Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Как джентльмен дичает в Ирландии

Итак... раз уж праздник сегодня ирландский, то мы никак не можем избежать разговора об ирландцах же. Я уже несколько раз упоминал тут идиому to go irish, обозначавшую в английском изначально... ну, скажем так, некоторое одичание приличного джентльмена XVI века, оказавшегося рядом с потомками кельтов. Но показывал я это на примере фронтира между Англией и Шотландией, а что же в самой-то Ирландии творилось? Ой-вей...

До решительных (и непомерно жестоких, признаем) действий Кромвеля пока ещё было очень далеко. Нас интересуют 1570-е годы. Какова же ситуация на Зелёном острове?

Несмотря на все попытки англичан навести в Ирландии какой-то порядок и цивилизацию, фактически местные с XII века (момента прихода сюда англичан) ничуть не изменились. А их нравы, социальный строй и уклад жизни даже для XII столетия, положа руку на сердце, уже были... немного диковаты, скажем так.

Короче говоря, на дворе разгар Реформации, начало Нового Времени, а вот в Ирландии по сути продолжается эпоха викингов.

Клановые конфликты, всяческое беззаконие, разгул организованного бандитизма (фактически, целые личные армии местных "авторитетов"), кровная месть, очевидные языческие традиции на католическом стержне — а англичане, кстати, давно уже протестанты. Чтобы понять ощущения приличного англичанина от посещения Ирландии тех времён, пересмотрите знаменитую сцену с табором из фильма "Большой куш" (да, это на самом деле кочевые ирландцы, а не цыгане — не верьте переводчикам).

Даже местная знать, которую англичане старательно пытались привести к собственному знаменателю, упорно не хотела прилично по меркам Лондона одеваться, именовать себя лордами, а также отказываться от торговли краденым и постоянных кровавых стычек друг с другом. Если верить громким словам самих ирланцев, ещё с середины XIV века "не было у англичан власти за чертой Дублина". Я думаю, это всё-таки перебор, но...

А бытие, как говорится, определяет сознание. Ничего удивительного, что многие члены английской администрации в таких условиях менялись в сторону местной специфической атмосферы... вот и Джон Перрот, что получил руководящую должность в Манстере (юго-запад Ирландии, где город Корк), испытал это на себе.

Поначалу-то Перрот взялся за дело наведения порядка лихо, чему наверняка способствовали гены: он был бастардом самого Генриха VIII. В 1570 году Перрот повесил 500 человек, а также издал ордонансы, где махом запретил ирландцам буквально всё, кроме как работать на благо короля.

Мало того, что нельзя теперь было пойти в галлоглассы или керны (вообще был наложен запрет на смену рода занятий, "сыновья должны заниматься тем же, чем отцы"), так даже барды попали под репрессии: только честный протестантский труд, только хардкор. Запретили национальную одежду и праздники, также ввели жёсткие ограничения на торговлю (чтобы пресечь сбыт краденого). И наконец, заботясь о здоровье населения и рациональности траты зерна, Джон Перрот запретил производство виски.

С последним мириться было нельзя. Ирландцы, разумеется, восстали.

Если точнее, восстание и так постоянно тлело на самом юге острова, но теперь банда одного из местных "борцов из свободу" (а фактически, конечно же, самого обыкновенного бандита) Джеймса Фицморриса обрела новую поддержку.

Воевать против айришей было очень трудно. Болота, густые леса, противник знает местность превосходно, а свои проводники — те ещё Сусанины. Солдат мало. Ирландцы воюют бесчестно, в типично партизанском духе: днём это может быть нормальный с виду деревенский, а ночью... И как тут поступить? Перрот пришёл к выводу, что если ты не можешь прекратить что-то, это надо возглавить.

Уже скоро он собрал тех же традиционных ирландских головорезов — кернов и галлоглассов, которых ранее запретил. Обычаи войны тоже были переняты у местных, причём будущий лорд-наместник Ирландии отнюдь не стеснялся излагать в отчётах королеве Елизавете нечто, лично мне сильно напоминающее скандинавские саги. Надо ли говорить, как дивились такой перемене в Лондоне? Приличный человек одичал буквально на глазах!

Апогей безумия наступил к ноябрю 1571 года. Перрот, уставший гоняться за Фицморрисом... вызвал его на поединок! Решающий исход войны! Мол, кто останется жить — тому и править всем Манстером!

От такого ошалели даже бывшие ирландские бандиты, служившие теперь при Перроте: ведь они хорошо понимали, что таких полномочий у их начальника нет. Фицморрис же заподозрил подвох (а возможно, прослышал о том, что Перрот в молодости прославился на турнирах, и до сих пор, в 44 года, был весьма крепким бойцом).

Лидер разбойников предложил решить вопрос по местным традициям: 24 на 24 (есть версия про 12 на 12), причём с ирландским оружием и бронёй, на местных лошадях (это почти пони) и без стремян. Он явно ожидал, что англичанин не согласится.

Но Перрот принял условия. И более того: явился на назначенное поле, с собой приведя требуемый отряд в оговорённом снаряжении. Фицморрис, разумеется, не пришёл.

В скором времени он всё равно сдался англичанам, какое-то время прослужил им, потом бежал во Францию, вернулся, снова разбойничал, и погиб в итоге на ровном месте. Перрот же вскоре стал править всей Ирландией, что продолжалось аж до 1588 года (хотя и с перерывами). Увы, но эта "ирланднутость" ему в итоге аукнулась: обвинение в измене и смерть в Тауэре.

Чему нас учит эта история? Ой, да какая разница... покуда пьёт ирландский народ — Ирландия будет жива! Праздник же, наливайте!

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей!