравятся расписные пейзажи природы, кому-то - что-то абстрактное и так дальше.

Магазин виниловых пластинок "Звуковой барьер" (г. Москва)
Магазин виниловых пластинок "Звуковой барьер" (г. Москва)

Вообще изначально я затевал эту статью из-за идеи-вопроса о том, какую роль обложки альбомов занимали в разное время. Чтобы анализ был предметным, я решил ограничить его временными (с 60-х до наших дней) и жанровыми (рок) рамками. Сразу оговорюсь: конечно же, в существующих количественных масштабах рок-альбомов указанного периода я знаю, наверное, в лучшем случае несколько процентов, но, думаю, какие-то основные общие (предварительные) выводы попытаться сделать можно на основании и этих данных. Если же никаких выводов сделать и не получится, то, во всяком случае, мне было бы интересно это пообсуждать и услышать ваше мнение на этот счёт.

1. Рок-альбомы 1960-х годов.

Почему я решил начать с этого времени? Потому что рок в том смысле, который все обычно имеют его в виду, начался именно тогда. Известны альтернативные точки зрения, покоящиеся на хрестоматийных утверждениях, что рок зародился с такой-то конкретной песни ещё до 60-х, где уже звучала какая-то перегруженная гитара, но это отдельные случаи, которые не дают оснований говорить о зарождении рока как жанра в то время. Наверное, в этом плане не стоит рассматривать и рок-н-ролл до 60-х.

Итак, какие обложки рок-альбомов существовали в 60-х? Уточню вопрос: что, как правило, изображали на обложках альбомов в 60-х? В первой половине 60-х на большинстве обложек изображались фотографии исполнителей. Фотографии бывали самые разные, но в основном это были улыбающиеся музыканты (часто с гитарами и другими музыкальными инструментами), сделанные либо в фотостудиях, либо на сцене, либо на природе, либо еще где-то. Как правило, музыканты были прилично одеты, улыбались или стояли с нейтральным выражением лица. Наверное, это была дань сложившейся традиции обложек пластинок предыдущих лет, где условный Фрэнк Синатра в шляпе улыбался у микрофона. То есть обложка несла сугубо утилитарную функцию - презентовать исполнителя кратко и понятно. Посмотрев на обложку альбома, его потенциальный покупатель должен был сразу понять, что перед ним, к примеру, альбом:

1) песен, исполненных мужчиной (несколькими мужчинами), чьё (чьи) фото красуется (красуются) на обложке;

2) название альбома предварительно сообщало основное настроение песен, соответственно, в сознании будущего слушателя уже будут какие-то данные о том, чего ему следует ожидать от музыки.

Да вот, собственно, и вся формула. Работает ли она? Давайте проверим на нескольких примерах.

1. The Kinks - Kinks (1964). На обложке стоящие рядом друг с другом классические четверо парней в костюмах; выражение лица у каждого нейтральное. Отсутствие гитар и каких-либо иных предметов на обложке не даёт сделать вывод о том, что же у нас тут за музыка. Единственное, тон обложки выполнен в цвете охра, что создаёт несколько тревожный или настораживающий эмоциональный оттенок.

-3

2. The Yardbirds - Five Live Yardbirds (1964). Общий концепт тот же, но исполнители стоят у решетчатого забора и улыбаются (или ухмыляются). Уже какая-то дополнительная эмоциональная окраска.

-4

3. The Beatles - альбомы с 1963 по 1965 гг. Четверо парней с различными эмоциями, снятые в разных местах. Некоторые исключения составляют альбомы Help! (четверо парней изображают буквы так называемой семафорной азбуки) и Hard Day's Night (много эмоциональных фотографий, создающих своеобразный анимационный эффект).

-5

4. The Rolling Stones - альбомы с 1964 по 1966 гг. То же самое - фотографии.

Обложка альбома 12 X 5 (1964).
Обложка альбома 12 X 5 (1964).

На мой взгляд, формула работает. Обложка сообщала основную информацию, не вводя музыкального потребителя, что называется, в заблуждение насчёт того, что он покупает: песни исполняются изображенными на обложке музыкантами, название коллектива такое-то, название альбома (если оно не совпадает с названием группы) такое-то. Все.

Со второй половины 60-х подход к обложке как к "визуалу" музыки начал стремительно меняться. Значение обложки сильно возросло, теперь она уже выполняет не только функцию "фотоудостоверения" артистов, но и:

1) становится инструментом рекламы музыкального релиза;

2) позволяет сопроводить музыкальный материал главным изображением, увидев которое, в голове у покупателя оседала первая визуальная ассоциация, уже в направлении которой он представлял себе в голове все остальное (то есть все восприятие слушателя начинало закручиваться вокруг и благодаря изображению на обложке).

Обложка стала жить сама по себе. У одного и того же альбома могло быть несколько совершенно разных обложек при издании его в разных странах (либо из соображений соблюдения каких-то традиций и норм, принятых в той или иной стране, либо по "хотелкам" лейблов, либо по каким-то иным причинам).

Появление всяких "хитрых" поджанров типа прогрессив-рока и психоделик-рока повлекли за собой соответствующие веяния и в оформлении обложек альбомов. Забавно, что это явление стало таким же массовым, как и предыдущая "фотолихорадка" первой половины 60-х. Нет, фотографии на обложках никуда не делись, но теперь, если на обложке и размещали фото, оно часто сопровождалось каким-то визуальным эффектом.

The Rolling Stones - Between the buttons (1967). Еще пример размытого фото - дебютник Pink Floyd, обложку которого видели, наверное, все.
The Rolling Stones - Between the buttons (1967). Еще пример размытого фото - дебютник Pink Floyd, обложку которого видели, наверное, все.

Прижились на обложках альбомов и одинаковые "расписные" шрифты.

Обложки альбомов The 13th Floor Elevators, The Aggregation, Jimi Hendrix Experience, Deep Purple
Обложки альбомов The 13th Floor Elevators, The Aggregation, Jimi Hendrix Experience, Deep Purple

К концу 60-х обложка окончательно сформировалась как самостоятельное произведение искусства. Конечно, в момент их создания такого значения им никто не придавал - музыканты (либо курирующие их лейблы) выбирали интересные картины, любопытные абстрактные фотографии, которые могут красоваться на лицевой стороне конверта.

Одни из самых известных "вегетарианских" обложек (альбомы The Velvet Revolver & Nico и Can), а также альбомы Rare Bird и Fleetwood Mac
Одни из самых известных "вегетарианских" обложек (альбомы The Velvet Revolver & Nico и Can), а также альбомы Rare Bird и Fleetwood Mac

На обложках стали изображать переделанные картины известных художников:

Единственный альбом группы Morgen (1969)
Единственный альбом группы Morgen (1969)

Некоторые обложки стали сами по себе легендарными картинами:

Разворот обложки дебютного альбома King Crimson. Художником выступил Барри Годбер, для которого обложка «In the Court of the Crimson King» оказалась единственной работой  (спустя год он умер от сердечного приступа в возрасте всего 24 лет).
Разворот обложки дебютного альбома King Crimson. Художником выступил Барри Годбер, для которого обложка «In the Court of the Crimson King» оказалась единственной работой (спустя год он умер от сердечного приступа в возрасте всего 24 лет).

Таким образом, в 60-х обложка альбома прошла путь развития от обычной ("дежурной") фотографии музыкантов до уникальной картины, ценной самой по себе, в отрыве от музыки. Обложки стали дополнять музыкальные и лирические идеи, заложенные в самих песнях; создали почву для дополнительных размышлений и споров о том, что же на самом деле имелось в виду музыкантами в том или ином альбоме. Удачное оформление конверта пластинки стало важной и непростой задачей в деле выпуска музыкальных релизов. На помощь музыкантам в этом деле пришли не только художники, специализирующиеся только на оформлении рок-альбомов, но и целые дизайнерские студии, создавшие не один десяток уже ставших классическими обложек рок-альбомов.

Продолжение следует.

#обложка #музыкальные обложки #cover art #rock #rock music #рок-музыка #рок #музыка