Найти тему
Азбука-Аттикус

Итальянские мотивы и нумерологические тайны: четыре интересных факта о Чехии из книги «Чешское время»

Оглавление

В 90-е годы журналист и писатель Андрей Шарый уехал на Балканы и настолько влюбился в этот регион, что остался там жить. Он был военным корреспондентом в республиках бывшей Югославии, вел программу на пражском радио и написал несколько книг о странах колоритного полуострова. Одна из них, «Чешское время», недавно вышла на русском языке и лично нас поразила — своей самобытностью, чувством юмора и множеством интересных фактов. Делимся некоторыми из них.

Чехи недолюбливают цифру 8

Куранты на здании Оломоуцкой ратуши (1947–1955). Художник Карел Сволинский. Иллюстрация из книги «Чешское время»
Куранты на здании Оломоуцкой ратуши (1947–1955). Художник Карел Сволинский. Иллюстрация из книги «Чешское время»

В то время как у многих из нас она ассоциируется со знаком бесконечности, песней Земфиры или, на худой конец, Международным женским днем, для чешского общества эта цифра овеяна роковым ореолом. Все дело в пугающей цикличности исторических событий: Чехословакия возникла в 1918-м году, в 1938-м подчинилась Адольфу Гитлеру, в 1948-м — испытала на себе все жуткие последствия коммунистического переворота, а в 1968-м — пережила Пражскую весну, за которой последовало вторжение армий стран Варшавского договора. И даже Бархатная революция «опоздала» всего на год и случилась в 1989-м (правда, и в этой дате есть восьмерка).

Можно было бы скептически заметить, что подобные заявления впечатлят только нумерологов и магов, но Шарый утверждает: эта тема давно укоренилась в сознании чехов и даже нашла отклик у политологов и историков.

Столица с немецким прошлым, но итальянской душой

Пражский Град зимой, вид с Карлова моста. Иллюстрация из книги «Чешское время»
Пражский Град зимой, вид с Карлова моста. Иллюстрация из книги «Чешское время»

Чехия издавна была связана с Германией, но долгое время пыталась это отрицать и брала курс скорее на итальянских соседей. Их южный след и сейчас ощущается во многом. Например, Прага построена в основном итальянскими зодчими: Джованни Батистой Аллипранди, Джованни Доменико Орси, Джованни Батистой Мадерной, Франческо Каратти. В годы царствования Рудольфа II в Праге массово оседали выходцы из Ломбардии, Тосканы и Венето: от военных и торговцев до ученых и музыкантов. Итальянцы основывали в Богемии целые рабочие династии, возводили поместья для чешской знати и даже составляли законы и осуществляли денежную реформу Вацлава II в конце XIII века.

Сейчас, если верить статистике, в Чехии живут тысячи три итальянцев, которые в основном занимаются торговлей и сопряженным с ней бизнесом, а один известный всей стране итальянец, Эмануэле Гадалета, руководит Музеем музыки.

Гёте и Карлсбад

Карловы Вары. Источник: Shutterstock
Карловы Вары. Источник: Shutterstock

Один из самых популярных городов в Чехии — Карлсбад, или Карловы Вары. Тысячи туристов каждый год едут туда за красивыми видами и целебными минеральными источниками.

Важнейшим историческим гостем карлсбадцы считают немецкого писателя Гёте: он провел на курорте в общей сложности три года своей жизни, останавливался в пяти разных домах, а главное, сочинил здесь много своих произведений.

С Карлсбадом (вернее, с соседствущим с ним Мариенбадом) связана и любовная история Гёте. Там он познакомился со своей последней музой, семнадцатилетней Ульрикой фон Леветцов, которая была младше его на 55 лет. Гёте даже просил руки девушки, но получил отказ и посвятил Ульрике трогательную «Мариенбадскую элегию». Интересно, что фон Леветцов не вышла замуж и впоследствии, дожила до 95 лет и больше ничем не прославилась — разве что астероидом, названным в честь безответной любви гения к ней. Сам Гёте после этой печальной встречи больше в Карлсбад не приезжал.

Запахи Остравы

Технопарк Dolní Vítkovice, Острава. Иллюстрация из книги «Чешское время»
Технопарк Dolní Vítkovice, Острава. Иллюстрация из книги «Чешское время»

У каждого народа есть свой язык и свои диалекты, которые заметно различаются в зависимости от региона. Жители чешской столицы наверняка знают отдельные словечки и звуки, по которым можно вычислить, например, уроженцев Брно или Шумперка. Но приезжие из города Острава раньше безошибочно определялись по другому знаку — запаху. Дело в том, что Острава всегда славилась своими промышленными заводами и промзонами, аромат от которых был слышен на весь город. Сероводород, аммиак, жженая резина — такой шлейф приносили домой остравские ребята, когда возвращались с прогулки, и, по воспоминаниям их родителей и бабушек с дедушками, одежду приходилось стирать после каждого выхода на улицу.

Сейчас власти Чехии взяли активный курс на экологию и стараются создать Остраве новый имидж — не промышленного, а зеленого города, который скоро станет центром промышленного дизайна европейского масштаба.

Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.