К лекции, которая состоится 20 марта в 12:00 мы подготовили несколько интересных фактов о Дроттнингхольме и Королевском дворце в Стокгольме.
Название «Дроттнингхольм» («Остров королевы») восходит к XVI веку, когда Юхан II поручил архитектору Виллему Бою выстроить на острове посреди озера Меларен (недалеко от Стокгольма) дворец для своей супруги Екатерины Ягелоники. Когда же появился барочный дворец, его сразу стали именовать скандинавским Версалем. И, действительно, это первая постройка такого типа на Севере Европы.
Название дворца оказалось судьбоносным. Его долгая история помнит имена и его владелиц. Помимо Екатерины Ягелоники (XVI в.) позже дворец принадлежал еще двум шведским королевам: Хедвиге Элеоноре ( XVII в.) – бабушке Карла XII – и Ловисе Ульрике (XVIII в.) – матери Густава III ( правда, позже и ему самому). В дальнейшем вписали свое имя в историю дворца короли Оскар I, Густав V, Густав VI Адольф.
Поскольку Дроттнингхольм за всю свою долгую историю с XVI века неоднократно перестраивался, много архитекторов вписало в нее свои имена. Основными же считаются отец и сын Тессины, причем оба по имени Никодемус. Их так и стали называть Никодемус Тесин Старший и Никодемус Тессин Младший. Их же мы вспоминаем и в связи со строительством Королевского дворца в Стокгольме, причем еще один Тессин – Карл Густав – внук Тессина Старшего и сын Тессина Младшего Старшего – также причастен к перестройке этого дворца.
Главный архитектор Дроттнингхольма Никодемус Тессин Младший был учителем Доменико Трезини – первого архитектора Санкт-Петербурга, ставшего одним из главных представителей архитектурного стиля «петровского барокко». Сам же Тессин получил в свое время заказ от Петра Великого спроектировать церковь Святого Апостола Андрея в Санкт-Петербурге. Готовый проект, к сожалению, так и не был реализован.
Парадная лестница Дроттнингхольма (арх. – Никодемус Тессин Старший) принадлежит к наиболее монументальным образцам интерьера раннего шведского барокко. Скульптура, использованная для ее украшения, отражает представление об уникальном положении Швеции как ведущей культурной нации того времени. Согласно шведской историографии XVII века, библейский рай находился в Швеции, а шведские монархи являлись потомками старца Ноя по прямой линии. Таким образом, королева Хедвиг Элеонора представлялась правительницей райской земли, а статуи Аполлона и Афины в фонаре лестничной клетки призваны были подчеркнуть ее величие.
Необычайно красив интерьер «Парадной спальни» королевы Хедвиг Элеоноры, изобилующий золотом, в колорите которого первоначальный черный цвет (траурный – цвет траура по супругу королю Карлу X Густаву: молодая королева овдовела в 24 года) со временем был заменен на голубой (королевский).
Дворец составляет единое целое с регулярным парком, в основном созданным уже Тессином Младшим (проект 1681 г.), в котором не раз бывал знаменитый выдающийся ученый-ботаник Карл Линней. В парке сохранились уникальные китайские деревья, а также сейчас восстановлены фонтаны и водопады. Вторая часть парка – прекрасный пейзажный английский парк – идеальное место для отдыха и релаксации.
Если главный дворец Дроттнингхольма был подарен Ловисе Ульрике в 1744 году в качестве свадебного подарка, то еще один подарок от короля она получила на свой день рождения летом 1753 года. Это был деревянный Китайский павильон. Изготовленный тайно в стокгольмском арсенале накануне этого дня, он был перевезен по воде в Дротнингхольм и собран. Сын королевы, семнадцатилетний Густав (будущий Густав III), одетый как китайский принц, преподнес матери на красной вельветовой подушечке с золотыми кисточками ключи от павильона.
Китайским павильоном восхищались, его любили и часто использовали, но вскоре он износился, поэтому в 1763 году его снесли и обновили в камне в духе рококо. И это здание стоит до сих пор. Его построил архитектор К. Ф. Аделькранц, перестраивал К. Хорлеман, и закончил Ж. Э. Рен в 1769 году. Из выполненного ими наилучшим считается бывшая картинная галерея, переоформленная Ж. Э. Реном около 1760 г. в библиотеку.
Китайский павильон – не единственная постройка К. Ф. Аделькранца в Дроттнингхольме. В 1766 году он также построил и здание театра (1766) - старейшего театра в мире, который до сих пор стоит в первоначальном виде, с тем же интерьером и теми же механизмами за занавесом! И все еще с репертуаром спектаклей XVIII века.
Дроттнигхольм с 1981 года является жилой резиденцией шведской королевской семьи. Несмотря на это, и дворец и парк в настоящее время открыты для посещения туристами (с 1991 года Дроттнингхольм внесен в список ЮНЕСКО). И. если повезет, то находясь там, можно увидеть настоящего короля!
Парадной же резиденцией шведских монархов является Королевский дворец в центре столицы Швеции – Стокгольме. Несомненно, существует невидимая связь между такими разными дворцами как Дроттнигхольм и Королевский дворец Стокгольма. Их связывает не только имя архитектора, но архитектурные замыслы того времени: на этот раз барочный дворец ориентировался на Лоренцо Бернини.
Строительство дворца было поручено Никодемусу Тессину Младшему в 1697 году, когда неожиданно сгорел перестроенный накануне старый дворец «Тре крунур». Пожар «развязал» руки архитектору, и вскоре он представил план нового дворца, который и был воплощен, правда, вместо шести лет на его строительство ушло более пятидесяти лет. Он был закончен лишь в 1754 году уже другим архитектором (К. Хорлеманом).
Тронный зал – один из выдающихся залов дворца, насчитывающего около 600 помещений. В нем до сих пор находится уникальный серебряный трон королевы Кристины XVII века.
Напротив Тронного зала во дворце находится дворцовая церковь (уникальное сочетание и смелое решение архитектора), а также очень интересные музеи: Королевская сокровищница, Королевская Оружейная палата, Галерея антиков Густава III, музей истории замка «Тре крунур» и галерея орденов в залах самого дворца.
Узнайте больше на лекции 20 марта в 12:00. Занятие можно посетить как онлайн, так и офлайн, а также приобрести запись.